«Судьба человека» (1959)
![](https://b1.filmpro.ru/c/824051.700xp.jpg)
Руководство «Мосфильма» притязания артиста на кресло постановщика также совсем не воодушевляли. Однако Сергей Федорович, подобно танку, шел к своей цели напролом через все препятствия. Бондарчук барабанил в двери государственных инстанций, пока не дошел до ЦК КПСС и не добился желаемого. Для человека со стальным характером, воевавшего на фронте, капризы чиновников представляли не большую преграду, чем Токио для Годзиллы.
![](https://b1.filmpro.ru/c/824052.700xp.jpg)
Идиллические сцены довоенной жизни, снятые в Воронеже, подавались длинными и подразмытыми кадрами, которые контрастировали с дальнейшим сумрачным содержанием. По сюжету, изложенному в необычной форме исповеди, шофер Андрей Соколов оставлял семью, чтобы защитить Родину от фашистов. Он попадал в концлагерь, бежал из плена и терял все, кроме своей человечности. Солдаты, захваченные немцами, считались предателями в СССР, и Бондарчук проявил мужество, когда рискнул раскрыть на экране табуированную тему.
![](https://b1.filmpro.ru/c/824053.700xp.jpg)
![](https://b1.filmpro.ru/c/824054.700xp.jpg)
Сцены, где герой Бондарчука Соколов переживает пробуждение весны, снимали в двадцати километрах от станицы Вёшенской, на берегу Дона. Это место посоветовал Бондарчуку сам Шолохов. Взгляд героя скользит по облакам на небе, затем спускается к деревьям, залитым половодьем. Среди них выделяется цветущая яблоня, тоже в воде. Это метафора, показывающая внутреннее состояние героя: для него «зима» тоже кончилась, он тоже «расцвел». Подобные яблони в тех местах действительно были, но группа приехала слишком поздно, вода успела отступить. Поэтому яблоню срубили и воткнули в воды Дона, лепестки сделали из бумаги. В кадре она выглядит настоящей. Говорят, что приехавший на съемки Шолохов тоже не сразу заметил подлог.
![](https://b1.filmpro.ru/c/824056.700xp.jpg)
![](https://b1.filmpro.ru/c/824057.700xp.jpg)
«Серёжа» (1960)
![](https://b1.filmpro.ru/c/824058.700xp.jpg)
Дебютный фильм режиссёра Георгия Данелии, снятый совместно с Игорем Таланкиным, душевно рассказывал о том, как отчим становился лучшим другом для мальчика. Главную роль получил Бондарчук, но авторов картины совершенно не обрадовало участие звезды.
![](https://b1.filmpro.ru/c/824059.700xp.jpg)
Бондарчука постановщикам навязал худсовет против их воли. Актёр в свою очередь потребовал пристроить еще и свою жену Ирину Скобцеву. Пара познакомилась на экранизации Шекспира «Отелло» (1955). Данелию категорически не устраивало, что директора совхоза у него будет играть ревнивый мавр, а деревенскую маму – красотка Дездемона.
![](https://b1.filmpro.ru/c/824060.700xp.jpg)
В сцене, где отчим учит приемного сына слову «надо», мальчик столь выразительно смотрел на Бондарчука, что тот каждый раз терялся и забывал свой текст.
![](https://b1.filmpro.ru/c/824061.700xp.jpg)
Несмотря на эти казусы, Данелия и Бондарчук сохранили дружбу на всю жизнь. Впоследствии Георгий Николаевич с благодарностью признавал, что актёрская трактовка и режиссёрские советы его старшего товарища сделали фильм лучше, а также дали положительный толчок его карьере.
«Война и мир» (1965-1967)
![](https://b1.filmpro.ru/c/824062.700xp.jpg)
На уникальном кадре мы видим операторскую пробу, осуществлённую Александром Шеленковым и его женой Иоландой Чен. Они отсняли дуэль Безухова и Долохова, а также две батальные сцены (Шенграбен и Аустрелиц), после чего их сменил Анатолий Петрицкий. К слову, в самом фильме белой перчатки в отставленной назад руке Безухова нет.
Если Пьер Безухов смутно представлял, каким концом стреляет пистолет, то Бондарчук знал о войне всё. «Война и мир» прославила его как мастера батальных сцен на весь мир. Чтобы перенести классику русской литературы на экран, Бондарчук провел колоссальную подготовку.
