Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Как показать войну на экране: опыт режиссёра «Падения империи» Алекса Гарленда

«В фильме всё выглядит максимально приближено к реальности», – уверяет режиссёр

Фильм Алекса Гарленда «Падение империи» (оригинальное название – «Гражданская война») выводит демонстрацию военных действий на киноэкране на новый уровень. Режиссёр пугающей антиутопии рассказывает, каким образом съёмочной группе удалось добиться максимальной реалистичности.

Как показать войну на экране: опыт режиссёра «Падения империи» Алекса Гарленда

Как показать войну на экране: опыт режиссёра «Падения империи» Алекса Гарленда

© "Arna Media" & «Атмосфера Кино»: режиссёр Алекс Гарленд на съёмках фильма «Падение империи»

По сюжету картины некогда Соединённые, а теперь разобщённые Штаты Америки охвачены гражданской войной. Героиня Кирстен Данст – военная журналистка, работа которой – документировать вооружённые конфликты по всему миру; она и подумать не могла, что однажды ей придётся заниматься чем-то подобным у себя на родине. Пересекая страну в надежде добраться до осаждённого Вашингтона, чтобы взять интервью у почти низвергнутого президента, она сталкивается с самыми разными проявлениями общественного противостояния, вылившегося в тотальный беспредел и превратившего процветающее государство в руины.

«Этот фильм для меня – как страшная сказка о том, что с нами может случиться, если мы не научимся находить друг с другом общий язык. Если мы не будем слышать друг друга, будем запрещать журналистам говорить правду, и не узнаем, как на самом деле разворачивались события», – говорит актриса, в ходе репетиционного периода посмотревшая классический фильм Элема Климова «Иди и смотри» и документальные ленты о войне в Сирии.

Кадр из фильма «Падение империи» © "Arna Media" и «Атмосфера Кино»

Создатель «Падения империи» Алекс Гарленд прославился как автор романа «Пляж» и сценарист таких фильмов, как «28 дней спустя» и «Пекло». Его предыдущие режиссёрские работы – научно-фантастические картины «Из машины» и «Аннигиляция», арт-хоррор «Род мужской», мини-сериал «Программисты».

Алекс Гарленд
режиссёр, сценарист
Неважно, идёт ли речь о какой-то стране, в которой началась гражданская война, или о стране, которая ведёт войну со своими соседями, – война есть война. {…}

Обычно, говоря о войне, люди рассуждают на тему того, какой будет нанесён ущерб. Если ты ведёшь боевые действия в населённом районе, потери среди гражданских неминуемы. Нередко такие разговоры можно услышать от военачальников, и они говорят всё по фактам, что с объективной точки зрения верно. Как верно и то, что если смотреть на всю ситуацию изнутри, то это ужасающая жестокость. {…}

Если позволить определённой ситуации получить развитие в твоей стране, то нужно быть готовым к последствиям, к которым это может привести. Знаменитая фраза гласит, что если мы забываем уроки истории, то мы обречены на их повторение. И важно помнить, что никто от этого не застрахован. Ни одна страна. Потому что дело тут совсем не в стране, а в народе, который там живёт.
Трейлер фильма «Падение империи»:
Гарленд отмечает, что выбор профессии главной героини – не случаен. Он напоминает крылатую фразу, сказанную легендарным фоторепортёром Робертом Капой: «Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит, вы подошли недостаточно близко». Этот принцип был положен в фундамент всего режиссёрского решения: отказ от романтизирующей войну кинематографичности в пользу стилизации под документальную хронику, бесстрастно демонстрирующую творящееся насилие во всей его жестокости.

Алекс Гарленд
режиссёр, сценарист
У меня был особый подход к съёмкам: в фильме всё выглядит максимально приближено к реальности. Например, в сценах, где героев расстреливают, вы не увидите ни искр, ни фонтанов крови, ни огромных кровавых пятен на стене у них за спиной. Убитые и раненые будут просто падать на землю, и кровь будет сочиться из их ран именно так, как это происходит в реальной жизни.

