ПиКей
PK
2014
/ Комедия, Драма, Фэнтези
/ Индия
Один из самых популярных индийских фильмов последних лет больше похож стилем и сюжетом на озорную европейскую комедию. Кинозвезда и продюсер Аамир Кхан играет наивного инопланетянина ПиКея, который застрял на Земле во время своей исследовательской экспедиции и теперь пытается найти дорогу домой. А заодно эпатирует встреченных жителей нашей планеты эксцентричным с их точки зрения поведением и «дурацкими» вопросами.
Ещё один хит от Аамира Кхана, но это не комедия, настоящая спортивная драма, да ещё об эмансипации. Герой – профессиональный спортсмен-борец, у которого родились не сыновья, а дочери. А поскольку у него была мечта, что его сын станет чемпионом, он принимается тренировать девочек и добивается огромных успехов, хотя окружающим это не всегда по нраву.
Рассказ о маленьком мальчике, который отличается от других детей и которому слишком сложно объяснить это своим родным. Отец отправляет его в интернат, и мальчик уже совсем готов замкнуться в себе, но встречает в новом учебном заведении преподавателя, который становится мальчишке лучшим другом и помогает ему выстроить более прочные отношения с миром. Режиссёр и исполнитель главной роли – всё тот же Аамир Кхан.
После детской борьбы можно посмотреть и на взрослую. Два чемпиона-борца показывают высокий уровень мастерства на ринге, укладывая противников одного за другим. Пикантность ситуации в том, что один из них мужчина, а другой – женщина. Оба практически непобедимы, но только до поры, пока они не полюбят друг друга. История напоминает древний эпос, но всё происходит в наши дни.
Кхан вообще личность очень разносторонняя, он продюсирует фильмы, снимает их и часто снимается как в своих, так и в чужих картинах. И более всего индийцы ценят именно его многогранность его дарования. Например, в этом фильме у него есть и драматичные, и чисто комедийные моменты, и песенные номера, потому что фильм очень музыкальный.
Музыкальные номера могут обрамлять даже такие суровые истории как эта. Немая девочка из Пакистана пытается вернуться домой с помощью благородного индийского мужчины. Здесь много реалистичных подробностей жизни в стране, бедность, жара, усталые люди. Но герои заряжены общей целью, и они пройдут этот путь, а показано это будет невероятно эффектно – с рапидами в духе Гая Ричи, что делает фильм очень зрелищным.
7.8
Ещё одна суперзвезда Индии Шах Рукх Кхан – тоже специалист по всем направлениям. Обычно он поёт, танцует и соблазняет, но здесь он куда более беззащитен, потому что его герой – эмигрант, а действие фильма разворачивается в США, что сразу выводит фильм за пределы продукта для внутреннего потребления. Роуд-муви иностранца через всю Америку плюс романтическая цель примирения – это уже тема совершенно фестивальная.
Известный за пределами Индии Санджай Лила Бхансали любим зрителями, главным образом, за изысканное решение всевозможных любовных треугольников в своих фильмах. Этот отличается от предшествующих картин своим размахом: эпическое историческое полотно о любви полководца и принцессы, где экшн-сцены и музыкальные номера лишь обрамляют историю о бушующих страстях, сталкивающихся с бременем государственных обязанностей. Выпущенный в США, фильм заработал около 6 млн долларов, что для индийского кино показатель редкий.
Жестокий садист Кабали на самом деле настоящий герой, потому что он не просто так наносит людям увечья. Он это делает, защищая многочисленную тамилскую диаспору в Малайзии. Тамилам там приходится нелегко, закон их особенно не защищает, так что они часто становятся мишенью для местных гангстеров. И тут появляется пожилой, но полный сил Кабали, который очень хорошо умеет драться. Тамилы могут продолжать трудиться спокойно.
Научно-фантастический комедийный боевик об универсальном роботе, который может победить целую армию и приготовить праздничный обед с одинаковым выражением лица. И тут вдруг маленький апгрейд: теперь этот железный человек способен любить. К каким ситуациям может привести большое роботическое чувство, догадаться нетрудно. Хотя некоторые шутки не без основания претендуют на оригинальность.
Оставим пока в стороне болливудский мейнстрим: в Индии существует и другое кино, экспериментирующее, провоцирующее, неполиткорректное. Скажем, этот фильм, чёрно-белый рэп-мюзикл про молодого рэпера и его проблемы, успешно был показан на фестивалях в разных концах мира и везде встречал бешеный восторг у публики. Молодой, дерзкий, злой, эротичный, сквернословящий, этот фильм резко меняет отношение к индийскому кино у тех, кто думал, что там только песни да любовь.
Одна из лучших поздних ролей Митхуна Чакраборти, которого наш зритель знает, главным образом, по хиту «Танцор диско», а вообще его фильмография составляет порядка трёх с половиной сотен названий. При всём показном реализме фильма (например, шумы преобладают над музыкой) это поэтическое размышление об отцах и детях, да и попросту о том, что такое человеческая жизнь и как одна судьба сочетается с другими.
В 1993-м году в Бомбее прогремели несколько взрывов. Этот фильм рассказывает о том, как всё это произошло, причём мы успеваем посмотреть на происходящее глазами не только полиции, но и преступников, их жертв и даже простых обывателей, которые не были причастны к этой трагедии, но следили за ней вместе со всем миром.