![](https://b1.filmpro.ru/c/824063.700xp.jpg)
«Может, у самого Кутузова Бородинское сражение не было разработано так, как у Бондарчука. – Писал Георгий Данелия в книге “Сергей Бондарчук. Его война и мир”. – Сколько во время работы перед ним лежало военных карт и чертежей, сколько военно-исторических документов он поднял! Остроумцы поговаривали, что, если бы при Бородино командовал он, то, может быть, и Москву Наполеону не отдали бы».
И целого фильма было мало, чтобы уместить все события романа: грехом пополам хватило 4-серийного эпика. Говорили, будто в съёмках было задействовано чуть ли не 200000 человек статистами, что стало рекордом Гиннесса. В правдивости таких цифр есть сомнения. Однако в кинематографических сражениях точно засветились 15 тысяч пехотинцев и 950 кавалеристов, пожалованных Министерством обороны для съёмок.
![](https://b1.filmpro.ru/c/824064.700xp.jpg)
Военные действия получились сколь масштабными, столь и виртуозно снятыми. Камера скользила по сотням проложенных рельс сквозь огонь, взрывы и выстрелы, летала на кранах и вертолете и даже каталась по канатной дороге, чтобы панорамно запечатлеть поле битвы.
На фото видно, как оператор подкрался к Андрею Болконскому (Вячеслав Тихонов) и Безухову во время одного из их философских дебатов. Можно оценить огромный размер кинокамеры. Бондарчук хотел использовать плёнку Kodak, но такой плёнки в Союзе было очень мало, поэтому пришлось пользоваться отечественной, 70 мм.
Из-за этого, как утверждают специалисты киностудии «Мосфильма», после последней реставрации фильм выглядит даже чуть лучше, чем в оригинале.
![](https://b1.filmpro.ru/c/824065.700xp.jpg)
На площадке Бондарчук отдавал приказы как маршал с железной волей, но в самом фильме он сыграл партию миролюбивого Пьера Безухова. В нем он видел центрального толстовского персонажа, через которого раскрывается мировоззрение автора и вся суть эпопеи. Роль предполагала набор десяти вспомогательных килограммов, и Бондарчук доблестно вживался в роль затяжными налетами на холодильник.
![](https://b1.filmpro.ru/c/824066.700xp.jpg)
Несмотря на мировой триумф постановки, она дорого далась Бондарчуку. Изнурительное напряжение на работе дважды приводило его к клинической смерти. Первый тяжелый сердечный приступ случился в 1964 году вскоре после сложнейшей сцены бала с полутысячной массовкой. Во второй раз сердце режиссера остановилось в следующем году, когда Министерство культуры торопило его с монтажом первых двух серий.
«Ватерлоо» (1970)
![](https://b1.filmpro.ru/c/824067.700xp.jpg)
![](https://b1.filmpro.ru/c/824068.700xp.jpg)
Режиссеру довелось поработать с зарубежными звёздами. На этом фото по правую руку от Бондарчука сидит исполнитель роли Наполеона американский актёр Род Стайгер. Незадолго до этих съёмок, в 1968 году, он получил «Оскар» за роль в фильме «Полуночная жара». А за «Ватерлоо» у Стайгера ни одной номинации ни на какую премию.
К сожалению, и фильм в целом в прокате оконфузился не меньше Бонапарта при Ватерлоо. Но со временем он заслужил народную любовь, а грандиозно поставленные режиссером баталии навсегда остались в истории кино.
![](https://b1.filmpro.ru/c/824069.700xp.jpg)
«Дядя Ваня» (1970)
![](https://b1.filmpro.ru/c/824070.700xp.jpg)
![](https://b1.filmpro.ru/c/824071.700xp.jpg)
Некоторые кинокритики пытались найти художественное обоснование, почему изображение в фильме меняется с цветного на чёрно-белое. Только зря потратили время на поиски глубинного смысла: просто у режиссёра в какой-то момент кончилась дорогая цветная плёнка Kodak, привезённая им из Парижа на свои кровные.
![](https://b1.filmpro.ru/c/824072.700xp.jpg)
Как и на съёмках «Сережи», властный характер Бондарчука схлестнулся с видением Кончаловского (на фото в очках). Режиссер настаивал, чтобы актёр играл Михаила Острова как потасканного алкоголика, уездного крестьянского врача, раздавленного бытом. Бондарчук считал такую трактовку антирусской и хотел показать доктора как красивого и благородного аристократа, как это делал Станиславский в театре.
