Когда на начальных титрах фильма появляется сакраментальная фраза «основан на реальных событиях», многих зрителей передёргивает, потому что авторы, наверняка, нашли, куда вставить свою отсебятину. Так зачем же так делают? Почему биографические и исторические фильмы изобилуют выдуманными сюжетными линиями, несуществующими персонажами и другими странными деталями, которых не было в реальности? Попробуем разобраться.
Почему в фильмах «на основе реальных событий» столько вымысла
Чаще всего, когда снимают фильм на основе реальных событий, используют лишь основные вехи, но не следуют слово в слово произошедшему. Связано это, прежде всего, с тем, что кинематографистам нужно сделать своё произведение более драматичным и непредсказуемым, добавить элементы, которые могли бы держать зрителей в напряжении, даже несмотря на то, что все точно знают финал истории. По оценкам экспертов, менее пяти фильмов, основанных на реальных событиях, за последние десять лет могут претендовать на звание самых достоверных. Например, в 2016 году компания information is beautiful, специализирующаяся на создании инфографики, провела собственное исследование – её сотрудники проанализировали 14 биографических фильмов, номированных на премию «Оскар» с 2010 года. Оказалось, что результат «100%» получил лишь один из них – драма
«Сельма» режиссёра Авы Дюверней. Картина, посвящённая мировому финансовому кризису –
«Игра на понижение» – получила от экспертов оценку «91,4%», а историческая драма Стивена Спилберга
«Шпионский мост» была достоверна на 89,9%. Самый низкий показатель «правдивости» тогда был показан фильмом
«Игра в имитацию», рассказывающим о математике Алане Тьюринге (41,4%).
Трейлер фильма «Сельма»Давайте разберёмся. Алан Тьюринг, в отличие от своего киновоплощения, был человеком широкой души – по крайней мере, так о нём отзываются биографы. В фильме же перед нами предстал замкнутый учёный, нацеленный на спасение мира. Несмотря на то, что за основу взят вполне определённый эпизод из жизни математика – работа над поиском ключей к немецкой шифровальной машине «Энигма», это кино всё-таки именно о Тьюринге. Именно по этой причине авторы представили его человеком, в одиночку выигравшим Вторую мировую войны. На самом деле работа Тьюринга основывалась на трудах польских учёных, да и в целом над поиском ключей к «Энигме» трудилось несколько десятков человек. Все эти исторические факты отошли на второй план только ради того, чтобы повествование сосредоточилось на самом главном человеке, о котором, собственно, и снимали фильм. При этом тема гомосексуальности Алана Тьюринга здесь как-то очень аккуратно опущена – она упоминается несколько раз и то вскользь. Говорят, что математик и не скрывал её вовсе. В реальности в 1952 году учёного признали виновным по обвинениям в «грубой непристойности». Ему предложили два варианта выхода из ситуации: химическая кастрация или тюремное заключение – Тьюринг выбрал первый вариант, а спустя два года покончил с собой, приняв цианид. Почему все эти факты не попали в биографическую картину? Потому что в этой конкретной ситуации эти факты не играли никакой роли: фильм рассказывал историю победы, а не историю поражения, поэтому и закончиться он должен был хэппи-эндом (насколько это вообще было возможно).
Трейлер фильма «Игра в имитацию»Ещё один яркий пример – триллер
«Операция “Арго”», получивший «Оскар» в категориях «Лучший фильм», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший монтаж». Про внешние отличия героев фильма от своих прототипов говорить смысла не имеет, а вот о несоответствии некоторых деталей точно стоит рассказать. Чтобы сделать фильм менее скучным и более зрелищным, в него, конечно, кое-что добавили. В эпизоде, когда подставная съёмочная группа находится на восточном базаре, её атакуют мусульмане – на самом деле ничего похожего не было. Как не было и финальной погони: американцы, находящиеся уже в аэропорту, удирают из Ирана, а по их следу идут повстанцы, готовые помешать взлету самолёта. По словам участников тех событий, в аэропорту не было никаких проблем. Ну и, как водится, это американцы оказались впереди всей планеты, хотя, как заявил тогда президент США Картер, большую часть работы по спасению американских дипломатов проделали спецслужбы Канады. Почему всё было показано именно так? Фильм задумывался, как патриотический, а все экшен-сцены, добавленные в сюжет, предназначены для повышения градуса напряжённости происходящего.
Трейлер фильма «Операция “Арго”»В сериале
«Чернобыль» канала HBO,
разбор которого мы недавно делали, тоже довольно много нестыковок с реальными событиями, но самое основное и самое главное его авторы показали как есть. Ульяна Хомюк – женщина, по сюжету помогавшая Валерию Легасову, была придумана. Но сделано это было просто для того, чтобы упростить и без того перегруженную техническими деталями историю. Хомюк стала персонажем, в котором авторы сериала объединили всех учёных, участвовавших в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Трейлер сериала «Чернобыль»Если начинать досконально следовать исходным событиям, получится реконструкция или, если хотите, документальная картина. А когда снимают художественное кино, его стараются сделать максимально интересным для зрителей. Фильмы на основе реальных событий снимали самые маститые режиссёры Голливуда: Стивен Спилберг, Дэвид Финчер, Мартин Скорсезе и многие другие. Никто из них не пугался привносить в историю что-то новое – потому что они снимают кино. И если подходить к процессу с головой, делать свою работу добросовестно, зрители не обвинят авторов в желании перенасытить фильм выдуманными деталями. К сожалению, таких примеров тоже хватает. Кстати, недавние биографические ленты
«Богемская рапсодия» и «Рокетмен» тоже были с изрядной долей выдумки: где-то упустили важные детали, где-то придумали что-то новое. Авторы
«Рокетмена» ещё в рамках рекламной кампании заявили, что «фильм основан на невероятной фантазии»: всё для того, чтобы история органично смотрелась на большом экране. Здесь важно соблюдать баланс – если он есть, то ни один зритель не возмутится тому или иному придуманному эпизоду.
Трейлер фильма «Рокетмен»