Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

«Каждую неделю в течение четырёх лет катался по местам силы всех шаманов»

Интервью с режиссёром фильма «Шаман» Михаилом Мерзликиным

На минувшем фестивале «Зимний» показали хоррор Михаила Мерзликина о пожилом шамане, к которому обращаются ради исполнения желаний. Испытывая совесть людей на прочность, он дает им безумные задания. Узнали, как вообще Мерзликин пришёл к этой теме, сложно ли снимать в Хакасии и как в фильм попала Марина Федункив.

«Каждую неделю в течение четырёх лет катался по местам силы всех шаманов»

«Каждую неделю в течение четырёх лет катался по местам силы всех шаманов»

© Михаил Мерзликин/кинокомпания «Ветер перемен»

— Расскажите, как вы начали интересоваться шаманизмом?

— Ещё на истфаке я изучал этнологию, этнографию — это были одни из любимых предметов, и ушёл в обряды, в ритуалы. У меня и курсовые все были с религиоведением связаны, с Русской православной церковью, с зороастризмом, с католицизмом и этнологией. Потом я работал учителем в школе, краеведение преподавал, потом ушёл на местное телевидение, вёл документальный краеведческий проект. И я каждую неделю в течение четырёх лет катался по местам силы всех шаманов, и мне приходилось волей-неволей с ними общаться. И как-то родилась идея.

Последней, наверное, каплей стало то, что к нам приезжают туристы из Москвы, приходят к околошаманистам и обращаются с запросами к ним. Они творят полную дичь, а люди им верят. И меня прям бомбануло. Я подумал: вы на такое готовы пойти, если вам просто сказали, что это шаман?

— Что вы дальше делали с этой идеей?

— Мы с Аней Гуриной, сценаристкой, сели всё обсуждать и писать сценарий. У нас сначала это был полный метр, потом мы сделали из него короткий, потому что не могли найти финансирование. Через год к нему вернулись, опять переделали в полный, когда нашли финансирование, изменили историю на 180°. Этот год перерыва нам нужен был, наверное, потому что мы переосмыслили историю, поменяли героев. Ну и во время съемок и на монтаже тоже поменялся немного сценарий.

— Как вы нашли финансирование?

— Нам помогли инвесторы, продюсеры. Плюс Республика Хакасия помогла: был креативный конкурс, нам выделили 2,9 млн. Это была такая база, старт. Понятно, это не на 2,9 млн фильм. Остальное пришлось искать. Где-то кредиты, где-то инвесторы, где-то ещё что-то. В Минкульт мы по срокам податься не успели.

— Как вы готовились к съемкам: что читали, с кем консультировались?

— Прочитал кучу книг: как стать шаманом, история шаманизма, как они в «верхний» и «нижний» мир спускаются, книги историков, документалистов. Я ещё многое из института знал и Ане постоянно «подгружал» инфу. Она всё читала, чтобы не было недопонимания у нас. Ей пришлось это все навёрстывать.

Мы многое упростили в фильме. Например, есть дух Поончах, который заставляет пьяных [совершать самоубийство], но это не очень вам всем будет понятно, поэтому мы его сразу назвали «душитель». Много массовых смертей было в Хакасии от этого духа.

А так прям консультаций ни с кем не было. Как [шаманы] ритуалы, обряды проводят, это я всё знал, наблюдал до этого. А так советовались с Валерием Николаевичем (судя по всему, речь про шамана Чебочакова — прим. Фильм Про), я ему пересказывал сценарий. К нему все эти герои на самом деле приходили, кроме блогерши: приходила женщина с пятном, алкоголики.

Марина Федункив в фильме «Шаман»

— Как у вас происходил выбор локации?

— Снимали мы в павильоне: построили юрту. И ту, которая на берегу реки в кадре, строили сами с нуля. Художники за полчаса в самом конце [съёмок] нашли мне собаку с будкой, потому что мне казалось, что чего-то не хватает. Даже деревянное изваяние у нас парень сам делал.

