Открывает Абсолютный рейтинг фильм 1982 года, который по прошествии многих лет стал классикой жанра хорроров и по сей день стабильно занимает первые места зарубежных топов. Дом Фрилингов охвачен какими-то странными событиями: погибает любимая канарейка, мебель двигается сама по себе, посуда бьётся, а самая младшая дочка Кэрол Энн как зачарованная стоит перед экраном телевизора и с кем-то разговаривает. После того, как малышка попадает в параллельный мир, родители обращаются за помощью и всеми силами стараются спасти себя и своих детей. За созданием «Полтергейста» стоят два автора: Тоуб Хупер, снявший «Техасскую резню бензопилой», и Стивен Спилберг. Их совместная работа позволила сделать действительно эпохальный хоррор на все времена. Фильм реализует все детские фобии: от нагоняющего жуть силуэта дерева за окном до куклы-клоуна, который вместо улыбки и смеха внушает ужас. «Полтергейст» заложил множество клише, которые потом эксплуатировались в кинематографе, а также начало франшизы, включающей в себя картины 1986 и 1988 годов и ремейк 2015 года.
6.6
Один из немногих фильмов ужасов про призраков, в начале которого стоит титр «основано на реальных событиях». Всемирно известные специалисты по паранормальным явлениям Эд и Лоррейн Уоррены приезжают на захолустную ферму в Род-Айленде, чтобы помочь семье Перронов, которые жалуются на призрака в их новом доме. Ознакомившись с делом, они понимают, что их ждёт не один демон, а целый отряд нечисти. История с домом семьи Перрон подробно описана в романе Андреа Перрон «Дом тьмы, дом света». Вместе с Лоррейн Уоррен они выступили консультантами картины. «Заклятие» — ещё один хоррор от режиссёра «Пилы» и «Астрала» Джеймса Вана и самая страшная из полнометражных работ Вана по признанию многих кинокритиков. Фильм снят в изысканной ретростилистике, а страх нагнетается не фантастическим видом призраков, а основывается на тревоге и ожидании. Картина стала началом большой франшизы, которая представляет собой кинематографическое описание случаев из реальной жизни исследователей паранормальных явлений Эда и Лоррейн Уорренов. Наряду с фильмами серии «Аннабель», все три части образуют цикл, который компания Warner Bros. официально именует «Вселенной Заклятия».
7.1
Сюжет строится вокруг одного из популярных артефактов хорроров — старинного зеркала, которое однажды родители Тима и Кайлы купили на блошином рынке. Постепенно зеркало начинает влиять на отца и мать, доводя их до сумасшествия, а потом и вовсе до убийства. Тим после этого много лет проводит в психиатрической клинике и почти излечивается от детской травмы, но сестра убеждает его, что родителей убило старое зеркало и они должны раскрыть его тайну. Больше всего в фильме поражает настойчивость и эрудированность главной героини Кайлы, которая, в отличие от коллег по цеху, знает все правила борьбы со злом, начиная от удачной экипировки и запасов воды и еды, и заканчивая тщательно подготовленным орудием уничтожения зеркала. Помимо таинственного призрака, здесь полно чудовищных кровавых сцен. При этом картину сложно назвать настоящим хоррором, она больше напоминает триллер с элементами мистики. «Окулус» снят режиссёром Майклом Фланаганом, который после успешного релиза выпустил ещё несколько достойных фильмов ужасов, в том числе «Уиджи. Проклятие доски дьявола» (2016) и продолжение культового «Сияния» — «Доктор Сон» (2019).
7.1
Американский ремейк одноименного японского фильма 2002 года. Студентка из США Карен приезжает вместе со своим бойфрендом в Японию и нанимается в семью ухаживать за пожилой англичанкой. Через некоторое время она понимает, почему предыдущая сиделка однажды не вышла на работу: в доме происходят необъяснимые вещи. Оказывается, много лет назад здесь произошло убийство. С тех пор призраки убитых ищут жертвы, чтобы питаться их силой. Такаси Симидзу щедро заполняет картину леденящими кровь образами призраков, снабдив их появления характерным звуком, который напоминает хрипы из раненой гортани (в реальности этот звук создали при помощи обычной расчёски). Режиссёрская версия на шесть минут длиннее финальной, из которой вырезали самые страшные кадры. Уже по итогам первой недели проката продюсеры приняли решение снимать эту историю дальше. «Проклятие», по мнению любителей жанра, — блестящий, действительно пугающий американский фильм, который неожиданно оказался лучше японского оригинала и получил продолжение в нескольких последующих частях.
7.4
Многодетная семья Ламбертов совершает главную ошибку всех фильмов ужасов — переезжает в новый дом с плохой репутацией. А после члены семьи и вовсе нарушают все правила проживания в таком жилище: ходят ночами в одиночку, ворошат старые вещи на чердаке и старательно лезут не в свое дело, пытаясь разобраться в тех необъяснимых явлениях, которые происходят вокруг. В результате один из детей падает с лестницы и надолго теряет сознание. Врачи безуспешно лечат мальчика, но выясняется, что он вовсе не болен — его телом завладели страшные духи. Сценарист Ли Уоннелл говорил, что, когда он писал свой сценарий, перед ним лежал список клише фильмов ужасов, которые не следовало использовать при написании. Однако множество атрибутов добротного хоррора в картине всё же есть: скрип дверей и половиц, тени за окном, помехи радиоприёмника, заваленный хламом чердак, шёпот, странные шорохи в тишине и прочие явления, нагнетающие атмосферу. «Астрал» в итоге получил свою долю славы и продолжение в виде второй, третьей и четвёртой частей, а в конце прошлого года стало известно, что актёр Патрик Уилсон, сыгравший главного героя в первых двух фильмах, станет режиссёром пятой.
