Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

«У нас была очень непокорная свинья»

Интервью с режиссёром фильма «День недели — любой» Алёной Званцовой

На минувшем фестивале «Зимний» лента Алёны Званцовой получила приз за «Лучшее визуальное решение», фактически отмечающий лучшую операторскую работу. Мы поговорили с Алёной о сотрудничестве с оператором Шандором Беркеши и наборе команды в целом, а также о том, до какой степени режиссёру следует доверять съёмочной группе. И, конечно, о той самой непокорной свинье.

«У нас была очень непокорная свинья»

«У нас была очень непокорная свинья»

© Кадр из фильма «День недели — любой»

— Как у вас появилась идея сценария?

— Замысел на эту тему вечно витает в голове, потому что жизнь, к сожалению, не бесконечная. Все мы, к сожалению, смертны. И, более того, даже если не говорить о смерти, мы все в жизни будем проходить расставание с самыми близкими людьми. Никто этого не лишится. Всё равно все когда-то простятся: или проводят своих близких, или уйдут первыми сами. И вот, собственно, эти герои попытались обмануть судьбу и предназначение, планировали уйти вдвоем и стать единственными, кому удастся не расставаться. Пытаясь не расставаться, герои проходят прямо классическое расставание, в прямом смысле этого слова.

— Вы написали сценарий много лет назад. Почему вы долго не приступали к съёмкам?

— Да, я даже не помню точно, как давно. Сценарий, который пишется просто так, по вдохновению, в студии, — на самом деле очень рискованная история. Потому что можно не найти на него финансирования, не найти продюсера, того, кто полюбит эту историю так же, как ты. У меня были попытки делать это кино с одним продюсером, но там, видимо, по финансовым вопросам всё это заглохло. Потом я пыталась обсуждать это кино с другим замечательным продюсером, но мы прикинули, что материально очень сложно финансировать этот фильм. Я подумала, что если второй раз ничего не удалось, то, значит, точно заглохло. А потом вот я познакомилась со Стасей (продюсером Станиславой Беретовой. — Здесь и далее в скобках прим. Фильм Про), она познакомила меня, соответственно, с [продюсером] Максимом Ухановым, со всей командой «СТВ Лаб». Они прочли, и они сказали, что им нравится. И я, уже ни во что не веря, решила попробовать, но думала, что денег нам никто не даст. Но мы получили финансирование в Минкульте.

— Как прошёл питчинг?

— Это было волнительно, но не так, как могло быть, потому что на сцену мы выходили с Сергеем Михайловичем Сельяновым. Он одним своим видом навевает спокойствие. Со мной вышли Сергей Михайлович, Максим Валентинович [Уханов], мы были втроём. Я только пыталась руками нащупать микрофон, который мне вложили в руки. Но я чувствовала себя защищённой. Это очень приятно. И, конечно, авторитет компании СТВ, что уж греха таить, сыграл свою роль.

— Локации в фильме довольно необычные и играют важную роль. Как вы их искали?

— На самом деле, когда мы начинали делать эту картину, был замысел действительно поверить, что эти люди могли бы жить в этом районе, ходить в такие заведения, проходить мимо вот такого храма и вести вот такую жизнь. То есть я хотела поверить в этих людей. Мы же все в неслучайных районах живем, да? Люди, которые живут в Выхино, отличаются от людей, которые живут в Новогиреево. Жители центра отличаются от людей из Марьиной Рощи. Твой ареал обитания накладывает на тебя определённые какие-то обязательства. И в самом начале картины, в подготовительном периоде, мы даже занимались такой ерундой, стыдно вспомнить: мы с художником и оператором просто блуждали по городу и искали, где бы наши герои могли жить. И нам всем в голову пришла Таганка с её кинотеатром «Иллюзион», со всеми маленькими переулочками.

Кадр из фильма «День недели — любой»

Потом судорожно стали там искать бары, где бы они тусили, и тоже не могли ничего найти. Стали искать просто по отзывам, где тусят люди примерно такой формации. Нашли бар, который вообще называется «Интеллигенция». Он находится прямо рядом с театром СТИ (Студия театрального искусства). Мы зашли и увидели, что он прям ровно такой, как нужен. Дальше мы уже, ничего не изобретая, посмотрели, где в районе ближайший храм, чтобы герой не ушёл куда-то на противоположный конец Москвы, а, идя к дому, наткнулся на него.

Квартиру героев мы, понятное дело, полностью декорировали. Есть такой дом на проспекте Мира, там довольно много снимают. Наш художник Оля Осипова практически всё там снесла и с нуля построила. Сейчас я даже когда вижу этот объект в каких-то других проектах и говорю об этом, никто не верит, потому что он прям радикально отличается.

А дайнер, в котором он (Алексей, герой Михаила Тройника) встретил Луизу, был на Сретенском бульваре. Нам нужно было показать, что она из другого мира, из пластикового, к которому он не привык. Не из изощренного мира людей с тонким вкусом, с пониманием, с иронией, с постмодерном. Нет, вот прямо пластика.

Кадр из фильма «День недели — любой»

— Что вам было необходимо показать через обстановку квартиры, в которой живут герои?

— К нам пришли блистательный художник-постановщик Оля Осипова и блистательный оператор-постановщик Шандор Беркеши. Мы вместе прочитали сценарий множество раз. Нам хотелось создать ощущение безвременья, застывшего времени, отсутствия дня и ночи. И вот эти цвета индиго, тёмно-синие, насыщенные оттенки, конечно, работают на эту историю.

— Как проходил кастинг?

— Он был мучительно долгий. С героиней, на самом деле, было, сложно, потому что было довольно много хороших актрис. И всё время думаешь: «Всё такое вкусное, кого же выбрать?» И они были очень разные. А с парнями, с героями, было сложно, потому что там было наоборот: в каждом чего-то не хватало. Кто-то блистательно делал, допустим, драматическую часть, часть рефлексии — ну не верилось в историю с Луизой. Думаешь «Да нет, я не поверю, что он сломя голову потеряет над собой контроль и побежит к ней».

А потом появился Миша (Михаил Тройник). И тоже это был не один день проб. Мы ходили много раз на одиночные пробы, на парные с разными партнёршами. Ну и потом, конечно, мы представили несколько вариантов, показали их продюсерам. Нас попросили сделать пробы интерьерные, в костюмах, чего обычно не делается. Мы их провели — это был практически полноценный съёмочный день. И после этого решили, что да: вот всё-таки Женя (Евгения Крегжде), Миша. Ну, а Дашу (Дарью Квасову, исполнительницу роли Луизы) как-то легко утвердили. Она всем сразу понравилась.

Евгения Крегжде и Михаил Тройник в фильме «День недели — любой»

— Были ли какие-то сложности на самих съёмках?

— У нас была очень непокорная свинья, которая не хотела ни ложиться, ни вставать. Ничего эта свинья не хотела, хотя она умная, прекрасная, дрессированная. Но когда вокруг все люди говорят: «Свинья, ложись, свинья, вставай, потому что солнце садится», свинья этого не понимает и нервничает. Но её все очень любили.

Ну и потом, мы снимали весной, представьте погоду. Сцену, когда они перебегают дорогу, мы должны были снять практически с одного дубля, потому что ливанул дождь. Мы стояли все под крышей храма, возле которого он (Алексей, герой Михаила Тройника) потом стоял, и думали, когда же он закончится. А дождь не заканчивался.

Кадр из фильма «День недели — любой»

— Как проходил монтажный период?

— У этой картины два режиссёра монтажа: Юрий Трофимов и Сергей Бейсеу. Юрий Трофимов мой постоянный режиссёр монтажа, с которым я всё время работаю. Мы с ним сидели, он сложил свою версию картины, как любой режиссёр монтажа делает. Он живёт в Коломне, поэтому приезжал с ноутом, с программой к нам домой, ночевал у нас, мы сидели монтировали.

Потом показали продюсерам, а продюсеры сказали, что им хочется что-то поменять по форме. Не внутри сцен, а сделать другой взгляд на историю. И предложили Сергея Бейсеу, с которым я совершенно не была знакома, зная только то, что он монтирует все блокбастеры для СТВ.

