Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Глубокие реки» — один из лучших дебютов года. Отзывы критиков

Премьера фильма состоялась на «Кинотавре»

25 октября в прокат выходит драма «Глубокие реки», которую снял Владимир Битоков — выпускник мастерской Александра Сокурова. Для начинающего режиссёра Владимира Битокова «Глубокие реки» стали дебютным фильмом, в котором он решил затронуть тему семейных отношений на Северном Кавказе. Действие ленты происходит в небольшой деревушке в Кабардино-Балкарии, в центре сюжета — семья лесорубов, суровый отец, двое его детей, Бес и Муха, и жена одного из братьев — Заира. С односельчанами у них отношения не складываются, виной всему — давнишний конфликт. А когда глава семейства получает травму во время рубки леса, то братьям приходится позвать на помощь младшего члена семьи, который давно уехал из деревни и напрочь забыл о суровом быте своих родственников.

«Глубокие реки» — один из лучших дебютов года. Отзывы критиков

«Глубокие реки» — один из лучших дебютов года. Отзывы критиков

© Storm Cinema

Сергей Сычёв («Кинопоиск»)

Битоков придумал несколько неожиданных решений для конфликта, и повествование он строит на постоянной опасной игре со зрителем: то топор к голове персонажа приставит, то горную речку покажет с такого опасного ракурса, что ты как будто сам вот-вот упадёшь на острые прибрежные камни прямо из кресла. А уж когда отец становится калекой, сразу ясно: коготок увяз — всей птичке пропасть».

Клара Хоменко (Time Out)

Непонимание языка, невозможность договориться — центральная тема „Глубоких рек“. Даже зритель воспринимает героев как непонятных чужаков в силу образа жизни и особенностей менталитета. Появление Младшего, который возвращается домой из города, кажется своего рода отдушиной: уж он-то, молодой горожанин, говорящий наконец-то по-русски, должен быть „своим“. Однако на его фоне злой Бес и добродушный Муха только набирают очки. Семейные отношения, явно далёкие от пасторальных, выглядят и мучительными, и искренними одновременно, а ощущение катастрофы накатывает волной, поскольку не принимая чужих — здесь не принимают и своих. Финал закономерен: так в последнем акте пьесы обязательно стреляет ружьё, висящее на стене. И все-таки выглядит оборванным».

Трейлер фильма «Глубокие реки»

Ксения Реутова («Частный корреспондент»)

Если в начале фильма национальным колоритом ещё можно было очароваться, то появление юного героя сразу расставляет все по своим местам: в этих краях не умеют слушать, не умеют выражать чувства, не умеют рефлексировать, а любую слабость и любую инаковость воспринимают как повод применить силу. Здесь, как и у Балагова, есть пронзительная сцена с со слишком тесными семейными объятиями: такая родня удушает, жить с ней рядом невозможно».

Сергей Фишман (GQ)

«Режиссер Битоков в своём дебюте создаёт какой-то удивительно убедительный мир, за которым просто очень интересно наблюдать: за жизнью, за тем, как они валят лес, как обедают, как дерутся. „Глубокие реки“ проникнуты искренней любовью и уважением к кавказской семье, к этому заповеднику настоящих ценностей (безо всякой иронии), но к финалу мы понимаем, что перед нами вымирающий вид. Не потому, что его победит город — город здесь подчёркнуто слаб, а потому, что в сегодняшнем мире так жить уже нельзя, такая форма существования обречена на самоуничтожение. А вот как жить с этим пониманием, тоже не очень понятно — по крайней мере, режиссёр ответа на этот вопрос не даёт. Может быть, это и к лучшему».
Глубокие реки
Владимир Битоков

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100