Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Лучшая операторская работа: 10 фильмов за последние 20 лет

От «Бегущего по лезвию 2049» до «Оппенгеймера»

Изучили номинантов и победителей шести значимых кинопремий, чтобы выяснить, какие фильмы можно считать настоящим учебником по операторскому искусству.

Лучшая операторская работа: 10 фильмов за последние 20 лет

Лучшая операторская работа: 10 фильмов за последние 20 лет

© Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Сразу оговоримся, что при составлении данного рейтинга мы взяли только те работы, что попали в так называемый оскаровский пул, – то есть преимущественно это англоязычное кино за крайне малыми исключениями. Временной промежуток – последние 20 лет.

Из всего множества наград, воздающих должное в том числе и операторскому искусству, мы оставили только шесть, самых, как нам кажется, значимых. Это, разумеется, премии Американской и Британской киноакадемий, а также премии как Американского общества кинооператоров (ASC), так и аналогичного Британского (BSC). Плюс два приза, присуждаемые кинопрессой: премия Национального общества кинокритиков США (NSFC) и «Спутник».

Также отдельные баллы давали за попадание фильмов в списки «Независимого духа», Европейской киноакадемии и Международного фестиваля кинооператорского искусства Camerimage.

1: Роджер Дикинс, «Бегущий по лезвию 2049»
Безусловным лидером нашей весьма условной таблицы оказалась работа Роджера Дикинса в фильме «Бегущий по лезвию 2049», признанная лучшей всеми шестью (выбранными нами в качестве основных) профессиональными сообществами. Можно, при желании, списать такой успех на активно разогнанную перед наградным сезоном «пиар-кампанию»: накануне своего 70-летия признанный мастер своего дела так до сих пор и не имел «Оскара» (при уже проигранных 13 номинациях!), что выглядело, конечно, ужасающей несправедливостью. Но никак не отнять, разумеется, главного: от многих своих собратьев по жанру «Бегущий по лезвию 2049» отличается безупречным изображением с насыщенным и необыкновенно соответствующим духу произведения цветом.

Трейлер фильма «Бегущий по лезвию 2049»:
2: Альфонсо Куарон, «Рома»
Как мало какой другой фильм, «Рома» – подлинно авторский шедевр: Альфонсо Куарон здесь не только режиссёр, но также сценарист, продюсер, монтажёр… и оператор. Повторить подвиг нашего соотечественника Александра Сокурова (в буквальном смысле самостоятельно снявшего свои картины «Телец» и «Солнце») Куарона вынудила в первую очередь занятость его постоянного соавтора Эммануэля Любецки; режиссёр предлагал сотрудничество Михаилу Кричману (!), но и тот был уже занят на «Нелюбви». Пришлось всё делать самому, тем более что и замысел картины был очень личным, требующим максимальной деликатности. Определённый опыт у Куарона уже был: в 1980-е он как оператор снял в Мексике несколько короткометражек и телефильмов, ну а потом, понятно, насмотрелся у товарища. Правду говорят, что талантливый человек талантлив во всём: на счету «Ромы»: «Оскар», «Бафта», BSC, NSFC, номинации на «Спутник» и ASC, а также третье место в конкурсе "Camerimage"*.

Трейлер фильма «Рома»:
3: Роджер Дикинс, «1917»
Между первой и второй – промежуток небольшой: важное правило российских застолий неожиданно сработало и для Роджера Дикинса, который, повторим, безуспешно номинировался на «Оскар» на протяжении более двух десятков лет, а потом взял вторую статуэтку чуть ли не подряд, всего через два года. И вновь – практически безальтернативно: своё слово сказал безупречно сымитированный принцип «непрерывного кадра» (формально в фильме «1917» всего одна монтажная склейка – во всяком случае, видимая; аккуратно спрятанных всё-таки больше). Дикинсу удалось запечатлеть хаос и ужас Первой мировой войны с такой достоверной степенью близости, что зритель оказывался не свидетелем, а едва ли не участником происходящего. У фильма – пять основных наград, кроме NSFC.

Трейлер фильма «1917»:
4: Энтони Дод Мэнтл, «Миллионер из трущоб»
Энтони Дод Мэнтл сделал несколько картин с Томасом Винтербергом («Торжество»), Ларсом фон Триером («Догвилль») и Дэнни Бойлом, но именно «Миллионер из трущоб» последнего стал его подлинным триумфом: «Оскар», «Бафта», ASC и NSFC, номинация на BSC, а также Европейская кинопремия* и приз фестиваля "Camerimage"*. Оно и понятно: оператор сумел показать нам все цвета Индии глазами мальчика (потом подростка и молодого человека), для чего потребовался взгляд, в котором незамутнённая наивность сочеталась бы с постепенным осознанием жестокости мира. Важно отметить, что это была первая победа фильма, снятого преимущественно на цифру: историческая веха!

Трейлер фильма «Миллионер из трущоб»:
5: Грег Фрейзер, «Дюна»
Дени Вильнёв принадлежит к тому числу режиссёров, для которых изображение если не первостепенно, то имеет колоссальное значение (не зря же он высказывается против диалогов). Поэтому мэтр работает с лучшими операторами, помогающими ему сотворить визуальный шедевр вне зависимости от того, о чём конкретно повествует картина. Фантастические миры, как показывает практика (см. 1 место), – наилучший способ проявить себя всей технической группе, и «Дюна» по этому показателю стала несомненным лидером 2021 года. Конкретно Грег Фрейзер был отмечен «Оскаром», «Бафтой», «Спутником» и премией ASC, получив также номинацию на BSC и бронзу "Camerimage"* (где, кстати, за пять лет до этого забрал золото за «Льва»). Вряд ли кто сомневается, что ворох номинаций ждёт и вторую серию, но вот обернутся ли они победами – это мы узнаем только через год.