— Как вы музыку подбирали?

— Нашли ребят-музыкантов из Омска. Они пишут, по сути, такую викинговскую норвежскую музыку. Они тоже историки, оказывается, и по шаманизму угорают. И мы с ними сошлись, я от их музыки тащусь в фильме. Прям, не знаю, у меня мурашки. Мы их нашли, когда монтировали фильм уже, мне очень понравилось, поэтому старую музыку убрали, вставили эту.

— Как вы подбирали актёров?

— Сложно, долго, но духи, наверное, [было] благосклонны. Потому что шамана и женщину (речь о персонаже, которого сыграла Ляна Ондур — прим. Фильм Про) мы выбрали за неделю до начала съёмок. Я всех обсмотрел: и казахов, и татар, и бурят. К моему видению никто не подходил. У нас есть местный актёр великолепный, кастинг-директор, Ксюша, как-то его уговорила, и он пришёл. Я слышу его тембр, вижу его лицо фактурное. Он начинает читать первый раз я говорю: «Всё, утверждаем». С Ананке, персонаж которой вообще был мальчиком изначально, я познакомился на фестивале. Потом просто скинул ей сценарий и понял, что всё, меняем на девочку.

А под Марину Федункив мы сразу писали роль. Влад (Владислав Кафеев — прим. Фильм Про), наш продюсер, с ней знаком, они с ней как-то работали.

— А съёмочную команду вы как собирали?

— А она у нас местная, собранная. У всех ребят другие профессии, другие занятия, но все хотят делать кино. Когда у нас начинаются съёмки, все собираются и начинают делать.

Мы не можем постоянно их держать, у нас нет такого киносъёмочного процесса, чтобы с одного проекта они переходили на другой.

— Какой совет вы могли бы дать начинающему режиссёру?

— Иди и делай. Неважно как, неважно что, неважно что получится. Хоть на телефон сними, но иди и делай. Как и я: у меня первые были «коротыши» сняты на GoPro. Я вообще просто ничего не знал, ничему не обучался.

Погнали. Фигня? Следующий. Опять фигня? Снимаем третий.

На ТВ-3 как-то был чемпионат [для желающих снять свой сериал] «Быть или не быть», и мы туда отправили один «коротыш» для прикола. И прошли с ним в суперфинал. Это я к тому, что надо делать, что хочется. Не будет без ошибок. Всегда будут ошибки. У меня сколько было ошибок, я много чего бы изменил, но уже не изменишь. Поэтому делаем следующий проект, на нём будут опять ошибки. Не должно быть так, чтобы тебе всегда что-то нравилось. Проект не бывает идеальным для режиссёра. Я думаю, если ему всё нравится, то это уже конец. Надо же расти дальше, чего-то хотеть больше, круче, по-другому.

— Как в целом обстоят дела с кино в Хакасии?

— У нас [в республике] это второй полный метр кинотеатральный, и ещё планируется потом третий. Ну, я там не режиссёр, я исполнительный. Режиссёру у нас надо работать везде, во всех цехах: в админке, в художке, везде, наверное, кроме звука. [Хотя] мне интересно с «пушечкой» (пушечный микрофон — прим. Фильм Про) ходить.

Республика нас поддержала в рамках конкурса креативных индустрий. Не поддержали бы — всё равно бы сделали. Что поддержали — это прекрасно, но это разово. У нас проблемы сейчас, мы в республике затягиваем пояса в плане бюджета республиканского, поэтому пока сложно.
Марина Федункив

Новинка

Эмоции от статьи

Поделись своими эмоциями от статьи
радость
восхищение
удивление
мотивация
подавленность
тревога
грусть
страх
отвращение
разочарование
Написать комментарий

Написать комментарий

Символов осталось: 1000

Написать ответ

Символов осталось: 1000

Rambler's Top100