Анимационный сайфай-нуар «Марс Экспресс» – это дебютная режиссёрская работа Жереми Перена, которая неслучайно названа так же, как действующая автоматическая межпланетная станция Европейского космического агентства. Мультфильм рассказывает о будущем, где человечество и технологии уже тесно переплелись, а люди колонизировали Марс. Вот только в отличие от многочисленной голливудской фантастики, в «Марс Экспрессе» авторы стремились добиться максимальной реалистичности, показать мир таким, каким он может быть в действительности через 200 лет. Перен рассказывает, чем они вдохновлялись при создании проекта, как создавали фантастический мир роботов и чем он похож на наш сегодняшний мир.
Действие фильма происходит в 2200 году, когда высшие слои общества покинули Землю, чтобы сделать Марс центром цивилизации. Им служат разумные, послушные роботы, почти неотличимые от людей, которых они заменили. На фоне разгорающегося скандала, когда хакеры взламывают андроидов, исчезает молодая студентка. Противоречивый частный детектив Алин и её напарник-андроид Карлос берутся за дело, чтобы разыскать девушку. Погружаясь в мир мозговых ферм и преступных заговоров, они сталкиваются с более серьёзной угрозой, которая может изменить судьбу человечества и отношения людей с роботами.Трейлер мультфильма «Марс Экспресс»Работа над «Марс-экспресс» длилась больше пяти лет
Для
Жереми Перена это не первая работа в научно-фантастическом жанре. До этого он успешно трудился в качестве сценариста над мультфильмами «Последний человек» и «Кризис Юнга».
«Марс Экспресс» же стал для француза первой самостоятельной полнометражной работой. В ней он воскрешает некоторые черты классических научно-фантастических фильмов (
«Чужой»,
«2001 год: Космическая одиссея» и даже
«Робокоп»), но отходит от современных голливудских историй, которые сам он называет
«более попсовыми и эксцентричными».
Перен черпал вдохновение в работах
Брайана Де Пальмы, а также в фильмах
Мамору Осии,
Сатоси Кона,
Ёсиаки Кавадзири и
Ринтаро.
Жереми Перен
Режиссёр
Сколько себя помню, я мечтал снять хотя бы один научно-фантастический фильм до того, как уйду из жизни. Я пытался создать множество проектов в этом жанре, но все они были либо заброшены, либо отклонены. В такие моменты я обычно расстраиваюсь и переключаюсь на что-то другое.
Когда появилась возможность снять фильм после успеха моего первого сезона «Последнего человека», я, естественно, предложил продюсеру Дидье Кресте создать научно-фантастическую картину.
Лорен Сарфати (соавтор сценария) и Перен начали работу с чистого листа. Идея «Марс-экспресса», написание сценария и его производство шли друг за другом без перерыва, и в общей сложности это заняло пять с половиной лет жизни.
Авторы хотели сделать реалистичную научную фантастику
По словам Перена, они сразу решили, что хотят сделать что-то по-настоящему
научно-фантастическое, в основе чего лежала бы логичная и реалистичная история. Сегодняшний сайфай французский режиссёр называет
«волшебной научной фантастикой», приводя в пример
«Звёздные войны» или фильмы Marvel.
Жереми Перен
Режиссёр
Когда мы приступили к работе над «Марс Экспрессом», мы поняли, что научно-фантастические фильмы стали больше интересоваться чудесным, фэнтезийным и магическим, а не научным. Это не хорошо и не плохо. Я думаю, это вопрос настроения момента, тенденция. Но для нас это то, чего не хватало, к чему мы хотели вернуться, и с чем я хотел столкнуться – перспективная, осязаемая и прагматичная научная фантастика, основанная на наших современных научных и технологических знаниях.
Научная фантастика – это отличная возможность поговорить о нашем настоящем через призму воображаемого будущего. Обсудить политические идеи, но в метафорической форме. Раздвинуть границы технологий, рассказать о технологиях, которые уже есть вокруг нас, и о том, что они могут рассказать о нас.
Каково это – когда миром правят корпорации
По замыслу аниматоров, в мире будут существовать техномиллиардеры (как и сегодня), которые будут агитировать за жизнь на Марсе или космической станции и прощание с Землёй. Сам Перен не скрывает, что находится на противоположном конце политического спектра. Этим проектом он немного подшучивает над тем способом управления обществом, который они имеют в виду.
Вместе со своим соавтором они хотели представить, каково это – жить на Марсе в обществе, построенном таким либертарианским миллиардером. Вот почему в фильме нет и следа каких-либо политических деятелей. Здесь нет ни мэра, ни президента. Это просто корпорации.
Я считаю, что каждый проект требует определённой доли риска и безрассудства.
Над проектом совместно работали пять студий по всей Франции
С точки зрения создания фильма, самой большой проблемой было сделать его понятным, несмотря на большой объём информации, который Перен и команда должны были уместить в фильм продолжительностью 1 час 25 минут.
Жереми Перен
Режиссёр
Признаюсь честно, я взялся за эту работу с энтузиазмом и уверенностью в своих силах, как искатель приключений, который считает, что сможет решить любую проблему. Однако я недооценил, насколько это сложная и трудоёмкая задача — создать такой мир.
Речь идёт не только о написании сценария, в котором футуристические концепции должны органично вписаться в сюжет и быть понятны зрителю. Также необходимо продумать постановку и дизайн, что требует большой работы, особенно если у вас нет бюджета голливудского фильма.
На техническом уровне организация работы была очень сложной. Пять студий работали над фильмом по всей Франции. Кроме того, создатели использовали 2D- и 3D-анимацию, которая должна была идеально сочетаться друг с другом. Каждая студия имела свою специализацию и особые производственные процессы. Художникам пришлось приложить немало усилий, чтобы обеспечить бесперебойную работу производственной цепочки.
