Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Сценарий как кинолитература: метод Уолтера Хилла

Ёмко, компактно, лаконично

14 апреля в Голливуде вручают премию «Лавр» за достижения в области сценарного мастерства (The Laurel Award for Screenwriting Achievement), учреждённую Гильдией писателей Америки. В этом году она присуждена Уолтеру Хиллу, известному режиссёру, автору «Красной жары» и одному из создателей Чужого.

Сценарий как кинолитература: метод Уолтера Хилла

Сценарий как кинолитература: метод Уолтера Хилла

Американский «Лавр» (не путать с российским призом в области неигрового кино) традиционно вручается тому мастеру, который «на протяжении многих лет способствовал развитию кинолитературы и внёс выдающийся вклад в профессию сценариста». Церемонии награждения проходят с 1953 года, за прошедшие десятилетия лауреатами премии становились лучшие из лучших – Билли Уайлдер, Джон Хьюстон, Джозеф Л. Манкевич, Далтон Трамбо, Пэдди Чаефски, Вуди Аллен, Оливер Стоун, Пол Шредер, Том Стоппард, Чарли Кауфман и многие-многие другие.

Может показаться, что 82-летний Уолтер Хилл – не самый очевидный претендент для того, чтобы встать в этот ряд, однако президент WGAW Мередит Стим не сомневается: «Влияние Уолтера Хилла на нашу индустрию неоспоримо. Его уникальный стиль повлиял, обучив их, на поколения сценаристов».

Трейлер бокс-сета с лучшими фильмами Уолтера Хилла:
Этого же мнения придерживается и издание IndieWire, напоминая, что «его урезанный, поэтический подход к описанию оказал огромное влияние на последовавших за ним режиссёров – не только на Тарантино, но и на Эдгара Райта, Гильермо дель Торо и Шона Бэйкера, – все они признавали то воздействие, которое оказало на них творчество Хилла». «Когда я прочитал “Тяжёлые времена”, я понял, каким может быть сценарий», – отзывался Квентин Тарантино о литературной основе режиссёрского дебюта Уолтера Хилла, где рассказывается о подпольных уличных боях во времена Великой депрессии.

IndieWire называет Хилла «одним из величайших ныне живущих сценаристов Америки» и отмечает, что тот всегда «относился к сценариям как к литературе». Но мало того, что из его работ выросли «некоторые величайшие американские жанровые фильмы за последние 50 лет» (чего стоит только «Побег» Сэма Пекинпы или «Чужой» Ридли Скотта – правда, в последнем случае имя Хилла было снято с титров в силу обстоятельств, требующих отдельного рассказа). Важно, что его сценарии «также приятно читать – это было очень важно для Хилла, когда он только начинал».

Уолтер Хилл
режиссёр, сценарист
Я чувствовал себя пойманным в систему, где сценарии часто создавались как чертежи. Все в бизнесе привыкли, что сценарии – это паршивое чтение, но мне это не нравилось. Я хотел сделать их более компактными и удобочитаемыми, подойти к сценариям как к своего рода литературе. {...}
Мой давний соавтор Дэвид Гайлер всегда говорил, что сценарное мастерство – это такой бастард от литературы, когда единственные люди, читающие твои произведения, – это те, кто собирается их уничтожить. Он имел в виду актёров, режиссёров и продюсеров. {...}
Я всегда считал себя скорее писателем, но когда обо мне писали, то всегда почему-то как о “режиссёре Уолтере Хилле”, что меня даже беспокоило. Тем неожиданнее и приятнее узнать о награде, тем более что это решение принято моими соратниками.
Видеоэссе Майкла Кувараса, посвящённое сценарному методу Уолтера Хилла:
IndieWire отмечает, что в последние годы всесторонне оценить Хилла именно как сценариста позволил… Интернет, благодаря которому любой желающий имеет сейчас возможность познакомиться со всем тем, что написано мэтром, и «ощутить хайку-подобную экономию и точность “Водителя” или безумный романтизм “Улиц в огне”». В числе других «столь же личных и выразительных, сколь и влиятельных» его сценариев – «Воины», «48 часов», «Красная жара». Последняя на данный момент сценарная и режиссёрская работа Хилла – «Умереть за доллар», премьера которой состоялась в рамках внеконкурсной программы Венецианского кинофестиваля 2022 года.

От себя можем добавить, что характерная особенность стиля Уолтера Хилла – каждое своё предложение, даже предельно короткое, он начинает с новой строки. В сочетании с отточенной ёмкостью описаний это даже визуально напоминает стрельбу отдельными выстрелами или короткими очередями. Так что неудивительно, что и фильмы у него – такие же.

Трейлер ретроспективы Уолтера Хилла в рамках Эдинбургского кинофестиваля:

14 режиссёров, которые сначала были сценаристами

Квентин Тарантино, Уолтер Хилл

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100