1. Никогда не переставай учиться
Патрик Уолш заинтересовался искусством монтажа ещё будучи подростком, а после обучения в университете получил отличную практику, работая помощником монтажёра – что «было похоже на получение докторской степени в области кинопроизводства». «Было бы трудно не узнать что-нибудь о процессе рассказывания историй, находясь в одной комнате с такими людьми, как Джонатан Глейзер и Пол Уоттс», – говорит он, называя имена режиссёра и монтажёра фильмов «Зона интереса» и «Побудь в моей шкуре», а затем подчёркивая: «Монтаж – это прежде всего дисциплина самообучения: вы никогда не перестаёте учиться независимо от того, как долго вы этим занимаетесь».2. Программа Adobe Premiere Pro удобна и экономит время
Уолш монтирует в Adobe Premiere Pro и отмечает, что Premiere Pro Productions «позволяет запустить весь художественный фильм быстро и плавно»: именно эта программа более прочих соответствует его «скорости мышления во время работы». «Автоматическое обновление композиций на таймлайне в Premiere Pro – это неоценимая экономия времени, особенно в проектах, где вы работаете в одиночку и у вас нет времени постоянно экспортировать и импортировать изменённые кадры», – рекомендует Уолш.3. Рабочее пространство должно быть систематизировано
Рабочий стол Уолша максимально организован. «Это не очень креативно, – смеётся он, – но это важно. Это действительно то, что отличает любителей от профессионалов». Он чётко маркирует все папки, чтобы не теряться в них при погружении в творческий процесс. В этом отношении он благодарен старшим коллегам, которые ранее поделились с ним скриншотами своих проектов. Отсюда совет: не только перенимайте лучшие практики у профессионалов, но и делитесь ими с другими!4. Настраивай монтажную программу под себя
Работая с Premiere Pro, «максимально используйте его настраиваемые элементы» – если вам неудобны настройки по умолчанию, не бойтесь создавайте свои собственные! «Пусть он работает для вас настолько удобно, насколько это возможно. Настраивайте собственные сочетания клавиш, собственные параметры экспорта и создавайте свои собственные шаблоны рабочего пространства!» Это поможет сэкономить не только время, но и мозговую энергию: забыв про неудобства технического толка, вы сможете лучше поразмыслить над решением творческих проблем.Кадр из фильма «Незваный»
5. Знакомься с материалом по мере его поступления
С учётом того, что «Незваный» снимался в Лос-Анджелесе, а Уолш в это время находился в Лондоне, свою работу он выстроил следующим образом. Для загрузки и скачивания отснятого материала группа использовала приложение Frame.io Transfer, позволяющее без проблем получать всё необходимое. По ночам помогавший ему специалист по цифровой обработке изображений перекодировывал, синхронизировывал и загружал всё то, что было снято накануне. После чего Уолш мог заняться самостоятельной сортировкой полученного: «Я считаю, что якобы скучная предварительная работа подобного рода – в течение часа или около того каждое утро – является действительно хорошим способом ознакомиться с отснятым материалом».6. Frame.io – незаменимый инструмент для совместной оценки проделанной работы
Frame.io отлично подходит и для следующего этапа работы – для того чтобы показывать собранные сцены всем сразу. «Режиссёр Надя Коннерс была в Нью-Йорке, я в Лондоне, а продюсеры в Лос-Анджелесе. Возможность оставлять комментарии к конкретным кадрам не оставляет места для неправильного толкования. Прошли времена бесконечных цепочек электронных писем, в беспорядке которых так легко терялись заметки. Использовать расширение Frame.io внутри Premiere Pro гораздо удобнее, чем переключаться между электронным письмом или PDF-файлом и обратно».Пять достойных альтернатив Frame.io:
- Filestage
- Notism
- Jumpshare
- Wipster
- Hightail
- Filestage
- Notism
- Jumpshare
- Wipster
- Hightail
7. Эксперименты – это хорошо, но всё же следи за временем
Однако несмотря на все эти удобства, монтаж картины всё равно растянулся на долгие месяцы: первоначальный контракт с Уолшем на 12 недель был увеличен до 20, но и этого оказалось мало. «Продюсеры были обеспокоены тем, не собираемся ли мы продолжать монтаж бесконечно», и поэтому привлекли к процессу второго монтажёра Тодда Зелина, который работал быстрее. Уолш понимает, что тут не было ничего личного, что это «довольно обычное явление в отрасли», но всё равно признаёт, что, вероятно, «немного подвёл команду». Работа, по его словам, шла столь медленно не только из-за тщательной отшлифовки каждой сцены, но и потому, что они с режиссёром позволяли себе «немало экспериментов, что не является чем-то хорошим для независимого малобюджетного фильма». Уолш говорит, что даже после ухода Зелина (договор с ним истёк) продолжал работать с Коннерс ещё много недель – над теми сценами, «которые, по её мнению, всё ещё не были в полной мере готовы».8. Смонтировать фильм можно и в домашних условиях
Вероятно, столь длительная работа над фильмом стала возможна только потому, что проходила непосредственно у режиссёра дома, в её кабинете. Им хватило обычного компьютера, внешнего монитора, колонок, телевизора 4K и бесконечного запаса кофе. Плюс «потрясающая домашняя кухня», благодаря чему «я чувствовал себя больше членом семьи, чем коллегой», признаётся Уолш.Домашний офис режиссёра Нади Коннерс, где монтировали фильм «Незваная»