Кирилл Зайцев, прославившийся ролью самого мощного (и усатого) защитника Сергея Белова в суперхите «Движение вверх», попробовал себя в качестве режиссёра и продюсера. Он снял короткометражное кино «Сашка. Дневник солдата», в основу которого положена повесть писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева. О своём дебюте, войне и будущих проектах он рассказал в интервью Ивану Кудрявцеву, ведущему программы «Индустрия кино».
Иван Кудрявцев:
Кирилл, поздравляю с дебютом. Вы спродюсировали и срежиссировали свой короткометражный фильм. Сценарий тоже вы писали?
Кирилл Зайцев:
Сценарий создавал не я, его написал мой мастер и художественный руководитель фильма Игорь Григорьевич Коняев совместно с автором идеи, моим однокурсником Иваном Клочко. Он же и играет Сашку в фильме.
Иван Кудрявцев:
В любом случае, вы режиссёр и продюсер – насколько вам комфортно в этом качестве? Какие неожиданные открытия об этих двух профессиях вы для себя сделали?
Кирилл Зайцев:
Самое главное открытие для меня как режиссёра было: какое огромное количество времени занимает подготовка к съёмкам. Когда ты актёр и плотно снимаешься, готовишься к роли, то у тебя в один год может быть 4-5 картин. Ну, в крайнем случае, 3-4, если это большие проекты. А если прямо очень большие, то 2. Но если ты режиссёр, то полнометражная картина - это года на два минимум, если не четыре - с постпродакшеном. И ты должен быть погружён в материал полностью. А если с точки зрения продюсера говорить, то это постоянное общение и вопрос денег. Если ты где-то экономишь, то это всегда отражается на качестве. А так как я и актёр, и режиссёр, то экономить не хотелось, и постоянно всплывал вопрос, где же нам взять денег ради качества, которое мы хотим? Это очень интересная работа, я не думал, что она так захватит меня эмоционально на самой съёмочной площадке. Обычно я с другой стороны камеры, и там всё просто – ты в каком-то своём мире и даже можешь отключиться от всего, полностью сосредоточившись на роли, на будущей сцене, на предполагаемых обстоятельствах. А тут идёт постоянный switch, постоянное переключение. Это такое, как говорил Константин Сергеевич Станиславский, многоплоскостное внимание. Ты должен следить за всем: как построен кадр, за светом, за игрой актёров, за временем (ты постоянно смотришь на время) – за кучей разных вещей. И если всё удачно получается, то в конце рабочего дня ты чувствуешь себя победителем. У актёра как, либо ты выигрываешь свою сцену и напротив неё можно поставить зелёную галочку, либо не дотягиваешь и она проиграна. Набираешь баллы для своего героя и соответственно зрительское впечатление, либо теряешь. Также и у режиссёра: или побеждаешь съёмочный день, снимаешь, схватываешь тот самый волшебный момент кино, или это получается не очень, хуже всего, конечно, когда вообще не получается. Но у меня была высоко профессиональная команда, очень талантливые люди со мной работали, поэтому для меня это была песня.
Трейлер фильма «Сашка. Дневник солдата»
Иван Кудрявцев:
Что нужно знать зрителям перед тем, как они посмотрят «Сашку. Дневник солдата»?
Кирилл Зайцев:
Я думаю, любой думающий человек часто встаёт перед трудностью выбора в своей жизни. Даже в обычной нашей повседневной жизни это бывает очень сложно. Если вы помните фильм «Запах женщины», там молодому герою тоже приходится выбирать. А на войне, когда это связано с человеческой жизнью, это особенно обостряется. И оставаться человеком на войне очень сложно, практически невозможно. Наш герой встаёт перед выбором, оставаться человеком - или стать палачом, но следовать законам военного времени. Я думаю, что никому не помешает прочитать Вячеслава Кондратьева, его блестящую повесть «Сашка». Но мне кажется, что кино будет интересно и людям, которые не читали, но ценят нашу историю и понимают, что русский солдат не был захватчиком и завоевателем, а был всё-таки освободителем. Мы не хотели завоевать мир, мы его освобождали от ужасной тирании и идеи-фикс, что всех нужно поработить. Если человек мыслящий, ему фильм должен понравиться. Тем более в нём, на мой взгляд, блестящий актёрский ансамбль, который сформировался ещё до того, как мы начали делать это кино. Дело в том, что наш курс и мастер курса Игорь Коняев поставил в 2015 году спектакль «Сашка», где мы все играли. Как раз там Ваня Клочко играл Сашку, а я играл комбата. Но здесь такая маленькая новелла из «Сашки», которую мы решили запечатлеть и перенести на экран. И я думаю, что все актёры прекрасно играют и все они будущие звёзды.
Иван Кудрявцев:
Фабула фильма, буквально в двух словах?
Кирилл Зайцев:
Солдат Сашка берёт в плен немца и ведёт его в штаб. И по дороге понимает, что этот злой фашист, каким его описывали русским солдатам, никакой не злодей, а обычный студент, которого принудили пойти в солдаты. У него есть мама, девушка... Сашка приводит его в штаб к комбату (его играю я), а тот озлоблен и убит горем, потому что недавно в блиндаж упала бомба и убила его фронтовую подругу. Собственно, они застают его, когда он её хоронит. И в этом состоянии озлобленности мой герой отдаёт приказ расстрелять немца. Сашка, главный герой, поставлен перед выбором, как поступить? Потому что он обещал и дал слово немцу, что наши пленных не расстреливают.
Трейлер фильма «Серебряные коньки»
Иван Кудрявцев:
Кирилл, какие фильмы сейчас у вас как у актёра на паузе из-за коронавируса?
Кирилл Зайцев:
Ну вы же знаете, что я человек суеверный, я никогда не рассказываю о том, что могло бы быть или будет. Зато могу сказать, в чём я уже отснялся, что от меня уже не зависит. Я очень жду, когда уже мы все станем ближе и наконец-то будем общаться с глазу на глаз. Я считаю, что человеческое общение, энергетику ничем не заменить, никаким компьютером. Уверен, вскоре все опять будут встречаться, вернутся в театр, и мы с вами встретимся тоже. У меня два фильма, я думаю, что в Новый год зритель всё же их посмотрит. Один - это «Серебряные коньки», где я сыграл князя Аркадия Трубецкого, мастерски катающегося на коньках и борющегося за свою счастье. А второй, где я в роли Финиста - ясного сокола в сказке «Последний богатырь 2». Это была очень интересная роль, мне очень понравился первый «Последний богатырь». Мне кажется, в кинотеатре я смеялся громче всех, когда смотрел. Знаете, когда актёр смотрит кино, он всегда размышляет: так, а кого же я тут буду играть? И тут появился новый персонаж Финист – ясный сокол, которого я прямо очень захотел сыграть, и вот - слава Богу.
Иван Кудрявцев:
В чём каждый из этих двух фильмов будет первым, единственным и неповторимым для зрителя?
Кирилл Зайцев:
Гигантский прорыв в «Серебряных коньках», у этой истории такие предполагаемые обстоятельства, которых до этого я в кино никогда не видел. В фильме практически все катаются на коньках по замёрзшим каналам Санкт-Петербурга. То есть это 1900 год, историческая картина, костюмы, Питер того времени и плюс ещё коньки. Я даже не назвал бы это сказкой, это такая классная, очень красивая история. Ну, а «Последний богатырь» - это юмор, такой, знаете, актёрский кураж, где можно пошалить, поиграть со своими героями. Помните, когда в первой части Иван поёт чудищу песню Стаса Михайлова, я сидел в кресле в кинозале и думал: неужели так тоже можно шутить? И там такого очень много. И ещё - блестящий актёрский состав. Что касается «Сашки», то мне хотелось бы вернуться к нашей команде и всех отдельно назвать. Мой художественный руководитель, лауреат художественной премии «Золотая маска» и «Золотой софит» Игорь Григорьевич Коняев, блестящий оператор Владимир Михайлович Климов, обладатель «Золотого орла» и «ТЭФИ», Ираида Шульц, наш художник. Кстати, Сергей Стручёв, с которым мы работали на «Движении вверх», художник по костюмам в нашей картине. Музыку, я вам открою маленький секрет, к нашему фильму будет писать замечательный латышский композитор Артурс Маскотс. Его музыка сейчас звучит по всему миру, и это, я считаю, очень высокий уровень современной классики. В общем, приглашаю всех посмотреть. Когда – следите фейсбуком, за инстаграмом «Сашка.фильм» и моим – «Кирилл Зайцев». Follow us!
Трейлер фильма «Последний богатырь»
Иван Кудрявцев:
Кирилл, мы сейчас готовим несколько тем, и одна из них звучит так: какие сериалы нужно обязательно посмотреть, чтобы поддержать разговор в крутой компании. Ваша версия – какие, к примеру, три сериала никак нельзя пропустить и стыдно не знать?
Кирилл Зайцев:
Три сериала… Да мне иногда говорят какие-то, и стыдно, что я их не видел. А можно называть те, которые не видел?
Иван Кудрявцев:
Абсолютно! Но тогда надо объяснить, почему это нужно увидеть.
Кирилл Зайцев:
Начну с того, что я видел. Из российских это, бесспорно, «Домашний арест». Его нужно посмотреть, это очень смешно и очень хорошо сделано. А из рекомендаций - я давно хочу посмотреть сериал «Чернобыль».
Трейлер сериала «Домашний арест»
Иван Кудрявцев:
Ещё у нас рубрика «Азбука», где мы исследуем всякие специфические для кино явления. Сейчас у нас тема - пробы. Понятно, ещё и до коронавируса пробы часто проводились дистанционно.
Кирилл Зайцев:
Да, особенно для Запада.
Иван Кудрявцев:
Да, а сейчас и подавно. Какой самый дикий, смешной или курьёзный случай случился в вашей актёрской карьере на пробах. И чем он закончился?
Кирилл Зайцев:
Да все пробы такие спонтанные. Например, я попробовался в «Движении вверх» на Модеста Паулаускаса, пришёл в латвийское агентство и поехал себе в Санкт-Петербург спокойненько на машине. И тут мне пишут: в Москве посмотрели твои пробы на Модестаса, ты говоришь без акцента, так что попробуй-ка на Сергея Белова. А мы ехали на машине из Риги в Питер. И все ребята разбирались, палатки ставили, а я уходил в лес и готовил монолог Белова. Тот, где он говорит: «Деньги дала не федерация и не Моисеев, у Кондрашина сын больной, вы знаете?» Он собирал деньги на операцию, всё за Сашу Белова отдал. Я до сих пор этот текст помню. Я репетировал, а когда все приехали в Питер, бросились гулять, по музеям, я позвонил старому другу и сказал: Валя, давай, встречаемся в каком-нибудь антикафе, ты должен меня снять, пожалуйста, это жизненно важно. Короче, так я сделал пробу. Ещё очень смешно, когда записывают пробу и нет штатива. Можно даже коллекцию фотографий такую сделать – каким образом ставят камеру, как её пытаются прилепить скотчем к табуретке, стремянке. Мне-то с моим ростом, надо почти на шпагате стоять, чтобы быть на уровне камеры. Это целая история. Можно, кстати, блог про это сделать или маленькую короткометражку снять.
Трейлер фильма «Движение вверх»
Иван Кудрявцев:
Сейчас наверняка будет попытка организовать дистанционное обучение кинематографии – режиссуре, актёрству. Как по-вашему, можно ли обучить актёра дистанционно?
Кирилл Зайцев:
Нам надо собраться, всем засесть дома, ещё на две недели, чтобы вся зараза, будь она неладна, ушла и мы бы вернулись к нормальной жизни. Потому что никакое дистанционное обучение не заменит общения с учителем в школе, живого общения актёра и его мастера. Становление актёра происходит в театре, это обмен энергией. Нужно заражать собой человека, а через маленький экранчик это очень трудно. Кино – это тоже про энергию, если её нет, то кино невозможно смотреть. Если мы перестанем видеть глаза друг друга, перестанем общаться, шептаться, обниматься, целоваться, то что тогда будет? Не дай Бог, если это продлится год или два. Я тут недавно вспоминал про войну, люди сначала думали, что война будет недолгой. Так же, как и герои моего первого продюсерского проекта «Познавая цвет войны», которые уезжали в эвакуацию. Кстати, фильм выйдет на «Культуре» 9 мая, приглашаю всех посмотреть. Он про художников, которые попали в эвакуацию, и на их стиль в искусстве безвозвратно повлияла война. Так что давайте-ка эту «холеру» изгоним и вернёмся к нормальной жизни. Дистанционно - это, конечно, хорошо, это дёшево, но российское образование, которым славятся наши специалисты, оно человеческое, с глазу на глаз, и это более качественно и действенно. Поэтому давайте общаться друг с другом и вернём всё на круги своя, пока нас окончательно не затянуло в эти компьютеры.