![](https://b1.filmpro.ru/c/824073.700xp.jpg)
Кончаловский пытался отстаивать свою правоту партизанскими методами: распорядился тайком подшить изящный наряд врача, чтоб он сидел помешковатей, и оторвал у него пуговицу. Бондарчук в свою очередь гневался, что выглядит недостаточно привлекательным в кадре. Нетрудно догадаться, кто одержал верх в этом противостоянии: Сергей Федорович вновь все сделал по-своему – режиссёр был раздосадован, зато зрителю картина понравилась. Не уступать Бондарчук научился с юных лет: отец мечтал воспитать из него инженера, а мальчик грезил об актёрстве и добился желаемого.
«Они сражались за Родину» (1975)
![](https://b1.filmpro.ru/c/824074.700xp.jpg)
Фото Бондарчука (в очках и шляпе) и оператора Вадима Юсова со съёмок военной драмы «Они сражались за Родину» вряд ли бы понравилось тогдашнему министру обороны Андрею Гречко. Маршал настойчиво склонял режиссера к экранизации своих мемуаров про битву за Кавказ. Однако принудить Сергея Федоровича к нежеланному делу было не так-то просто. Вместо этого он вновь обратился к прозе Шолохова и поставил ленту об
изматывающих боях под Сталинградом в 1942 году.
![](https://b1.filmpro.ru/c/824075.700xp.jpg)
Картина изобиловала персонажами, многих из которых изображали отборные звёзды. Бондарчук, впрочем, не сюсюкался ни с массовкой, ни с именитыми артистами: всем приходилось дисциплинированно рыть окопы. От Вячеслава Тихонова (справа на фото) Бондарчук хотел неуловимой дрожи в кадре и решил добиться художественной правды своеобразным способом. Режиссёр велел танкистам палить в сторону актера холостыми выстрелами, чтобы тот не расслаблялся. Бедняга едва не оглох.
![](https://b1.filmpro.ru/c/824076.700xp.jpg)
Сам Бондарчук сыграл рядового Ивана Звягинцева, который получал ранения от разрыва артиллерийской мины. В медсанбате врачи вынимали из него осколки без наркоза, что видно по его невеселому лицу на фото.
![](https://b1.filmpro.ru/c/824077.700xp.jpg)
«Они сражались за Родину» – последняя картина Василия Шукшина (на фото слева от режиссера), из-за чьей безвременной кончины роль пришлось переозвучивать. Бондарчук крайне трепетно относился к шолоховскому тексту, но талант Шукшина уважал настолько, что даже позволял ему переписывать некоторые реплики. Фильм по праву считается украшением фильмографии Сергея Федоровича.
«Борис Годунов» (1986)
![](https://b1.filmpro.ru/c/824078.700xp.jpg)
На протяжении своей карьеры Бондарчук лелеял две мечты: снять «Тараса Бульбу» и «Бориса Годунова». Если с Гоголем у него так и не сложилось, то историческую трагедию Пушкина режиссёр поставить всё же успел. Сюжет складывался вокруг царя Бориса Годунова, втянутого в русскую игру престолов.
![](https://b1.filmpro.ru/c/824079.700xp.jpg)
Съёмки «Бориса Годунова» проходили в самых разных регионах России. Например, сцену убийства царевича Димитрия снимали в Борисоглебском монастыре (посёлок Борисоглебский Ярославской области). А на фотографии мы видим Новодевичий монастырь - особое место для исторического Годунова.
Кстати, тут же похоронили после роли в «Они сражались за Родину» Василия Шукшина, и добивался для него такой чести лично Бондарчук.
![](https://b1.filmpro.ru/c/824080.700xp.jpg)
Грим Годунова разрабатывали более трёх месяцев. За основу в итоге выбрали его посмертную литографию. На сам грим ежедневно уходило от 3,5 часов. Но как говорят, что к концу съёмок процесс оптимизировали до 1,5 часов
![](https://b1.filmpro.ru/c/824081.700xp.jpg)
Особое внимание создатели уделяли нарядам. Костюмов той эпохи (в фильме действие происходит в конце XVI века) на «Мосфильме» не было, а музеи отказались их предоставить. Поэтому, чтобы успеть по срокам, костюмы разрабатывали и шили параллельно в нескольких странах – СССР, Польше и ГДР.
![](https://b1.filmpro.ru/c/824082.700xp.jpg)
![](https://b1.filmpro.ru/c/824083.700xp.jpg)
Впрочем, время всё расставило по местам, и сейчас исключительный дар Бондарчука как никогда очевиден. Современному российскому кинематографу остро не хватает человечности его картин, а превзойти величие его батальных сцен невозможно даже с компьютерной графикой.