Казалось бы, ничего необычного. Но!
Сергей Члиянц в первую очередь известен как продюсер. На его счету – обе части «Бумера» Петра Буслова, «Русское» и «Живой» Александра Велединского, «Мама не горюй» Максима Пежемского и «Восемь с половиной долларов» Григория Константинопольского, «Настройщик» Киры Муратовой…
Только вот в середине нулевых Члиянц зарёкся работать в кинематографе и прекратил свою активную продюсерскую деятельность.
Сейчас же он возвращается – но уже как режиссёр! С этой стороны он известен разве что профессионалам: единственный его телефильм «По прямой» датирован 1992 годом, и сегодня о нём вспоминают нечасто. Между тем, это экранизация прозы Сергея Довлатова, в которой первую свою кинороль сыграл Андрей Панин, одну из первых – Николай Чиндяйкин.
Другой немаловажный момент – материал, который выбрал Члиянц для своего полноценного, можно сказать, и столь неожиданного кинодебюта. В основе «Ветра» – проза Петра Луцыка и Алексея Саморядова, легендарного сценарного дуэта, оставившего неизгладимый след в летописи современного российского кино: «Дюба-дюба», «Дети чугунных богов», «Лимита», «Окраина» (ещё один фильм, над которым работал Члиянц как продюсер), «Дикое поле».
Это постапокалиптическая история о России, пережившей войну (похоже, что ядерную): море стало Гнилым, рыба ушла, с бензином напряжёнка, телевизоры не работают, в борьбе за пропитание люди могут рассчитывать исключительно на самих себя…
Нет никаких сомнений, что картину, работа над которой затянулась на несколько лет, с нетерпением ждут как минимум российские кинофестивали. Шире – все отечественные киноманы.
Сергей Члиянц на съёмках фильма «Ветер» © студия «Пигмалион Продакшн»
Я же режиссуру бросил, честно говоря, впервые в жизни на полгода всего, в 1995 году согласившись возглавить Студию Горького. Я пообещал друзьям, что это не более чем на полгода. У меня был фильм в запуске, я собирался работать, мне это всё было не нужно. Но так получилось, что меня укатали, я втянулся и всё думал: «Вот ещё это закончу, вот это сделаю, тут ещё не доработали…» А потом мне показалось, что вроде как получается, вроде как в роли продюсера я, наверное, более полезен, чем в роли режиссёра… И так я втянулся, втянулся, втянулся… И считаю, что у нас многое получилось. У нас многое получилось тогда, мы вернули зрителей в кинотеатр. Мы создали какой-то интерес, какие-то движения, тенденции. За нами пришло поколение людей, которые с нами дебютировали, я имею в виду режиссёров.
– Ну, – Иван снова зевнул, – пойду на море, принесу чего-нибудь. – Он осторожно протянул руку назад и почесал себе спину».
– Петр Луцык, Алексей Саморядов: «Ветер»
На съёмках фильма «Ветер» © студия «Пигмалион Продакшн»
Так вот, собственно, в чём сложность… Хотя в этом не было никакой сложности лично для меня. Она, наверное, была очевидной, поскольку слишком литературен этот текст. Понимаете, в чём дело: Саморядов и Луцык вообще написали в своей жизни только один полностью готовый, законченный сценарий – это была «Дюба-Дюба». Всё остальное были эскизы, киноповести, кинонаброски, киносказки… Такая литературная работа. Они были гениями, ну, как минимум очень талантливыми людьми – но их нельзя назвать сложившимися профессиональными сценаристами. Это были повести. Поэтому, кстати, их интересно читать.
Причём я поставил себе такую задачу и взял это за принцип: я сохранил оригинальность текстов в неприкосновенности – поскольку нам придётся ещё встретиться с авторами и поскольку мы с ними дружили, то мне не хотелось бы перед ними краснеть. Может быть, кое-что сократилось, возникли, конечно же, некие новые события, атрибутика, музыка, песни, места действий – вот здесь что-то я сделал. А прямую речь – реплики – я не стал менять. Я бы не стал с Лёшей Саморядовым соревноваться в этом вопросе. Мне было бы неудобно перед Лёшей и Петей, если бы я стал переписывать их слова, их лексику.
