Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Гретель и Гензель»: чем так хорош самый ожидаемый ужастик этой зимы

Ответ найдёте в сюжете программы «Индустрия кино»

В прокат выходит фэнтези-хоррор «Гретель и Гензель» — фильм из списка Самых ожидаемых ужастиков года по версии «Настоящего Страшного Телевидения», фильм по мотивам известной сказки братьев Гримм — про брата и сестрицу, которые отправились в Очарованный лес искать пропитания, да заблудились. Гретель и Гензель» не просто идеальный фэнтези-хоррор для гурманов, в особенности — для девушек. Это вообще самое крутое, что только можно представить сейчас в ужастиках: это настоящий «слоубёрн». Особый подвид «тлеющего» хоррора, мода на который пришла с такими хитами, как «Прочь», «Ведьма» и «Маяк». Главная фишка «слоубёрна» — гипнотический саспенс, который вводит тебя в некий транс: ты будто видишь странный, но захватывающий сон, который потом долго не отпускает».

«Гретель и Гензель»: чем так хорош самый ожидаемый ужастик этой зимы

«Гретель и Гензель»: чем так хорош самый ожидаемый ужастик этой зимы

© «Парадиз»

Слова главной героини фильма — «сказка проникает в самую чащу твоего сознания» — святая истина. Что-то есть в этих сюжетах настолько древнее и сильное, что человечество не забывает их веками. В сказках много чудной жути, но отчего-то их рассказывают и рассказывают детям, как будто нас запрограммировал кто-то. Или что-то? Елизавета Зимарёва разберётся.

Сюжет программы «Индустрия кино»

Гретель — героиня Софии Лиллис, звезды франшизы по Стивену Кингу «Оно», — интуитивно понимает, почему сказочные сюжеты до сих пор волнуют нас. Они продолжают действовать на наше сознание, используя архетипы. Поэтому наша реакция на страшную историю определяется древними установками, что лежат в области коллективного бессознательного. Как бы мы ни старались рационализировать свои страхи, они не уходят.

Кадр из фильма «Гретель и Гензель» («Парадиз»)

При этом удовольствие от страшилок почти гарантировано. Как и столетия назад, они обеспечивают нам безопасное переживание смерти — катарсис. В финале рассказа всегда возникает чувство облегчения — мы получили глубокий эмоциональный опыт, сидя в кинозале или свернувшись клубочком под одеялом.

Кадр из фильма «Гретель и Гензель» («Парадиз»)

Сказка «Гензель и Гретель» — история любящих друг друга брата и сестры, что спасаются от злой ведьмы благодаря своей хитрости. Но злая ведьма не то чтобы просто упускает их — она поджаривается в своей же печи. В сказке есть и другие леденящие кровь вещи.

Трейлер фильма «Гретель и Гензель»

Детей выгоняют из дома: денег нет, есть нечего, и злая мачеха не хочет делиться крохами. Она и подговаривает мужа отвезти Гензеля и Гретель в лес и оставить там умирать от голода. В первых версиях сказки и мачехи не было — родные отец с матерью вместе принимали решение избавиться от детей. Фольклористы говорят, что эта история могла случиться во время Великого голода, когда родители бросали своих детей, не имея возможности их прокормить.

Кадр из фильма «Гретель и Гензель» («Парадиз»)

Злоключения Гретель и Гензеля продолжились — они попали к колдунье-людоедке. В фильме Оза Перкинса образ старухи отличается от книги: на страницах сказки она желает только зажарить Гензеля, а на экране — больше озабочена красавицей судьбой Гретель, знает, что девочка обладает тем же даром, что и она сама.

София Лиллис, исполнительница роли Гретель:
«Эта женщина учит Гретель магии. Она объясняет ей, что она может быть могущественной, а не отвергнутой девочкой, какой она пока является».

Оз Перкинс, режиссёр:
«Кажется, будто она хочет помочь Гретель»

София Лиллис, исполнительница роли Гретель:
«Никто здесь не является тем, кем кажется. И это заставляет тебя нервничать. Пожалуй, это самая ужасная вещь».

Трейлер фильма «Гретель и Гензель»

Заставляют понервничать многие сказки, авторские и народные. Кроме жестокого обращения с детьми, в них показаны жестокие способы убийства, бессердечие, циничный обман, девиантное поведение. Злая королева приказывает охотнику принести ей печень и лёгкие Белоснежки, и, в первых версиях сказки, когда получает желаемое, съедает органы, не подозревая подмены. Морозко насмерть замораживает грубиянку-дочь мачехи, юная королева из «12 месяцев» готова приговорить к смерти кого угодно, просто потому что слово «казнить» короче, чем «помиловать». Но мы, читая сказки, не боимся по-настоящему, чтоб до дрожи: мы с самого начала предупреждены, что всё происходит понарошку.

В некоторых сказках есть и сексуальный подтекст! Например, юнгианские исследователи считают, что девочка в красной шапочке достигла половой зрелости (на это намекает цвет шапочки), и отправляется в лес, как в новую, взрослую жизнь. В лесной чаще водятся волки — мужчины. Поэтому встреча у бабушки двух персонажей могла пройти в романтической обстановке. Ну, это лишь одна возможная интерпретация.

Трейлер фильма «Гретель и Гензель»

По-своему интерпретирует, анализирует историю Гензеля и Гретель в своей картине Оз Перкинс. Момент, когда детей отлучают от дома, может символически означать сепарацию от родителей. В фильме Гретель как раз проходит путь взросления, учится понимать себя, начинает самостоятельные поиски своего места в этом мире.

Елизавета Зимарёва
Гретель и Гензель
Оз Перкинс, София Лиллис

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100