ВНИМАНИЕ! Ниже есть спойлеры к фильму «Терминатор: Тёмные судьбы»!
Старая история в новой обложке
С момента официального анонса новый «Терминатор» подавался как «правильный сиквел», который отменяет события трёх предыдущих частей и продолжает сюжет двух первых фильмов от Джеймса Кэмерона. Вдобавок вернув главных звёзд франшизы, Арнольда Шварценеггера и Линду Хэмилтон, создатели «Тёмных судеб» планировали сыграть на ностальгических чувствах зрителей, но прогадали – за первые выходные в североамериканском прокате фильм собрал смехотворную для подобного тентпола сумму, $29 миллионов. А в России, кажется, одной из самых фанатских стран в мире, он и вовсе стартовал со второго места, уступив анимационной «Семейке Аддамс».
Как отмечает аналитик Forbes Скотт Мендельсон, аудитория в очередной раз показала, что ей в принципе неинтересны продолжения двух классических лент Кэмерона, да ещё и с самоповторяющимися сюжетами. Несмотря на желание продюсеров всячески откреститься от неудачных сиквелов «Терминатора», зрители всё равно не могут полностью забыть о существовании провальных сиквелов и к новым частям относятся всё с тем же недоверием.
Джефф Бок, старший кассовый аналитик Exhibitor Relations:
Forbes подчёркивают, что мотиватором для появления очередного «Терминатора» стало не столько желание поклонников увидеть любимых героев ещё раз, сколько жажда студийных боссов возродить некогда успешную франшизу. Стараясь не рисковать и не раздражать публику нововведениями, авторы решили выдать практически прямой ремейк «Судного дня», отделавшись лишь «косметическим ремонтом», вроде замены «Скайнета» на «Легион», T-1000 на Rev-9, а Джона Коннора – на мексиканку Дани Рамос.
Очевидно, образцом здесь послужили как «Звёздные войны: Пробуждение силы», так и прошлогодний «Хэллоуин»: оба проекта, сделав ставку на тягу к ностальгии, сорвали куш и принесли отличную прибыль. Но главный козырь «Тёмных судеб» ‒ участие Шварценеггера, Хэмилтон и Кэмерона – не привлёк к фильму должного внимания молодой аудитории, а отбить $185-миллионный бюджет на одних верных фанатах невозможно.
Бесцензурный трейлер фильма «Терминатор: Тёмные судьбы» (18+)
Слишком мало Кэмерона – плохо, слишком много – ещё хуже
Громко разрекламированный камбэк Джеймса Кэмерона должен был подстегнуть интерес к фильму как у фанатов франшизы, так и у поклонников творчества самого режиссёра и качественного кино в целом. На деле же возвращение создателя «Терминатора» послужило скорее в качестве рекламного хода: из-за полной погружённости в сиквелы «Аватара» Кэмерон не присутствовал на съёмках «Тёмных судеб» и участвовал только в этапе начальной разработки сюжета, предлагая идеи сразу для трёх картин.
Джеймс Кэмерон:
Однако впоследствии сценарий нового «Терминатора» неоднократно переписывался. В целом над ним трудились сразу 6 разных авторов, что тоже не могло не сказаться на качестве картины, напоминающей скорее лоскутное одеяло, чем плод творчества сплочённой команды сценаристов. В результате фильм, позиционировавшийся как «настоящее» продолжение «тех самых "Терминаторов"», пестрит моментами, идущими вразрез с оригинальными картинами. Например, в финале Сара Коннор даже не собирается избавляться от остатков убитых киборгов, тогда как именно благодаря сохранившемуся чипу первого робота-убийцы T-800 и был создан «Скайнет». И что уж говорить о Карле, персонаже Шварценеггера, который, выполнив задание в начале фильма, от нечего делать решил «побыть человеком». Тогда как Кайл Риз ещё в первой части уверял, что терминатор ‒ это машина для убийств, которая ничего не чувствует.
Впрочем, минимальным вклад Кэмерона в «Тёмные судьбы» тоже назвать нельзя. Постановщик внезапно решил включиться в творческий процесс уже во время монтажа, устроив «кровавую баню» ‒ Джеймс серьёзно повздорил с режиссёром Тимом Миллером, когда пытался навязать тому своё видение фильма. Какие именно изменения внёс Кэмерон неизвестно, но объём правок был значительным, о чём он сам красноречиво рассказал ещё до выхода «Терминатора 6». Судя по всему, подобные признания сыграли «Тёмным судьбам» только в минус: для фильма, к которому зрители изначально относятся настороженно, «чёрный пиар» явно оказался лишним.
Трейлер фильма «Терминатор: Тёмные судьбы»
Джеймс Кэмерон:
Другим негативным фактором обернулась и выбранная дата релиза, совпавшая с празднованием в США Хэллоуина: Screen Rant отмечают, что фильм не подошёл запросам широкой аудитории, которая в это время ориентируется на другие релизы. Спасти тяжкое положение «Терминатора 6» мог второй самый крупный кинорынок в мире, Китай, но и там «Тёмные судьбы» стартовали невыразительно, уступив первую строчку бокс-офиса малобюджетной драме «Лучшие дни». В России же на минувших выходных лидировала анимационная «Семейка Аддамс», а не рассчитанный на взрослую аудиторию «Терминатор». Вполне вероятно, что в других обстоятельствах лента Миллера и Кэмерона заработала бы в мировом прокате куда больше, но история не знает сослагательного наклонения.
Что будет дальше?
Сейчас «Тёмные судьбы» уверенно идут к грандиозному провалу: по самым скромным подсчётам, чистый убыток от фильма составит не меньше $110 миллионов. Таким образом, уже можно констатировать смерть франшизы – было бы странно рассчитывать на появление ещё двух сиквелов, задуманных Кэмероном, когда кинокомпании несут такие финансовые потери. Студия Paramount сейчас переживает тяжёлые времена и вряд ли опять согласится вкладывать баснословные суммы при негарантированной отдаче в прокате. По данным инсайдеров, главы Skydance тоже не собираются рисковать и заранее свернули разработку следующих частей. Киносерии нужен новый герой, и со временем студийные боссы наверняка найдут способ вдохнуть новую жизнь в «Терминатора», но пока мечтать об этом слишком рано.
«Двадцатый Век Фокс СНГ» / ScreenRant.com