– Петр Луцык, Алексей Саморядов: «Ветер»
На съёмках фильма «Ветер» © студия «Пигмалион Продакшн»
Я взял человека, который вызвался и который показался мне заинтересованным, но это была моя ошибка – и в результате я всё переделывал, всё заново, через большое количество разных подрядчиков… В итоге нашёл человека, который делал эту работу для Лёши Германа, это Андрей Чечёткин из Санкт-Петербурга, и он оказался наиболее адекватен. Но всё равно всё долго и трудно. Вот это самая большая проблема.
А что касается выбора натуры (на современном языке – «выбор локации», но я просто не употребляю современный язык, мне больше нравится «выбор натуры»), то некоторые объекты в этом фильме были выбраны в единственном числе, несмотря на целый год поисков. Дагестан, Калмыкия, Воронежская область, Волгоградская, Краснодарский край, Северный Кавказ – где мы только не были! А некоторые объекты нашли в единственном числе! Поэтому у нас не было дублей! Мы были вынуждены, как цыгане, как цыганский табор, путешествовать по девяти регионам – и в некоторых местах мы жили, например, четыре дня. Четыре дня – приехали, поснимали, уехали дальше. Ещё шесть дней – ещё куда-то поехали, там ещё три дня поснимали. Дальше поехали. Этот бесконечный цыганский табор – это всё, конечно, трудно. Наверное, из-за этого графика работы я поменял очень известных актёров-звёзд на актёров неизвестных…
На съёмках фильма «Ветер» © студия «Пигмалион Продакшн»
С другой стороны, звезда – это человек проверенный, как правило, на многое способный. Который может от себя что-то привнести, как минимум – профессиональную уверенность. Поэтому со звёздами, наверное, всё-таки легче и удобнее. Но с другой стороны – у них занятость, у них график жёсткий. А в моём положении лучше было иметь запас времени, некий вольготный график, потому что весь фильм натурный, полностью, у нас не было ни одной декорации. И интерьеров не было, у нас все съёмки на натуре, а поэтому мы зависимы от погоды, и нельзя просто было нам жёсткий график навязать. Поэтому свободный актёр – в моём положении это было преимущество. Пусть начинающий, но свободный.
На съёмках фильма «Ветер» © студия «Пигмалион Продакшн»
– Петр Луцык, Алексей Саморядов: «Ветер»
– Петр Луцык, Алексей Саморядов: «Ветер»
На съёмках фильма «Ветер» © студия «Пигмалион Продакшн»
Ещё раз говорю, что, понимаете, вот эта вот максимизация прибыли от кино любой ценой – она кино не красит! Я не могу навязать никому какие-то принципы, но когда мои студенты мне сообщают, что они пришли в кино за деньгами, я их выгоняю. Я говорю: «За деньгами – идите в банк! Возьмите нож, пистолет, наденьте маску, ограбьте банк, там лежат деньги… В кинематографе лежат смыслы, понимаете?!» Смыслы! Деньги приходят за смыслами. Такая работает формула. Сначала смыслы, потом деньги.
Иван пошёл ему навстречу. Не останавливаясь, медленно переломил ружьё, достал стреляные патроны, сунул их в карман, вынул два новых, вложил в ствол. Мужик, широкий, плотный, вспотевший, целился в него из пистолета, уперев обе руки в дверь машины. Не останавливаясь, не замедляя шага, Иван вскинул ружьё, выстрелил».
