Трейлер сериала «Благие знамения»
Самый главный недостаток сериала, он же, кстати, главный его плюс – экранизация «Благих явлений» получилась очень близкой к оригинальному тексту. Правда, в этом нет ничего удивительного. Терри Пратчетт в письме, обнародованном после своей смерти в 2015 году, попросил своего друга и коллегу Нила Геймана лично заняться адаптацией книги, что он и сделал. То, что сценарий «Благих знамений» писал Гейман, к сожалению, не пошло на пользу сериалу. Боясь навредить своему детищу, Гейман не смог определить сюжетные линии, на которые нужно сделать акценты, поэтому повествование виляет из стороны в сторону, а уместить всё важное в отведённых шесть часовых эпизодов всё равно не удалось. Смотреть сериал фоном не получится – от обилия персонажей в какой-то момент начинает рябить в глазах: если не уследить за кем-либо из них, затем будет сложно понять, почему они сделали так, а не иначе.
Кадр из сериала «Благие знамения» (Amazon)
Отдельно стоит упомянуть серию, полностью посвящённую взаимоотношениям Кроули и Азирафеля – в книге ничего подобного не было, а читателям приходилось только гадать, через что прошли эти двое до того, как подружились. А история, как оказалось, у главных героев очень насыщенная – они были вместе, когда Бог создал первых людей, когда он решил устроить всемирный потоп, когда шла Вторая мировая и во многие другие периоды. Причём, сами того не осознавая, они неоднократно вызволяли друг друга из различных передряг. И сейчас, объединившись для достижения общей цели, пройдя через различные препятствия, они всё-таки выступают против своих начальников, решивших, что Апокалипсис и война между ангелами и демонами, которая за ними последует, – то, что нужно этому миру.
Наиболее впечатляющий эпизод «Благих знамений» связан с Кроули, прорывающимся в пригород Лондона. На своём автомобилей демон едет на поиски Антихриста, но попадает в кольцо огня, из которого, как казалось на первый взгляд, нет выхода. Поверив в свои силы, демон направляет машину прямо на пожар, въезжает в него, а затем, уже на другой стороне, останавливается около местного жителя, чтобы спросить дорогу. Автомобиль при этом продолжает гореть, как адская колесница.
Заставка сериала «Благие знамения»
Учитывая сатирическое направление истории, Ад в сериале изображён, как заваленная различными бумажками бухгалтерская фирма, а Рай похож на процветающую гигантскую корпорацию. Все те пугающие моменты, которые так впечатляли в книге, из сериала буквально вымараны. Ведь не зря говорят, что самое важное всегда кроется в деталях. Оставив то, что оставлять не стоило, Гейман лишил зрителей главного – возможности смаковать происходящее на экране (если только речь идёт не об очередной встрече Кроули и Азирафеля). Слово «смак» в данном контексте означает, что какие-то эпизоды, казавшиеся важными в книге и занимавшие несколько страниц, в сериале показаны в проброс (например, червяки, сжирающие целый офис с сотрудниками, выглядят не страшными, а противными, к тому же эта сцена занимает всего лишь секунд пять хронометража). Аналогичные вопросы появляются к мотивации Антихриста, в которого превращается послушный мальчик, любящий родителей и свою собаку. То есть мне не хватило пояснений к определённым моментам и фокуса на некоторых персонажах.
Кадр из сериала «Благие знамения» (Amazon)
В целом можно сказать, что экранизация «Благих знамений» удалась ровно настолько, насколько могла получиться. Можно долго рассуждать, что было бы, если бы проектом не занимался Гейман, но он ведь изначально в него вовлечён (против своей воли), а потому сериал нужно просто посмотреть и принять к сведению его существование. Кстати, как дополнительная приятная деталь – дословное цитирование книги. Чтобы передать настроение или какие-то авторские комментарии, в историю был введён голос Бога – его озвучила Фрэнсис МакДорманд.
«Благие знамения»: ролик «Колыбельная»