Это первое название на «пиратскую» тему, которое приходит в голову. «Остров головорезов» вышел за несколько лет до «Пиратов» и планировался как хит. Попросту говоря, это он должен был стать франшизой про пиратов и культурным феноменом. У картины множество поклонников, но в прокате она провалилась: при стомиллионном бюджете собрала в США всего 10 миллионов долларов. Это могло означать только одно: никаких пиратов на экране в ближайшее время! И только хит Гора Вербински смог побороть недоверие Голливуда.
Тем более что «Остров» был не первым провальным фильмом о пиратах. Незадолго до него сокрушительное поражение в этом поле потерпел сам Стивен Спилберг, создатель самых кассовых фильмов в мире и мастер рассказывать сказки для любой аудитории. История взрослого Питера Пена, вынужденного вернуться в Неверленд, блестяще сыграна актёрами уровня Робина Уильямса, Дастина Хоффмана и Джулии Робертс. Это, пожалуй, лучшее из того, что в кинематографе вообще было сделано о Питере Пене. Но рынок отреагировал плохо, а это для Голливуда важнейший сигнал.
7.3
С другой стороны, пираты могут не нравиться, а элегантные мужчины со шпагами и в шляпах всё равно регулярно получают свою дозу женского внимания, если речь идёт об экранном произведении. Поэтому Голливуд продолжил атаки с другой стороны. Антонио Бандерас, Энтони Хопкинс и Кэтрин Зета-Джонс в приключенческом фильме о любви, подвигах и сражениях с холодным оружием принесли своим создателям 250 млн в мировом прокате, а потом ещё долго и успешно солировали на видеорынке.
В нашей стране было такое понятие как «фильм-сказка». Американцы называют всё словом фэнтези, и наши кащеи бессмертные для них тоже фэнтези. Между тем, «Сердце дракона» - самая настоящая сказка, хотя, как и «Пираты», временами довольно страшная, жестокая и саркастичная. Зато Дэннис Куэйд в роли рыцаря здесь величествен и благороден, равно как и дракон, частичка сердца которого бьётся в груди короля-тирана.
Большой успех в США ждал этот шуточный фильм, где любимцы всех детей маппеты отправились искать сокровища на необитаемый остров. Лягушонок Гермит и его друзья сразились с пиратами и вновь убедились в том, что мир да любовь куда важнее любых слитков золота. Впрочем, если золото само идёт в руки, почему не взять, не правда ли?
7.7
Ещё один коммерческий провал, которого не удалось избежать за счёт мечей, драконов, магии и мощного ансамбля. Джереми Айронс вряд ли сегодня включит эту картину в число своих любимых ролей, а продюсеры, которые сделали всё возможное для удешевления производства, но всё равно не смогли его окупить, до сих пор не могут понять, как это произошло.
7.5
Французы тем временем тоже решили не ждать лучших времён и запустили ремейк другого фильма о герои со шпагой, пусть и не такого яркого и харизматичного, как Зорро. Зато любимого во всём мире, знающего Фанфана по исполнению Жерара Филипа. Венсан Перес постарался сделать Фанфана более жёстким и хулиганским, в духе нового времени, но фильм прошёл относительно скромно, потому что подоспели «Пираты Карибского моря», слишком сильный конкурент.
Большой провал ждал приключенческий фильм Терри Гиллиама, и наличие звёзд первого эшелона опять не помогло. Гиллиам, пожалуй, слишком талантлив, чтобы быть сверхпопулярным, и слишком велики масштабы его замыслов, чтобы он мог себе позволить делать дешёвые фильмы. У этой картины, как и у всех гиллиамовских, культовый статус, но для больших студий это редко бывает поводом вложить серьёзные средства в производство.
На фоне коммерческого безумия практически незаметно для широкого зрителя прошла эта милая и скромная картина, где Джонни Депп играл помешанного, вообразившего себя доном Хуаном, а Марлон Брандо – психиатра, который поверил, что помешанные – это те, кто никем себя не воображают и ни о чём не мечтают. Впоследствии Павел Руминов снял об этом же один из своих лучших фильмов «Визит мушкетёра». А пара Депп-Брандо осталась в памяти немногих зрителем эталоном стиля и актёрского мастерства.
А ведь приключенческое кино, в том числе и кино о пиратах, некогда пользовалось огромным успехом в США. Взять хотя бы этот суперхит – его, между прочим, снял тот самый Майкл Кёртиц, который вошёл в историю как режиссёр «Касабланки», но это было уже годы спустя. А тогда, в середине 30-х, фильм о капитане Бладе стал грандиозным хитом, который показывали во всём мире, включая СССР (впрочем, у нас он появился через много лет после выхода в США).