– Петр Луцык, Алексей Саморядов: «Ветер»
На съёмках фильма «Ветер» © студия «Пигмалион Продакшн»
Нет, ориентиров нет. Ориентир – это собственный, исключительно личный собственный камертон. Вот вы когда читаете сценарий впервые в жизни, у вас возникает его внутреннее звучание – такая кинолента внутренняя перед глазами. Вот не забывайте её просто. Её надо держать в голове и помнить. И каждый раз, когда возникают сомнения, к ней возвращаться.
А вот общение через референсы приводит к схематизации и к упрощенчеству. Знаете, есть такое понятие – музыкальный сэмпл. Такая библиотека звуков, понимаете?.. И вот сейчас многие электронные композиторы пользуются этими сэмплами, и поэтому много музыки звучит одинаково в аранжировке, многие фильмы звучат одинаково. Ты не поймёшь, откуда это, вроде и тут её слышал, и там её слышал… Я против! Мне как раз нравятся вещи аутентичные.
На съёмках фильма «Ветер» © студия «Пигмалион Продакшн»
Знаете, я когда-то придумал «теорию собак»: я сравнивал режиссёров с собаками. Потому что собака имеет цель, назначение: служебная, сторожевая, охотничья, бойцовая, декоративная… Вот точно так же и у режиссёра есть предназначение: вот этот может это, этот может то – но тем не менее он всё равно аутентичный. Это видно, у него любой хороший фильм – не важно, коммерческий он или фестивальный – под собой имеет авторскую руку, её видно. Это почерк, стиль, его можно определить.
А есть среди наших коллег люди, у которых нет индивидуальности – яркой, очевидной, очерченной такой, выпуклой… Есть такая некая общая кинонасмотренность… Сэмпл!
И в кинематографии тоже есть направления, есть школы. Есть питерская школа, которую ярко представляют те или иные имена и фамилии. Есть мосфильмовская, есть грузинская школа… А есть люди, которых ни с кем не спутаешь никогда. Их и по фонограмме, по звуку, по трём кадрам видно, слышно, по одному часто!..
Вот я больше за вот эту аутентичность режиссёра. Потому что есть же моменты этические, есть эстетические. Мы с вами сейчас обсуждаем эстетику, а не этику, правда? Если мы говорим, как это сделано. Не про что, а как.
Сергей Члиянц на съёмках фильма «Ветер» © студия «Пигмалион Продакшн»
И начиная с начала 1970-х или с конца 60-х годов до начала 80-х были сняты все лучшие фильмы мира. Киноведы меня за это, конечно, ругали бы, за это утверждение. Для киноведов есть фильмы 30-х годов, есть фильмы 50-х… Для меня – нет. Нет, они мне неинтересны. Я начал смотреть кино давно и видел всё мировое кино, наверняка всё, но я точно выделяю фильмы с конца 60-х по середину 80-х. Вот в этот период работали самые яркие, самые мощные, самые профессиональные режиссёры.
Причём этот период совпал ещё со временем эмиграции многих в Америку. Ведь огромное количество людей – типа, например, Милоша Формана или Вендерса и Поланского – уехали в Америку! Итальянцы уехали в Голливуд. Часть французов уехала. Англичане уехали. Понимаете?.. Это, конечно, беда, что кино потеряло свою национальную идентичность. Это была большая беда. Однако есть режиссёры, которых не спутаешь никогда и ни с кем, по любой сцене, по любому кадру! Для меня это, конечно, Паркер, Вендерс, Форман – вот несколько таких имен. Бергман!
На съёмках фильма «Ветер» © студия «Пигмалион Продакшн»
Я просто ещё раз говорю, что кинематограф развивался, развивался, развивался, освобождался от каких-то проблем – и в итоге приобрёл язык. А потом наступила эпоха постмодернизма и люди стали повторять – недаром сиквелы, недаром пересъёмки старых сюжетов… Всё ускорилось, всё стало как-то вторично… Ну да ладно, чего об этом говорить.
– Петр Луцык, Алексей Саморядов: «Ветер»
На съёмках фильма «Ветер» © студия «Пигмалион Продакшн»