Таких результатов в июле среди российских фильмов не было уже 19 лет, со времён вышедшего тогда «Ночного дозора». Пронзительная и весёлая история о полковнике ВДВ в отставке Василии Павловиче, которого все привыкли называть просто Палыч, откликнулась в сердцах многих российских зрителей.
«Мы хотели сделать историю, не просто которую сами написали, но и в которую сами искренне поверили. Снять её так, как чувствовали. Снять, пытаясь вернуться к традициям советского кино, где было большое уважение к своей земле и острые разговоры на темы, которые всех нас действительно волнуют, где были более объёмные образы, более живые диалоги, более узнаваемая действительность. Дом, который защищает главный герой нашей картины Палыч, это в каком-то смысле образ нашей страны: уютный, местами неказистый, но очень родной и близкий сердцу», — рассказывает режиссёр Андрей Богатырёв.
Основная часть съёмок фильма проходила в Калужской области — в городах Мосальск и Юхнов и деревне Низовское. Там же жили артисты и члены съёмочной группы, причем некоторые расположились прямо в деревенских домах, где спать приходилось на печи. Дом Палыча — с нуля построенная декорация, на полное обустройство которой понадобился месяц. Она была возведена на том же самом месте в деревне Низовское, где до этого проходили съёмки предыдущей картины режиссёра Андрея Богатырёва «Красный призрак». Дом специально выкрасили в бело-голубой цвет — под цвет тельняшек десантников.
Сарай-погреб Палыча, где он хранит память о своих предках (фотографии, ордена) и где находится самогонный аппарат, доставшийся ему в наследство от прадеда, был найден и обустроен под съёмки в одном из домов в городе Мосальск. А самогонный аппарат, кстати, был полностью придуман художниками и реквизиторами фильма, но с учётом того, что его каждая деталь абсолютно реальна и могла бы быть частью какого-нибудь трофея, доставшегося прадедам и дедам Палыча. На его разработку ушло почти два месяца, и было нарисовано около 50 эскизов.
Авторам картины удалось собрать невероятный актёрский ансамбль. Многие роли, так же, как и роль Палыча, которую исполнил Сергей Шакуров, сразу писались под определённых артистов. Прототипом главного героя Палыча стал Александр Васильевич Маргелов, который впервые в мире в 1973 году совершил десантирование внутри БМД-1 на парашютно-реактивной системе в комплексе «Кентавр». История, которую Палыч рассказывает своему внуку о своём десантировании в БМД-1, взята как раз из воспоминаний военного. Самому Сергею Шакурову было интересно показать, как человек, прошедший такую школу жизни, будет реагировать на обстоятельства, с которыми ему приходится сталкиваться в фильме. Поэтому актёру нужно было «внести в эту ситуацию сегодняшний день».
«Меня привлёк сценарий — любопытный, злободневный, очень хорошо прописанный. Мой персонаж Палыч — боевой офицер ВДВ, закалённый, прошедший серьёзные огневые точки, — рассказывает имполнитель главной роли Сергей Шакуров. — И на пенсии, в мирной жизни ему это очень пригодилось, потому что он попадает в ситуацию весьма непростую, несправедливую. Это, действительно серьёзная сегодня проблема, насущная. Масса таких историй по всей России. Так что комедией я бы наш фильм не назвал, так как он затрагивает вопросы отцов и детей, чести и совести, даже жизни и смерти. Но при этом у нас получился довольно лёгкий фильм»
На главную роль — внука Палыча Тёмы — режиссёр и продюсеры перепробовали огромное количество артистов, как именитых, так и начинающих. А в итоге образ мажора, волею судеб угодившего служить в ВДВ, на экране воплотил молодой актёр Евгений Зарубин, самый первый приславший самопробы и тут же очаровавший всех авторов картины своим удивительным чувством юмора и точным попаданием в персонажа. «Бывает такой момент, когда сходится всё и вся. И с этой картиной случилось именно так: у меня было полное понимание этого персонажа, его эмоций в той или иной ситуации, его отношения к предложенным ему обстоятельствам. И я безумно счастлив, что моё видение сошлось с видением режиссёра и продюсеров, — делится впечатлениями Евгений Зарубин, исполнитель роли Тёмы. — При этом я не служил. Но у меня много друзей, которые прошли службу, в том числе и в ВДВ, и отец мой тоже служил в десанте. И, общаясь с ними, мне интересно было узнать об их эмоциональном состоянии после дембеля – об этом чувстве растерянности, когда не понимаешь, куда применить приобретённую в армии энергию, силу, мощь. И мой персонаж такой же на протяжении фильма: он хочет найти свой путь»
А для Екатерины Лисиной — исполнительницы роли таксистки Иры — съёмки в фильме и вовсе стали дебютом в полном метре.«Я заволновалась, ещё когда мне только прислали сценарий. Помню, читая его, много смеялась. Мне он очень понравился: настоящая семейная комедия, с хорошим юмором, никакой пошлости, всё по-доброму, — рассказывает Екатерина Лисина. — И успокоилась, уже только приехав на съёмки: там была такая тёплая атмосфера, что всё располагало к тому, чтобы работалось легко, искренне, честно, открыто»
Ещё одной героиней фильма стала БМД-1 — боевая машина десанта, работа по созданию которой была начата по инициативе Василия Маргелова. А первое в мировой практике десантирование боевой машины на парашюте было произведено экипажем, в который входил его сын — Александр. Маргелов. Реально сохранившуюся машину нашли на Военно-технической кинобазе «Мосфильма».«Мы просто не могли обойти это стороной: БМД — культовая вещь для каждого десантника. И потому это неотъемлемый и символичный персонаж нашего фильма. Она и в погоне у нас поучаствовала, и машины плохих парней подавила… Разве что не стреляла: была такая идея, но потом решили, что не стоит», — рассказывает продюсер картины Максим Боев.
В самой массовой сцене — сцене драки десантников с бандитами — участвовало в общей сложности 50 человек актёров и каскадёров. А сцены прохождения службы главного героя снимали в Тульской воздушно-десантной дивизии при участии настоящих солдат-срочников.«Я и кикбоксингом занимался, и паркуром, и фехтованием, и верховой ездой, так что физическая подготовка у меня есть. Но тут месяц пришлось заниматься сценическим боем, причем фулл-контакт, то есть с соприкосновением. Старались сделать максимально натуралистично, поэтому это были тяжёлые тренировки, продолжавшиеся часов по семь. И сцены в армии снимали достаточно быстро, мощно, ведь там очень много разных упражнений. И нужно за несколько минут – а не за год, как происходит у героя фильма – показать, как ты из доходяги превращаешься в машину для покорения всех вершин», — делится эмоциями Евгений Зарубин.
В конечном итоге «За Палыча!» получился фильмом о простых людях и о том, как братство десантников и любовь самой классной девушки на свете порой заставляют избалованного мажора пересмотреть свои жизненные цели и встать на защиту старого дедовского дома.«Мне кажется, это фильм о человеческой чести и справедливости. О правде и совести. О любви к своей родине и своим предкам. Это кино о жизни. А жизнь очень многообразна и интересна, и эта картина тоже получилась очень многообразной и интересной. Её особенно необходимо смотреть молодёжи, но при этом в ней нет назидательности», — говорит Сергей Шакуров