Я, естественно, немедленно скуксилась. Как это так: моё прекрасное кино — и режиссёр [монтажа] блокбастеров? Но Сергей подошёл к этому неожиданно нежно, трепетно. И он сделал какие-то очень точные вещи в монтаже. Глобальные точные вещи. Благодаря ему стал объёмным и крутым образ героя Миши. Я ему страшно благодарна. При этом он не полез в тактику, он не полез внутрь сцен, и работа Юрия поэтому тоже осталась. Я благодарна им обоим, люблю их как братьев.

— Как вообще вы собирали команду?

— С Шандором мы снимали вместе сериал «Частица вселенной». У нас был большой опыт, когда мы могли друг к другу притереться, поругаться, помириться и так далее. Когда нарисовалась эта картина, я уже знала, что я хочу пригласить его.

Проблемы всегда с художниками-постановщиками, потому что их большой дефицит, особенно когда надо быстро кого-то найти. Мне посоветовали Ольгу Осипову, которая делала «Простые вещи» для [Алексея] Попогребского, но потом у неё был какой-то перерыв в карьере невнятный. Я сразу начала настораживаться, но выяснилось, что она мама, у неё дети.

Художника по костюмам Катю Химичеву мне предложили продюсеры. Шандор её тоже знал — они вместе работали. Пришла Катя, очень скромный человек. И, естественно, скромный человек сначала не производит какого-то ошеломительного впечатления. А потом она показала фото своей выставки в Доме кино. Я смотрю, а там прям Венеция, Биеннале… Она прямо делает, шьёт, расписывает… Это была такая большая удача.

ВНИМАНИЕ! ОТВЕТ НА СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС СОДЕРЖИТ СПОЙЛЕР ФИНАЛА ФИЛЬМА!

— Как вы думаете, что зритель вашего фильма может понять для себя после просмотра?

— Я просто буду радоваться, если люди немножко и посмеются, немножко и посмотрят на свои отношения, немножко и подумают, что из любой самой «трубы» всегда есть выход. Хэппи-энд был с самого начала моей принципиальной позицией, и не с фигой в кармане — то ли она умерла, то ли нет. Нет, она не умерла. Она жива, она вылечилась. Это не фантазии и не сон. Я бы хотела такой выход для себя как для человека и для себя как для зрителя. Я не хочу показаться сложнее, умнее или фестивальнее, чем я есть. Я хотела, чтобы всё закончилось хорошо.

— Какой совет вы можете дать начинающему режиссёру?

— Собирать хорошую команду. Начинайте с крутого оператора. Мой мастер и учитель Алла Ильинична Сурикова на одном из первых занятий, когда мы учились, сказала: «Кино может снять лошадь, если не будет махать хвостом перед камерой». И в общем-то в этом, конечно, есть частичка правды.

Кино делает команда. Артистов можно уговаривать на интересную историю. Нашёл, зацепился за хорошего оператора — он подскажет художника какого-то, с которым работал. Верьте, это их департамент. В первом кино доверяйте.
При этом нельзя слишком слепо довериться всем или позволить кому-либо вместо тебя принимать решение. Это прямо нельзя. Не обязательно кричать, хлопать рукой по столу или говорить «Я здесь главный!», особенно если ты не уверен и действительно ошибаешься. Но если почувствуешь, что запахло жареным и кто-либо принимает за тебя решения, собирай волю в кулак. Это твоё кино, и в финале ты будешь отвечать за результат.
Сергей Сельянов, Алла Сурикова, Шандор Беркеши, Михаил Тройник, Евгения Крегжде, Алёна Званцова, Максим Уханов, Екатерина Химичева

Новинка

Эмоции от статьи

Поделись своими эмоциями от статьи
радость
восхищение
удивление
мотивация
подавленность
тревога
грусть
страх
отвращение
разочарование
Написать комментарий

Написать комментарий

Символов осталось: 1000

Написать ответ

Символов осталось: 1000

Rambler's Top100