Трейлер фильма «Дюна»:
6–10: Роберт Элсвит, «Нефть»
Роберт Элсвит работает с начала 1980-х, но «событийные» фильмы начались у него только в 90-е – благодаря сотрудничеству с Кёртисом Хэнсоном («Рука, качающая колыбель»), а затем с молодым, но перспективным автором Полом Томасом Андерсоном, для которого оператор снял все его первые фильмы, начиная с «Роковой восьмёрки». «Нефть», размашистая драма, пытающаяся постичь саму суть Америки, – грандиозная кульминация их творческого тандема. Элсвиту достались американские академические награды (британские в тот год отобрал основной соперник – Роджер Дикинс со «Старикам тут не место»), NSFC + номинация на «Спутник». С годами его востребованность возросла настолько, что с Андерсоном с тех пор они сняли один только «Врождённый порок» (и дошло до того, что режиссёру – ровно как и Куарону – пришлось самому становиться оператором).

Трейлер фильма «Нефть»:
6–10: Эммануэль Любецки, «Гравитация»
Эммануэль Любецки поставил исторический рекорд, выиграв три «Оскара» подряд – в том числе за «Бёрдмэна» и «Выжившего»; «Гравитация» была в этом уникальном хет-трике первой. Головокружительная (причём в прямом смысле) имитация бескрайнего космического пространства, взгляд на Землю (которая вертится!) с орбиты, невесомость – техническое исполнение этой картины попросту совершенно (да и с остальным там полный порядок). Тем не менее, в безоговорочный восторг это привело далеко не всех: да, Любецки в тот раз взял главные призы – «Оскар», «Бафту», ASC, но в случае с остальными премиями дело ограничилось лишь номинациями.

Трейлер фильма «Гравитация»:
6–10: Дик Поуп, «Уильям Тёрнер»
Биографию великого живописца, мастера романтического пейзажа и предшественника французских импрессионистов не имело смысла снимать, не заручившись поддержкой великого оператора – ну или по крайней мере близкого друга, который полностью разделяет твои устремления. Дик Поуп – постоянный соавтор Майка Ли, работающий над чем-то ещё (вроде «Иллюзиониста», также подарившего ему шанс на «Оскар») в качестве ну очень большого исключения. По итогам 2014 года «Уильям Тёрнер» был главным соперником «Бёрдмэна» – и пусть три наиболее важные награды достались тогда Любецки, Поуп опережает его в нашем рейтинге исключительно арифметически: помимо всех главных номинаций у него BSC, «Спутник» и NSFC, тогда как на последнюю в этом перечне премию его соперника почему-то не выдвинули. Что, кстати, лишний раз подтверждает всю условность такого рода соревнований и подсчётов: искусство очень трудно оценивать с таких вот позиций.

Трейлер фильма «Уильям Тёрнер»:
6–10: Эрик Мессершмидт, «Манк»

Эрик Мессершмидт – самый молодой из участников нашего списка, на сегодняшний день ему всего 43, так что впереди – наверняка множество свершений. Что ещё выделяет его среди прочих, так это тот факт, что свой «Оскар» (а также ASC, BSC и «Спутник» плюс номинацию на «Бафту») он получил… за первую свою работу главным оператором на полнометражном фильме! До этого в его послужном списке были только короткометражки, документальная картина и телесериалы – включая «Охотника за разумом», где они с Финчером окончательно и спелись. Для заслуженного режиссёра это наверняка был серьёзнейший шаг доверия – поручить заботу об изображении столь важной для него работы практически новичку! По счастью, парень не подвёл: в чёрно-белом исполнении «Манк» выглядит весьма впечатляюще.

Трейлер фильма «Манк»:
6–10: Хойте Ван Хойтема, «Оппенгеймер»
По итогам 2023 года у Хойте Ван Хойтема, соратника Кристофера Нолана со времён «Интерстеллара», не только три ключевых победы («Оскар», «Бафта» и ASC), но и все остальные важные номинации, чем могут также похвастаться только «Убийцы цветочной луны», взявшие приз NSFC. Прочие награды разделили между собой их соперники по оскаровской пятёрке: у «Маэстро» – «Спутник», у «Бедных-несчастных» – BSC, у «Графа» – серебряный приз "Camerimage"*… Но позиции «Оппенгеймера» в любом случае были незыблемыми, и это заслуженно: гений Нолана всегда покорял не только сюжетными завихрениями, но и филигранным исполнением – и наконец-то как он сам, так и его команда (в которую давно входит, как уже сказано, и Ван Хойтема) получили официальное и законное одобрение Американской киноакадемии.

Как снять фильм на плёнку, которой нет в природе. Кейс «Оппенгеймера»

Трейлер фильма «Оппенгеймер»:

«Оппенгеймер» — триумфатор премии «Оскар-2024»

Нефть, Миллионер из трущоб, Гравитация, Мистер Тёрнер, Бегущий по лезвию 2049, Рома, Дюна, 1917, Манк, Оппенгеймер
Альфонсо Куарон, Эммануэль Любецки, Энтони Дод Мэнтл, Хойте Ван Хойтема, Дик Поуп, Роджер Дикинс, Грег Фрайзер, Роберт Элсвит, Эрик Мессершмитд

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Мистер Тёрнер

Биографический фильм, Драма, Исторический фильм

Лесли Мэнвилл, Джеймс Флит, Тимоти Сполл

1917

Военный фильм, Драма, Исторический фильм

Бенедикт Камбербэтч, Колин Фёрт, Марк Стронг

Оппенгеймер

Биографический фильм, Драма, Исторический фильм

Роберт Дауни-мл., Мэтт Дэймон, Гари Олдман

Назад
Вперед
Все фильмы>
Rambler's Top100