Режиссёр Алекс Гарленд на съёмках фильма «Падение империи» © "Arna Media" и «Атмосфера Кино»

Чтобы максимально вовлечь зрителя в происходящее, операторская группа отказалась от укладки привычных рельс (обеспечивающих плавную съёмку) в пользу маленьких ручных камер со встроенными стабилизаторами. Как отмечает военный консультант фильма Рэй Мендоса, «снимать экшен-сцены ручной камерой было лучшим решением»:

Рэй Мендоса
военный консультант фильма «Падение империи»
Действие фильма идёт как на земле, так и в воздухе, и даже на крыше зданий, ведь в попытке добраться до финальной цели своего путешествия наши герои готовы преодолеть любые преграды на своём пути. Мне хотелось, чтобы Гарленд показал войну со всех возможных ракурсов. Когда я только приступил к работе, мне казалось, что не хватает перспективы, а ведь когда ты ведёшь настоящий бой, то он может происходить где угодно.{...}
Поэтому сцены, снятые компактным оборудованием, на экране выглядят более живыми и правдоподобными, ведь картинка перед твоими глазами мелькает и меняется очень быстро, как и в реальной жизни.
Реквизиторский цех в свою очередь предложил использовать на съёмках специальные имитационные пистолеты: с одной стороны это безопасно, с другой – не лишено особого эффекта. «Реакция людей на их выстрелы непредсказуемая, – говорит режиссёр. – Иногда создаётся ощущение, что выстрел был произведён из крупнокалиберного оружия. Так, из-за мощного разряда у человека возникает ощущение, что его кто-то толкнул в грудь».

Кадр из фильма «Падение империи» © "Arna Media" и «Атмосфера Кино»

Чтобы создать ощущение того, что «хаос буквально обволакивает тебя», в наиболее масштабной сцене – взятие Капитолия – было задействовано порядка 50 каскадёров. Это обеспечило постоянную смену лиц, что также добавляет происходящему реалистичности. Важно и то, что в съёмках принимали участие настоящие ветераны боевых действий. Слаженная работа большой массовки в присутствии на площадке военной техники стала возможна благодаря серьёзной подготовительной работе.

Алекс Гарленд
режиссёр, сценарист
Перед нами лежала карта места съёмки, и мы наносили на неё стрелки и помечали точки, где должны были располагаться камеры. Только так можно было правильно распланировать сцену: этот танк поедет сюда, а вот этот бронеавтомобиль – сюда. Затем побегут солдаты. Так мы снова и снова отрабатывали каждую сцену. {…}

Рэй Мендоса раньше был морским пехотинцем, и в фильме в качестве актёров мы задействовали как раз таких солдат. Они просто делали всё так, как обычно делают в подобных ситуациях, а нашей задачей было всё заснять. Так что я не давал им никаких указаний, которые режиссёр раздаёт на площадке. Они просто действовали согласно уставу. Единственное, я сказал им, чтобы они не обращали внимания на камеру.
«Всё получилось очень достоверно, начиная от диалогов и до общего настроя на площадке и сцен перестрелок», – полагает Мендоса, которому режиссёр предоставил полную свободу действий. Причём степень достоверности столь высока, что приходится отдельно уточнять, что здание Капитолия с прилегающими к нему улицами – это, разумеется, всё-таки декорация.

Кадр из фильма «Падение империи» © "Arna Media" и «Атмосфера Кино»

По мнению создателей фильма, у «Падения империи» нет аналогов среди американских военных картин. Сам Гарленд говорит, что сочинил столь жёсткую историю, чтобы дать выход своим собственным страхам, тревогам и злости: «Мне хотелось снять этот фильм, так как я понимаю, что наши страхи и опасения – совсем не паранойя. Ведь паранойя – это бояться того, чего ты по сути не должен опасаться». Но при этом он был намерен снять не военный, а антивоенный фильм, цель которого – призвать людей прекратить все войны.

Алекс Гарленд
режиссёр, сценарист
Когда снимаешь фильм о военных событиях, сложно удержаться от соблазна сместить весь основной фокус на тему насилия. Большинство фильмов антивоенной направленности по своей сути таковыми не являются. В них большое внимание уделяется теме братства, сплочённости и мужества. И даже если у их создателей изначально не было желания романтизировать свою картину, в итоге у неё всё равно появляются такие мотивы. Этого очень сложно избежать – ведь храбрость всегда романтизируют, равно как подобный флёр есть и у трагических событий. {…}

В современном обществе гражданская война может начаться с возникновения очагов напряжённости. Это не будет повторением сценария предыдущей Гражданской войны. Не думаю, что в Америке или другой какой-либо стране мира гражданская война может начаться из-за процесса демаркации. Основная опасность сейчас не в этом. Главная наша угроза – это расслоение общества. {…} Это проблема глобального уровня.

Кадр из фильма «Падение империи» © "Arna Media" и «Атмосфера Кино»

При подготовке настоящего материала использовался пресс-релиз фильма «Падение империи», предоставленный компаниями "Arna Media" и «Атмосфера Кино».
Иди и смотри, Падение империи
Алекс Гарленд, Кирстен Данст

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100