Клише – это нормально (иногда)
Перен не очень люблю «подмигивать» аудитории. Каждая отсылка должна что-то значить. В «Марс-экспресс» есть несколько цитат, но они скорее даны для того, чтобы зрителю было проще понять ситуацию.
Жереми Перен
Режиссёр
Я стараюсь доверять своим чувствам. Некоторые приёмы действительно интересны, потому что они позволяют использовать ожидания аудитории. На мой взгляд, если вам удаётся использовать приём, а затем переосмыслить его, это нормально. Всё зависит от того, какой эффект вы хотите достичь в своей работе.
Иногда я понимаю, что использовал клише, но лучшей идеи у меня нет на данный момент. В таких случаях приходится смириться с этим. Я стараюсь рассматривать клише с точки зрения зрителя: если бы я смотрел это в фильме, раздражало бы меня это или нет? Это больше похоже на интуитивное чувство.
Анимация, стремящаяся создать впечатление реальности, — идеальный способ выразить идею размытой границы между естественным и искусственным.
Эта история могла быть рассказана только в виде анимации
Первоначальная идея создателей заключалась в том, чтобы анимировать людей в 2D, а роботов – в 3D. Авторы хотели, чтобы люди были нарисованы людьми, а роботы — компьютерами, чтобы подчеркнуть различия в характерах персонажей. Так они использовали анимацию, чтобы добиться размытой границы между роботами и людьми.
Жереми Перен
Режиссёр
Я уже не ищу свою собственную графическую эстетику. Но я обнаружил, что реализм хорошо подходит для стиля фильма, который я стараюсь создать. Это своего рода «нейтральная» эстетика, которая может передать все тональные переходы и никогда не выдаёт заранее настроение фильма.
Более того, поскольку одной из тем фильма является размытая граница между естественным и искусственным, я считаю, что анимация, стремящаяся создать впечатление реальности, — идеальный способ выразить эту идею. Когда зрители говорят мне, что через некоторое время они забывают, что смотрят мультфильм, я понимаю, что мы добились успеха.
Такой выбор был сделан в соответствии с точкой зрения персонажей. Например, робот, убеждённый в том, что он человек, будет нарисован вручную. Этот выбор был важен для визуализации психологического путешествия Карлоса, когда он задаётся вопросом о своей собственной природе.
Использование клеточных теней для создания трёхмерных моделей показалось Перену простым способом интеграции, но также и способом показать, что люди создают роботов по своему образу и подобию.
Фантастический мир роботов создавался по аналогии с сегодняшним миром технологий
В реальном мире каждая машина вокруг вас принадлежит другой компании. Создатели «Марс-экспресс» попытались повторить это в своём мультфильме, но в меньшем масштабе. Все эти разнообразные технологии также призваны отразить ощущение более естественного общества, организованного с помощью различных компаний и дизайнерских возможностей.
Жереми Перен
Режиссёр
Мы стремились создать ощущение, что разные виды технологий сосуществуют в одном мире. Некоторые роботы в нашем фильме выглядят более старыми, чем другие. Поэтому я пригласил разных дизайнеров для создания роботов, чтобы у зрителей возникло ощущение, что они не были созданы одним и тем же человеком.
Голова Карлоса в нашем фильме — это голограмма. В сценарии было указано, что тело Карлоса является более старой моделью по сравнению со многими другими роботами в фильме. Поэтому у меня возникла идея сделать его стандартным, а его единственная оригинальность — в его лице. Это похоже на вашу фотографию профиля на странице в Facebook — знаете, все страницы выглядят одинаково, за исключением вашей собственной фотографии.
Обычно в фильмах, когда используется голограмма, через пять секунд она начинает глючить, чтобы зрители поняли, что это не настоящий человек. Но Перен подумал: «Нет, это должно действительно работать!». Никакого глюка нет. Она немного прозрачная, и голова Карлоса отделена от тела, словно он призрак. Так что это способ визуально рассказать его собственную историю.
Секрет максимального использования ограниченного бюджета для создания грандиозной истории
Анимация — это дорогое удовольствие. Минимальный бюджет анимационного фильма обычно выше, чем у фильмов, снятых вживую. Создателям пришлось сокращать некоторые сцены и эпизоды.
По словам Перена, у французов, как и у японцев, есть своя «методология бедных людей». Они понимают, что у них не будет большого бюджета, поэтому строят свой путь к созданию фильмов иначе, чем DreamWorks, Pixar, Disney и т. д.
Жереми Перена
Режиссёр
На определённом уровне рассказывать историю на кухне или на космическом корабле — это одно и то же. Ведь это просто рисунки. Хотя это не совсем так, потому что для большинства научно-фантастических фильмов требуется создание дизайна. В случае живого действия фильм был бы намного дороже, особенно во Франции, и его бы никогда не удалось снять.
Я вырос на японской анимации, которая изобилует трюками, чтобы сделать её более масштабной, чем она есть на самом деле. Поэтому я использовал многие приёмы, которые проанализировал в тех мультфильмах.
Исторически сложилось так, что из-за ограниченных бюджетов японцы выбрали более сдержанный стиль анимации. Они сосредоточились на композиции кадров, создавая впечатляющие образы, которые могут быть поразительными даже без большого количества движений. Они акцентировали внимание на работе камеры, меняли фокус и глубину резкости, наклоняли кадры и использовали суперзумы. Таким образом, они внесли значительный вклад в развитие мировой анимации.
Режиссёр фильма «Марс-экспресс» рассматривает своё произведение как часть поп-культурного континуума, начало которому положил фильм «Акира» 1988 года.