Из всего множества наград, воздающих должное в том числе и операторскому искусству, мы оставили только шесть, самых, как нам кажется, значимых. Это, разумеется, премии Американской и Британской киноакадемий, а также премии как Американского общества кинооператоров (ASC), так и аналогичного Британского (BSC). Плюс два приза, присуждаемые кинопрессой: премия Национального общества кинокритиков США (NSFC) и «Спутник».
Также отдельные баллы давали за попадание фильмов в списки «Независимого духа», Европейской киноакадемии и Международного фестиваля кинооператорского искусства Camerimage.
1: Роджер Дикинс, «Бегущий по лезвию 2049»
Безусловным лидером нашей весьма условной таблицы оказалась работа Роджера Дикинса в фильме «Бегущий по лезвию 2049», признанная лучшей всеми шестью (выбранными нами в качестве основных) профессиональными сообществами. Можно, при желании, списать такой успех на активно разогнанную перед наградным сезоном «пиар-кампанию»: накануне своего 70-летия признанный мастер своего дела так до сих пор и не имел «Оскара» (при уже проигранных 13 номинациях!), что выглядело, конечно, ужасающей несправедливостью. Но никак не отнять, разумеется, главного: от многих своих собратьев по жанру «Бегущий по лезвию 2049» отличается безупречным изображением с насыщенным и необыкновенно соответствующим духу произведения цветом.Трейлер фильма «Бегущий по лезвию 2049»:
2: Альфонсо Куарон, «Рома»
Как мало какой другой фильм, «Рома» – подлинно авторский шедевр: Альфонсо Куарон здесь не только режиссёр, но также сценарист, продюсер, монтажёр… и оператор. Повторить подвиг нашего соотечественника Александра Сокурова (в буквальном смысле самостоятельно снявшего свои картины «Телец» и «Солнце») Куарона вынудила в первую очередь занятость его постоянного соавтора Эммануэля Любецки; режиссёр предлагал сотрудничество Михаилу Кричману (!), но и тот был уже занят на «Нелюбви». Пришлось всё делать самому, тем более что и замысел картины был очень личным, требующим максимальной деликатности. Определённый опыт у Куарона уже был: в 1980-е он как оператор снял в Мексике несколько короткометражек и телефильмов, ну а потом, понятно, насмотрелся у товарища. Правду говорят, что талантливый человек талантлив во всём: на счету «Ромы»: «Оскар», «Бафта», BSC, NSFC, номинации на «Спутник» и ASC, а также третье место в конкурсе "Camerimage"*.Трейлер фильма «Рома»:
3: Роджер Дикинс, «1917»
Между первой и второй – промежуток небольшой: важное правило российских застолий неожиданно сработало и для Роджера Дикинса, который, повторим, безуспешно номинировался на «Оскар» на протяжении более двух десятков лет, а потом взял вторую статуэтку чуть ли не подряд, всего через два года. И вновь – практически безальтернативно: своё слово сказал безупречно сымитированный принцип «непрерывного кадра» (формально в фильме «1917» всего одна монтажная склейка – во всяком случае, видимая; аккуратно спрятанных всё-таки больше). Дикинсу удалось запечатлеть хаос и ужас Первой мировой войны с такой достоверной степенью близости, что зритель оказывался не свидетелем, а едва ли не участником происходящего. У фильма – пять основных наград, кроме NSFC.Трейлер фильма «1917»:
4: Энтони Дод Мэнтл, «Миллионер из трущоб»
Энтони Дод Мэнтл сделал несколько картин с Томасом Винтербергом («Торжество»), Ларсом фон Триером («Догвилль») и Дэнни Бойлом, но именно «Миллионер из трущоб» последнего стал его подлинным триумфом: «Оскар», «Бафта», ASC и NSFC, номинация на BSC, а также Европейская кинопремия* и приз фестиваля "Camerimage"*. Оно и понятно: оператор сумел показать нам все цвета Индии глазами мальчика (потом подростка и молодого человека), для чего потребовался взгляд, в котором незамутнённая наивность сочеталась бы с постепенным осознанием жестокости мира. Важно отметить, что это была первая победа фильма, снятого преимущественно на цифру: историческая веха!Трейлер фильма «Миллионер из трущоб»:
5: Грег Фрейзер, «Дюна»
Дени Вильнёв принадлежит к тому числу режиссёров, для которых изображение если не первостепенно, то имеет колоссальное значение (не зря же он высказывается против диалогов). Поэтому мэтр работает с лучшими операторами, помогающими ему сотворить визуальный шедевр вне зависимости от того, о чём конкретно повествует картина. Фантастические миры, как показывает практика (см. 1 место), – наилучший способ проявить себя всей технической группе, и «Дюна» по этому показателю стала несомненным лидером 2021 года. Конкретно Грег Фрейзер был отмечен «Оскаром», «Бафтой», «Спутником» и премией ASC, получив также номинацию на BSC и бронзу "Camerimage"* (где, кстати, за пять лет до этого забрал золото за «Льва»). Вряд ли кто сомневается, что ворох номинаций ждёт и вторую серию, но вот обернутся ли они победами – это мы узнаем только через год.Трейлер фильма «Дюна»:
6–10: Роберт Элсвит, «Нефть»
Роберт Элсвит работает с начала 1980-х, но «событийные» фильмы начались у него только в 90-е – благодаря сотрудничеству с Кёртисом Хэнсоном («Рука, качающая колыбель»), а затем с молодым, но перспективным автором Полом Томасом Андерсоном, для которого оператор снял все его первые фильмы, начиная с «Роковой восьмёрки». «Нефть», размашистая драма, пытающаяся постичь саму суть Америки, – грандиозная кульминация их творческого тандема. Элсвиту достались американские академические награды (британские в тот год отобрал основной соперник – Роджер Дикинс со «Старикам тут не место»), NSFC + номинация на «Спутник». С годами его востребованность возросла настолько, что с Андерсоном с тех пор они сняли один только «Врождённый порок» (и дошло до того, что режиссёру – ровно как и Куарону – пришлось самому становиться оператором).Трейлер фильма «Нефть»:
6–10: Эммануэль Любецки, «Гравитация»
Эммануэль Любецки поставил исторический рекорд, выиграв три «Оскара» подряд – в том числе за «Бёрдмэна» и «Выжившего»; «Гравитация» была в этом уникальном хет-трике первой. Головокружительная (причём в прямом смысле) имитация бескрайнего космического пространства, взгляд на Землю (которая вертится!) с орбиты, невесомость – техническое исполнение этой картины попросту совершенно (да и с остальным там полный порядок). Тем не менее, в безоговорочный восторг это привело далеко не всех: да, Любецки в тот раз взял главные призы – «Оскар», «Бафту», ASC, но в случае с остальными премиями дело ограничилось лишь номинациями.Трейлер фильма «Гравитация»:
6–10: Дик Поуп, «Уильям Тёрнер»
Биографию великого живописца, мастера романтического пейзажа и предшественника французских импрессионистов не имело смысла снимать, не заручившись поддержкой великого оператора – ну или по крайней мере близкого друга, который полностью разделяет твои устремления. Дик Поуп – постоянный соавтор Майка Ли, работающий над чем-то ещё (вроде «Иллюзиониста», также подарившего ему шанс на «Оскар») в качестве ну очень большого исключения. По итогам 2014 года «Уильям Тёрнер» был главным соперником «Бёрдмэна» – и пусть три наиболее важные награды достались тогда Любецки, Поуп опережает его в нашем рейтинге исключительно арифметически: помимо всех главных номинаций у него BSC, «Спутник» и NSFC, тогда как на последнюю в этом перечне премию его соперника почему-то не выдвинули. Что, кстати, лишний раз подтверждает всю условность такого рода соревнований и подсчётов: искусство очень трудно оценивать с таких вот позиций.Трейлер фильма «Уильям Тёрнер»:
6–10: Эрик Мессершмидт, «Манк»
Эрик Мессершмидт – самый молодой из участников нашего списка, на сегодняшний день ему всего 43, так что впереди – наверняка множество свершений. Что ещё выделяет его среди прочих, так это тот факт, что свой «Оскар» (а также ASC, BSC и «Спутник» плюс номинацию на «Бафту») он получил… за первую свою работу главным оператором на полнометражном фильме! До этого в его послужном списке были только короткометражки, документальная картина и телесериалы – включая «Охотника за разумом», где они с Финчером окончательно и спелись. Для заслуженного режиссёра это наверняка был серьёзнейший шаг доверия – поручить заботу об изображении столь важной для него работы практически новичку! По счастью, парень не подвёл: в чёрно-белом исполнении «Манк» выглядит весьма впечатляюще.
Трейлер фильма «Манк»:
6–10: Хойте Ван Хойтема, «Оппенгеймер»
По итогам 2023 года у Хойте Ван Хойтема, соратника Кристофера Нолана со времён «Интерстеллара», не только три ключевых победы («Оскар», «Бафта» и ASC), но и все остальные важные номинации, чем могут также похвастаться только «Убийцы цветочной луны», взявшие приз NSFC. Прочие награды разделили между собой их соперники по оскаровской пятёрке: у «Маэстро» – «Спутник», у «Бедных-несчастных» – BSC, у «Графа» – серебряный приз "Camerimage"*… Но позиции «Оппенгеймера» в любом случае были незыблемыми, и это заслуженно: гений Нолана всегда покорял не только сюжетными завихрениями, но и филигранным исполнением – и наконец-то как он сам, так и его команда (в которую давно входит, как уже сказано, и Ван Хойтема) получили официальное и законное одобрение Американской киноакадемии.Как снять фильм на плёнку, которой нет в природе. Кейс «Оппенгеймера»
Трейлер фильма «Оппенгеймер»: