Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Как показать войну на экране: опыт режиссёра «Падения империи» Алекса Гарленда

«В фильме всё выглядит максимально приближено к реальности», – уверяет режиссёр

Фильм Алекса Гарленда «Падение империи» (оригинальное название – «Гражданская война») выводит демонстрацию военных действий на киноэкране на новый уровень. Режиссёр пугающей антиутопии рассказывает, каким образом съёмочной группе удалось добиться максимальной реалистичности.

Как показать войну на экране: опыт режиссёра «Падения империи» Алекса Гарленда

Как показать войну на экране: опыт режиссёра «Падения империи» Алекса Гарленда

© "Arna Media" & «Атмосфера Кино»: режиссёр Алекс Гарленд на съёмках фильма «Падение империи»

По сюжету картины некогда Соединённые, а теперь разобщённые Штаты Америки охвачены гражданской войной. Героиня Кирстен Данст – военная журналистка, работа которой – документировать вооружённые конфликты по всему миру; она и подумать не могла, что однажды ей придётся заниматься чем-то подобным у себя на родине. Пересекая страну в надежде добраться до осаждённого Вашингтона, чтобы взять интервью у почти низвергнутого президента, она сталкивается с самыми разными проявлениями общественного противостояния, вылившегося в тотальный беспредел и превратившего процветающее государство в руины.

«Этот фильм для меня – как страшная сказка о том, что с нами может случиться, если мы не научимся находить друг с другом общий язык. Если мы не будем слышать друг друга, будем запрещать журналистам говорить правду, и не узнаем, как на самом деле разворачивались события», – говорит актриса, в ходе репетиционного периода посмотревшая классический фильм Элема Климова «Иди и смотри» и документальные ленты о войне в Сирии.

Кадр из фильма «Падение империи» © "Arna Media" и «Атмосфера Кино»

Создатель «Падения империи» Алекс Гарленд прославился как автор романа «Пляж» и сценарист таких фильмов, как «28 дней спустя» и «Пекло». Его предыдущие режиссёрские работы – научно-фантастические картины «Из машины» и «Аннигиляция», арт-хоррор «Род мужской», мини-сериал «Программисты».

Алекс Гарленд
режиссёр, сценарист
Неважно, идёт ли речь о какой-то стране, в которой началась гражданская война, или о стране, которая ведёт войну со своими соседями, – война есть война. {…}

Обычно, говоря о войне, люди рассуждают на тему того, какой будет нанесён ущерб. Если ты ведёшь боевые действия в населённом районе, потери среди гражданских неминуемы. Нередко такие разговоры можно услышать от военачальников, и они говорят всё по фактам, что с объективной точки зрения верно. Как верно и то, что если смотреть на всю ситуацию изнутри, то это ужасающая жестокость. {…}

Если позволить определённой ситуации получить развитие в твоей стране, то нужно быть готовым к последствиям, к которым это может привести. Знаменитая фраза гласит, что если мы забываем уроки истории, то мы обречены на их повторение. И важно помнить, что никто от этого не застрахован. Ни одна страна. Потому что дело тут совсем не в стране, а в народе, который там живёт.
Трейлер фильма «Падение империи»:
Гарленд отмечает, что выбор профессии главной героини – не случаен. Он напоминает крылатую фразу, сказанную легендарным фоторепортёром Робертом Капой: «Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит, вы подошли недостаточно близко». Этот принцип был положен в фундамент всего режиссёрского решения: отказ от романтизирующей войну кинематографичности в пользу стилизации под документальную хронику, бесстрастно демонстрирующую творящееся насилие во всей его жестокости.

Алекс Гарленд
режиссёр, сценарист
У меня был особый подход к съёмкам: в фильме всё выглядит максимально приближено к реальности. Например, в сценах, где героев расстреливают, вы не увидите ни искр, ни фонтанов крови, ни огромных кровавых пятен на стене у них за спиной. Убитые и раненые будут просто падать на землю, и кровь будет сочиться из их ран именно так, как это происходит в реальной жизни.

Режиссёр Алекс Гарленд на съёмках фильма «Падение империи» © "Arna Media" и «Атмосфера Кино»

Чтобы максимально вовлечь зрителя в происходящее, операторская группа отказалась от укладки привычных рельс (обеспечивающих плавную съёмку) в пользу маленьких ручных камер со встроенными стабилизаторами. Как отмечает военный консультант фильма Рэй Мендоса, «снимать экшен-сцены ручной камерой было лучшим решением»:

Рэй Мендоса
военный консультант фильма «Падение империи»
Действие фильма идёт как на земле, так и в воздухе, и даже на крыше зданий, ведь в попытке добраться до финальной цели своего путешествия наши герои готовы преодолеть любые преграды на своём пути. Мне хотелось, чтобы Гарленд показал войну со всех возможных ракурсов. Когда я только приступил к работе, мне казалось, что не хватает перспективы, а ведь когда ты ведёшь настоящий бой, то он может происходить где угодно.{...}
Поэтому сцены, снятые компактным оборудованием, на экране выглядят более живыми и правдоподобными, ведь картинка перед твоими глазами мелькает и меняется очень быстро, как и в реальной жизни.
Реквизиторский цех в свою очередь предложил использовать на съёмках специальные имитационные пистолеты: с одной стороны это безопасно, с другой – не лишено особого эффекта. «Реакция людей на их выстрелы непредсказуемая, – говорит режиссёр. – Иногда создаётся ощущение, что выстрел был произведён из крупнокалиберного оружия. Так, из-за мощного разряда у человека возникает ощущение, что его кто-то толкнул в грудь».

Кадр из фильма «Падение империи» © "Arna Media" и «Атмосфера Кино»

Чтобы создать ощущение того, что «хаос буквально обволакивает тебя», в наиболее масштабной сцене – взятие Капитолия – было задействовано порядка 50 каскадёров. Это обеспечило постоянную смену лиц, что также добавляет происходящему реалистичности. Важно и то, что в съёмках принимали участие настоящие ветераны боевых действий. Слаженная работа большой массовки в присутствии на площадке военной техники стала возможна благодаря серьёзной подготовительной работе.

Алекс Гарленд
режиссёр, сценарист
Перед нами лежала карта места съёмки, и мы наносили на неё стрелки и помечали точки, где должны были располагаться камеры. Только так можно было правильно распланировать сцену: этот танк поедет сюда, а вот этот бронеавтомобиль – сюда. Затем побегут солдаты. Так мы снова и снова отрабатывали каждую сцену. {…}

Рэй Мендоса раньше был морским пехотинцем, и в фильме в качестве актёров мы задействовали как раз таких солдат. Они просто делали всё так, как обычно делают в подобных ситуациях, а нашей задачей было всё заснять. Так что я не давал им никаких указаний, которые режиссёр раздаёт на площадке. Они просто действовали согласно уставу. Единственное, я сказал им, чтобы они не обращали внимания на камеру.
«Всё получилось очень достоверно, начиная от диалогов и до общего настроя на площадке и сцен перестрелок», – полагает Мендоса, которому режиссёр предоставил полную свободу действий. Причём степень достоверности столь высока, что приходится отдельно уточнять, что здание Капитолия с прилегающими к нему улицами – это, разумеется, всё-таки декорация.

Кадр из фильма «Падение империи» © "Arna Media" и «Атмосфера Кино»

По мнению создателей фильма, у «Падения империи» нет аналогов среди американских военных картин. Сам Гарленд говорит, что сочинил столь жёсткую историю, чтобы дать выход своим собственным страхам, тревогам и злости: «Мне хотелось снять этот фильм, так как я понимаю, что наши страхи и опасения – совсем не паранойя. Ведь паранойя – это бояться того, чего ты по сути не должен опасаться». Но при этом он был намерен снять не военный, а антивоенный фильм, цель которого – призвать людей прекратить все войны.

Алекс Гарленд
режиссёр, сценарист
Когда снимаешь фильм о военных событиях, сложно удержаться от соблазна сместить весь основной фокус на тему насилия. Большинство фильмов антивоенной направленности по своей сути таковыми не являются. В них большое внимание уделяется теме братства, сплочённости и мужества. И даже если у их создателей изначально не было желания романтизировать свою картину, в итоге у неё всё равно появляются такие мотивы. Этого очень сложно избежать – ведь храбрость всегда романтизируют, равно как подобный флёр есть и у трагических событий. {…}

В современном обществе гражданская война может начаться с возникновения очагов напряжённости. Это не будет повторением сценария предыдущей Гражданской войны. Не думаю, что в Америке или другой какой-либо стране мира гражданская война может начаться из-за процесса демаркации. Основная опасность сейчас не в этом. Главная наша угроза – это расслоение общества. {…} Это проблема глобального уровня.

Кадр из фильма «Падение империи» © "Arna Media" и «Атмосфера Кино»

При подготовке настоящего материала использовался пресс-релиз фильма «Падение империи», предоставленный компаниями "Arna Media" и «Атмосфера Кино».
Иди и смотри, Падение империи
Алекс Гарленд, Кирстен Данст

Новинка

Эмоции от статьи

Поделись своими эмоциями от статьи
радость
восхищение
удивление
мотивация
подавленность
тревога
грусть
страх
отвращение
разочарование
Написать комментарий

Написать комментарий

Символов осталось: 1000

Написать ответ

Символов осталось: 1000

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100