Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Почему «Собиратель душ» звучит так пугающе: биение сердца, рок-н-ролл и молитвы

А ещё бэкмаскинг — объясняем в материале, что это такое

Хитовый ужастик Оза Перкинса «Собиратель душ» запомнился зрителям не только фееричным перфомансом Николаса Кейджа, но и жутким и гипнотическим саундтреком. Ответственен за звуковую психоатаку на зрителей звукорежиссёр Эудженио Бэттеглия. Как он создавал рок’н-ролльную атмосферу, вдохновляясь британкой рок-группой T. Rex, и что на самом деле зашифровано в шёпоте маньяка — в нашей статье.

Почему «Собиратель душ» звучит так пугающе: биение сердца, рок-н-ролл и молитвы

Почему «Собиратель душ» звучит так пугающе: биение сердца, рок-н-ролл и молитвы

«Собирателя душ» уже окрестили самым страшным ужастиком 2024 года. Фильм снял Осгуд Перкинс, в чьей режиссёрской фильмографии хоррор «Гретель и Гензель» с нестандартный взглядом на сказку братьев Гримм, и новая версия «Сумеречной зоны».

«Собиратель душ» стал прорывной работой для Перкинса. Он написал сценарий и срежиссировал фильм. Профинансировал проект Николас Кейдж, воплотивший на экране маньяка-психопата.

Трейлер фильма «Собиратель душ»
Лента начинается с заглавной песни «Get It On (Bang a Gong)» группы T. Rex, автор которой — фронтмен коллектива Марк Болан. В композиции есть такие строки: «На вид - худая, слабая. А у самой - пасть зверская. Грязная и сладкая. Ты – моя девочка»

Ни песня, ни её слова не играют решающей роли для понимания сюжета, в котором агент ФБР Ли Харкер (Майка Монро) охотится за неуловимым серийным убийцей по прозвищу Собиратель душ (Николас Кейдж). Однако внешность маньяка создана с учётом его биографии — он бывший глэм-рокер, а его белый грим вдохновлён внешним видом Боба Дилана во время тура «Rolling Thunder Revue». Но самая большая параллель с классическим роком 70-х — в звуковом оформлении.

Когда Эудженио Бэттеглия беседовал с режиссёром, тот ему сказал: «Это хоррор, но в большей степени это фильм о рок-н-ролле». Перкинс попросил звукорежиссёра создать ощущение, будто что-то «проецируется в сознание» Харкер, когда она выслеживает маньяка. Бэттеглия понял, что в звуковом мире главной героини должно быть что-то гипнотическое или похожее на транс.

Учитывая наличие в фильме тем гипноза и контроля над разумом, Бэттеглия обратился к опыту рокеров 70-х и стал экспериментировать с «бэкмаскингом». Это техника записи на кассету в обратном направлении, которую широко использовали The Beatles. Позже христианские активисты обвинили Led Zeppelin, Pink Floyd, Queen и Styx в использовании этой техники для скрытой пропаганды сатанизма.

Бэттеглия взял бинауральный микрофон 360 ambisonic, обычно используемый в ASMR-аудио и видео, и начал тереть полотенце и шептать всякую всячину, чтобы создать странное сочетание гипнотического и ужасающего. Этот потрёскивающий звук можно услышать на протяжении всего фильма.

Эудженио Бэттеглия
Звукорежиссёр
Я много чего нашептал. Как бы подсознательные вещи. Иногда я даже вставлял забавные фразы вроде «Поставьте нам хороший отзыв на Rotten Tomatoes!» или просто притворялся самим маньяком... Надеюсь, если перевернуть весь фильм, можно найти несколько таких забавных деталей.
Бэттеглия так увлёкся бэкмаскингом, что провёл исследование в Интернете на тему «Как вызывать демонов?». Оказалось, что для этого надо прочитать молитву «Отче наш» задом наперёд. Вписалось идеально. Бэттеглия даже глубоко погрузился в скрытые послания на альбомах T. Rex, которые, насколько он смог понять, были в основном об автомобилях.

Такая звуковая техника в сочетании с широкоэкранным изображением, намеренно заполненным пустым пространством вокруг Харкера, создаёт ощущение присутствия чего-то за кадром. Это нечто невидимое погружает детектива и зрителей в транс.

Ещё одним эффектом стало «Адское сердцебиение». Так прозвал его сам Бэттеглия. Оно пульсирует на протяжении всего фильма. На самом деле это просто запись хождения звукорежиссёра по лестнице у себя дома с добавлением шумов.

При этом, как заметили многие зрители, «Собиратель душ» довольно тихий фильм. В нём много звуковых пустот, что подтверждает сам Бэттеглия. Это было сделано намеренно. Создатели хотели, чтобы был слышен каждый скрип половицы, каждый шаг. С точки зрения ужасов, эта тишина убаюкивает ложным чувством безопасности и делает уязвимым, поэтому те немногие звуковые выпады в ленте становятся ещё более эффектными. Ни Перкинс, ни Бэттеглия не хотели заполнять фильм пресловутыми скримерами.

Идея рок-н-ролла также повлияла на то, как звукорежиссёр подошёл к созданию самого Собирателя душ. Когда Кейдж сходит с ума и поёт, режиссёр хотел, чтобы он звучал «гламурно», а не демонически. Это была одна из самых сложных задач, потому что Бэттеглия не понимал, что это значит, — добавить реверберацию, задержку или что-то ещё.

В итоге Бэттеглия нашёл классную электрогитару и подстроил её под голос Кейджа, когда он переходит на высокий регистр. Это заставляет его звучать так, будто он погружается в какие-то безумные сатанинские вибрации.

Эудженио Бэттеглия
Звукорежиссёр
Я подумал, что Кейджу было бы здорово иметь поддержку демонов, чтобы подняться на новый уровень исполнения. На самом деле, я просто добавил туда гитару и настроил её на ту же высоту, что и голос Кейджа. Это был очень простой ход, но в итоге он звучит не как гитара. Просто создаётся впечатление, что он полностью одержим.
Бэттеглия уверен, когда зрители посмотрят «Собирателя душ» дома в хороших наушниках, то смогут лучше прочувствовать гипнотические звуки, создающие эффект присутствия. Эти звуки зовут двух главных героев навстречу их судьбе. А если включить фильм в обратной перемотке, то можно услышать, какую чепуху и какие пугающие вещи начитывает Бэттеглия. Фанаты наверняка так и сделают.
Гретель и Гензель, Собиратель душ
Николас Кейдж

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100