7.4
Несколько лет назад Джеффри, став банкротом, буквально сошёл с ума: отвёз своих дочерей в заброшенную хижину в лесу, убил жену и исчез при загадочных обстоятельствах. Через несколько лет его брат Лукас находит своих племянниц — они чудом выжили, физически здоровы, но не разговаривают, странно двигаются и полностью одичали. Выясняется, что эти годы за ними присматривала таинственная сущность. Девочки зовут её «мама», и она не собирается оставлять своих дочерей, как бы ни прятали их родственники. Спродюсированный Гильермо дель Торо фильм про призрака и проклятый старый дом — ещё одна из картин, в которой зритель пугается уже от жуткого образа маленьких детей. При этом режиссёр умудряется вселять ужас за счёт движений тел актёров, нескольких постановочных трюков и привычного хоррор-образа — хижины в лесу. После дебютной работы «Мама» (что выросла из его одноимённой короткометражки), режиссёр Андрес Мускетти снимет знаменитую картину «Оно», которая станет самым кассовым фильмом ужасов в истории кино и лидером уже других тематических рейтингов.
6.0
Психиатр Малкольм Кроу (Брюс Уиллис) известен тем, что помогает детям справиться с их страхами и фобиями. Однажды к нему на приём приходит мальчик Коул, который видит призраков умерших людей. Проблема Коула напомнила врачу о единственном неудачном случае в его практике: несколько лет назад он не смог помочь одному из своих пациентов и тот, уже будучи взрослым, покончил жизнь самоубийством. Мультижанровый фильм «Шестое чувство» в одночасье сделал М. Найт Шьямалана именем нарицательным и приклеил ему ярлык «блестящий молодой режиссёр», который тот потом десятилетия безуспешно пытался оправдать. Но именно эта картина осталась вершиной его творчества, получив шесть номинаций на «Оскар». Выйдя на широкие экраны в 1999 году, фильм собрал более 300 млн долларов, уступив по сборам только первому эпизоду «Звёздных войн», и стал абсолютным рекордсменом видеопроката. До сих пор «Шестое чувство» считается критиками одним из лучших триллеров всех времён с неожиданными концовками.
7.4
Тройку лидеров открывает исторический триллер о призраках Алехандро Аменабара, в котором одну из своих лучших ролей сыграла Николь Кидман. На туманном британском острове Джерси в старинном особняке живёт мать с двумя детьми, которые страдают редкой формой аллергии — они не переносят дневной свет. Сходя с ума от хлопот и одиночества, постепенно главная героиня опускается в бездну безумия, особенно когда в доме появляются странные слуги и начинают бродить привидения. «Другие» — ремейк британской картины «Невинные» 1961 года, которая возглавляет все зарубежные рейтинги кинокартин о призраках. Благодаря своей стилистике и великолепной игре Николь Кидман, «Другие» упоминаются практически в каждой подборке фильмов ужасов. Популярность ленты Аменабара показывает, что картине не нужны дорогие спецэффекты, чтобы держать внимание зрителя от первой до последней минуты.
6.7
Американский психологический фильм ужасов режиссера Гора Вербински с Наоми Уоттс в главной роли. Это ремейк японского хоррора 1998 года «Звонок», основанного на одноимённом романе Кодзи Судзуки. Журналистка Рэйчел Келлер расследует дело своей племянницы, которая странным образом погибла после просмотра видеозаписи. Выясняется, что одновременно с девушкой умерли ещё несколько подростков. Всё дело в загадочной видеокассете, которая убивает зрителей ровно через семь дней после просмотра. С самого начала популярность американской картине добавила мощная пиар-кампания: «проклятую» видеокассету обнаруживали на своих сиденьях зрители премьерных показов, а автолюбители — под дворниками авто. «Звонок» — одна из самых известных и успешных франшиз кинематографа, породившая массу ремейков и даже пародий.
Первое место в Абсолютном рейтинге киноканала «Настоящее Страшное Телевидение» занял психологический триллер Стенли Кубрика, снятый по одноимённому роману Стивена Кинга. Писатель Джек Торренс (Джек Николсон) вместе с женой и маленьким сыном поселяются на зиму в опустевший горный отель. Постепенно злобные призраки сводят с ума отца семейства, превращая его в кровожадного убийцу. «Сияние» возглавляет все списки фильмов ужасов и рейтинги картин про призраков как зарубежных, так и отечественных изданий. И это несмотря на то, что сам Стивен Кинг не раз признавался, что ненавидит экранизацию Кубрика, который отошёл от оригинального изображения главных героев и изводил актёров изнурительными съёмками. «Сияние» стал одним из великолепных примеров мастерского использования звуковых монтажных работ в истории кино. Звуки в фильме пугают не меньше, чем вселяющие ужас сцены со выламыванием двери и жуткими близняшками, которые впоследствии стали самыми узнаваемыми образами в кинематографе.