Два курса, по словам Воглера, открыли ему глаза на кино. Первый ‒ анализ истории для кино и ТВ. Второй ‒ изучение старых фильмов в стиле нуар. Именно на втором курсе он узнал о Джозефе Кэмпбелле. Кристофер прочёл его книгу «Герой с тысячью лиц» и это было «то, что он искал всю жизнь». После обучения Кристофер работал в студии, где его задачей было читать сценарии, рекомендовать их, а также рекомендовать способы их улучшения.
Сначала Кристофер написал очень короткую книгу, всего 7 страниц, и передал её в студии. Книга распространилась повсюду, как вирус. Тогда он создал более развёрнутую книгу, которая, по его словам, как ковёр-самолёт теперь помогает ему путешествовать по разным странам и общаться с тысячами кинематографистов.
Говоря о своём влиянии на голливудские фильмы, автор подчеркнул, что самый большой вклад он внёс в создание картины «Король Лев», и когда он с женой смотрел её на экране, он то и дело восклицал: «Это мое! Это я придумал!». В целом, Кристофер работал на разных студиях, в том числе, над такими фильмами, как «Бойцовский клуб», «Тонкая красная линия».
У Кэмпбелла история ‒ метафора путешествия. Кристофер разделяет такой подход. Он отмечает, что в жизни каждого человека присутствует ощущение путешествия. Даже если герой остаётся дома, присутствует изменение: эмоциональное, мир вокруг него меняется. Даже если герой стоит на месте, мир путешествует.
1. Обычный мир. Мир, который герой знает (дом, страна, семья, окружение). Чаще всего герою неуютно в этом мире, либо есть чувство, что не все просто. Может, жизнь слишком хороша, чтобы быть правдой. В первой части появляется «зов к приключениям». Будто кто-то приходит и стучится в дверь, зовёт героя. Часто герой боится открыть эту дверь из-за предыдущего опыта или неизвестности. Но потом происходит что‒то, что заставляет его выйти из дома. Он движется, а ему помогают, появляется персонаж ментора, который даёт герою что-то, что придаёт ему уверенность и герой готов к путешествиям.
2. Во второй части случается то, что называют «падением». Герой идёт в неизвестное и доходит до черты. Здесь происходят интересные вещи. Второй акт очень сложен для сценаристов. Именно здесь нужно сделать героя глубже. В этой части у вас есть время узнать героя получше, подружиться с ним, показать его друзей и единомышленников. Каждый раз в этой части герой проходит через страшные испытания. На секунду аудитория даже может подумать, что герой умер ‒ он ненадолго исчезает и аудитория думает, где он. Затем герой появляется и заявляет, что он живой. Возможность почувствовать на мгновение смерть окрашивает в яркие краски жизнь. В этот момент часть зрителя находится на экране. Герой почти умирает и воскресает. Мы переходим в третью часть.
3. Третья часть называется «инициация». Герой начинает экспериментировать с новой идентичностью, новым способом существования. В конце третьей части все становится быстрее и быстрее. Герой должен что-то быстро получить. Он в опасности и теряет всё.
4. Четвёртая часть ‒ возвращение. Это возвращение домой другим, своеобразное завершение круга истории. Герой либо побеждает, либо теряет все: жизнь или смерть. Все сдвигается и переходит в одну сцену. Здесь для сценариста существует два пути: стандартный хэппи-энд или путь трагедии, где герой теряет все. В современных фильмах, правда, все смешивается.
Кристофер Воглер:
О Кристофере Воглере
Кристофер Воглер – автор популярной книги «The Writer’s Journey: Mythic Structure for writers» / «Путь писателя: мифологическая структура для авторов». «Путь писателя» Кристофера Воглера — одна из самых популярных и важных книг по сценарному мастерству в мире. Она была переведена на восемь языков и оказала большое влияние на многих успешных писателей и сценаристов. В своей работе ею руководствуются такие авторитеты, как Даун Стил (Парамаунт Пикчерз Корпорейшн) и продюсер Джеффри Катценберг. Эта книга является обязательной для чтения на всех голливудских студиях.
Мастер-класс проводился в преддверии трехдневного семинара Кристофера Воглера в Москве, который состоится 28-30 сентября. Подробнее о программе семинара.