У нас тоже в 30-е годы старались делать не менее яркое кино, пусть и не обладая такими техническими средствами, как Голливуд. Зато песенку о ветре из нашего фильма с Николаем Черкасовым и до сих пор знает каждый школьник, и в США этот фильм тоже показывали, пусть даже рядом с цветными блокбастерами той поры он выглядел бедновато и бледновато.
Пятидесятые годы с их широкими экранами и новыми достижениями в области цвета дали новый толчок развитию приключенческого кино. В это время были созданы эталонные картины, среди которых «Красный корсар» - возможно, самая лучшая в своём роде. По крайней мере, так считают миллионы зрителей во всём мире, которые по-прежнему заворожённо следят за приключениями капитана Валло и его команды, пусть и на маленьких экранах телевизоров.
Опять классика. Рассказ о Жане Лафите, сыгранном Юлом Бриннером, нашим знаменитым соотечественником, и сегодня невозможно смотреть равнодушно. Лафит Бриннера безжалостен, благороден и красив, и хотя пиратская тема и американская демократия плоховато уживаются в одном сюжете, если отвлечься от этого, можно получить истинное удовольствие от пиратской романтики.
Самое известное киновоплощение сюжета Жюля Верна о капитане Немо и его подводной лодке «Наутилус». Для американцев фигура Немо всё же лишена привычного для нас романтического ореола, он для них талантливый и экзотический бунтарь, но всё же варвар, а не американец. Поэтому и главная звезда фильма Кирк Дуглас играет не Немо, а его антагониста, независимого и агрессивного китобоя Неда Ленда. Советский фильм получился куда более утончённым и философским, зато американский был популярнее.
Хотя действие романа Теофиля Готье никак не связано с морем и парусами, театральные паясничанья и многочисленные приключения капитана Фракасса показались бы очень близки и понятны капитану Джеку Воробью, если бы тот прочёл хотя бы одну книгу в жизни. Гроза женских сердец Жан Маре не слишком походил на субтильного нищего барона, но это мало кого волновало. Хорошая возможность воскресить для себя этот сюжет – сходить на спектакль в театре Фоменко в постановке Евгения Каменьковича, его «Фракасс» точно не хуже классической французской картины.
7.8
Нельзя сказать, чтобы успех серии «Пираты Карибского моря» породил волну соответствующих фильмов. Слишком сложно оказалось найти такое же точное сочетание компонентов, которое приведёт к успеху. Так и здесь. Казалось бы, фильм от режиссёра «Пиратов» с Джонни Деппом в главной роли и приключенческим сюжетом, вкупе с выверенным и дорогим визуальным стилем, должен привести к безусловной победе. Но хотя фильм заработал 260 млн долларов в мировом кинопрокате, это никак не соответствовало ни его бюджету, ни ожиданиям продюсеров. Повторить успех «Пиратов» не получилось.
7.6
Голливуд пошёл в несколько иную сторону: больше фэнтези, компьютерных эффектов и полностью выдуманных обстоятельств и поменьше экспериментов с морем и парусами. «Пиратам» - можно, остальным лучше воздержаться или, в крайнем случае, довольствоваться более камерными фильмами вроде «Жизни Пи». Там и риск меньше, и в случае успеха шума больше, если смотреть в пропорциях.
6.1
Правда, неожиданный успех ждал пиратскую тематику на телевидении. Сериал «Чёрные паруса» пришёлся по вкусу даже искушённым зрителям, и уже несколько сезонов «Парусов» показываются при огромном интересе публики. Да, её, пожалуй, меньше, чем у «Пиратов», потому что сериал получился реалистичным и жестоким, совсем не семейным фильмом из диснеевского семейства. Но тем интереснее наблюдать, к чему может привести его популярность.
7.8
Современный кинематограф всё сильнее поляризуется. С одной стороны – фильмы, в которых вообще нет настоящих локаций, но всё нарисовано на компьютере. Почти мультфильмы. С другой – попытка как можно реалистичнее воссоздать самые волнующие моменты, и история капитана Филлипса, выступившего против настоящих современных пиратов, - это не менее увлекательно, чем любые путешествия на «Чёрной жемчужине».
8.5
И, наконец, фанатам капитана Джека Воробья особенно приятно будет увидеть во всей красе образ, на основе которого создавался этот персонаж. Кит Ричардс на сцене и с гитарой чувствует себя куда более уютно, чем в фильмах «пиратской» серии, куда его любезно приглашают свадебным генералом. Драйв этого фильма можно вполне ощутить только в кинотеатре, но даже на малом экране энергия Rolling Stones сшибает с ног обескураженного зрителя. Капитану Джеку Воробью ещё есть чему здесь поучиться.