Ланчбокс
Dabba
2013
/ Драма, Мелодрама
/ США, Канада, Индия, Германия, Франция
В Мумбаи, он же Бомбей, доставка обедов отработана настолько совершенно, что ошибки здесь практически исключены. Но когда одному мужчине привезли заказ по ошибке, это стало началом большого эпистолярного романа, но уже нового типа. Герои пишут не традиционные длинные письма, а оставляют в коробке для ланча записочки, что придаёт начинающимся отношениям авантюрный флёр. В главной роли Ирфан Кхан, который уже давно играет в больших голливудских блокбастерах, но и Индию не забывает.
Пусть вас не обманывает легкомысленное название этой картины: фильм показывает нелицеприятную изнанку бомбейского киноандеграунда, производящего трэш-хорроры полупорнографического характера. Главные герои – как раз парни, которые решили зарабатывать себе в этой индустрии на хлеб и которые не слишком хотят идти на компромиссы. Фильм был показан в каннском «Особом взгляде».
Не слишком привычная для индийского кино форма, тяготеющая к документализму. Нам показывают один день деревенской семьи. День перед лунным затмением. И в этот день герои столкнутся с множеством неприятностей, каждая из которых обусловлена социальным и культурным несовершенством системы.
Сюжет «Макбета» перенесён в современный Мумбаи, и героя Ирфана Кхана не случайно зовут Макбулом. Здесь нет замков и королей, здесь самое дно преступного мира, жестокого, циничного и кровавого, и зритель не раз содрогнётся от жестокости этой картины, ещё и разбавленной жуткими видениями Макбула. Дикое, необузданное кино, которое для нас, европейцев, становится новым ключом к удивительному шекспировскому произведению.
Закончим этот перечень главным международным индийским хитом последних десятилетий. Мира Наир за него получила главный приз в Венеции и подтвердила свой статус символа современного индийского кино для всех немусульманских стран, именно её имя вспоминают прежде всего, если вообще говорят о современном кинематографе этой территории. Фильм этот в лёгкой форме сталкивает противоречия традиционной культуры и вызовов современности, причём не национальных, а глобальных, показывая, как сильно Индия за последние годы интегрировалась в мировое информационное общество. Собственно, каждый фильм Миры Наир так или иначе связан с этим, но если вы слышите её имя впервые, начните с этой картины. Она понятна любому человеку на планете – и она стопроцентно индийская. Идеальное сочетание.
Не хуже «300 спартанцев», если не сказать больше. Масштабный, динамичный исторический экшн переполнен батальными сценами, поставленными в умопомрачительных пейзажах. Здесь тоже много рапидов, которые позволяют получить ещё более глубокое впечатления от происходящего на экране. Эпический размах этого блокбастера не только предопределил его кассовый успех, но и задал высокую планку для других индийских кинокартин.
Это не роуд-муви, а настоящий комедийный экшн, и девушку ждать в течение всего фильма не надо: она главное действующее лицо, и романтическая линия только добавляет этой картине зрительского потенциала.
Это история 23-летней Нейны Капур, красавицы, отец которой недавно покончил с собой. Семья Нейны оказалась в сложной ситуации – все ругаются, а ещё нужно где-то найти средства для существования. Однажды девушка знакомится с Аманом и Рохитом – жизнерадостными молодыми людьми, помогающими ей осознать своё место в этом мире.
Две сестры – Зита и Гита – в детстве были разлучены. Одна из них, Гита, похищенная цыганами, стала танцовщицей в бродячем цирке, а Зита, которую воспитывал богатый дядюшка, получила весомое наследство. Однажды они поменяются местами, чтобы пройти через множество увлекательных и забавных приключений.
Самар служит в армии сапёром – он хладнокровен, что позволяет ему разрешать все опасные для жизни ситуации. И вот однажды он спасает тонущую в реке девушку по имени Акира, которая оказывается журналисткой канала Discovery. Самар открывается ей – так Акира узнаёт, почему мужчина потерял интерес к жизни и теперь рискует умереть каждый раз, когда отправляется на задание.
Действие фильма разворачивается около 500 года до н.э. в Древней Индии – в основу сюжета положена история жизни придворной танцовщицы и куртизанки Амрапали, влюбившейся в царя Аджашастру, управлявшего государством Магадхи. Чтобы заполучить девушку, царь со своей армией разрушил страну Амрапали. Спустя несколько лет куртизанка встречает Будду Гаутаму и становится его ученицей – с этого момента её жизнь кардинально меняет направление.
Анил, более известный под псевдонимом Джиими, – выступает вместе со своим дядей на улицах, чтобы заработать на жизнь. Во время одного из выступлений в доме местного богача происходит печальный инцидент, в результате которого Анил и его мама вынуждены покинуть город. Спустя много лет молодой человек знакомится с девушкой по имени Рита, в которую влюбляется. Волею случая её отцом оказывается тот самый богач, некогда стоивший Анилу привычной жизни.
7.9
Этот эпический блокбастер стоит упомянуть хотя бы потому, что он стал самым кассовым индийским фильмом года. Суммарные сборы ленты составляют более $250 млн – это красочный, зрелищный и драматичный фильм. В центре сюжета, конечно же, любовь – та самая, что сильнее войны, алчности, предательства и смерти. В этой картине сплелись масштабные битвы, семейные интриги и невообразимые испытания, через которые главный герой проходит, чтобы восстановить справедливость. Накал и постановка экшен-сцен удивят даже искушённых.
За забавным названием скрывается глобальная проблема традиционного индийского общества. Согласно традиции, в доме нельзя иметь отхожее место, ведь тогда и жилище становится «нечистым» (премьер-министр Нарендра Моди даже запустил общественную кампанию «Чистая Индия», чтобы отучить народ справлять естественные нужды на улицах). Главная героиня – Джайя – вышла замуж за любимого, но в первую брачную ночь столкнулась с тем, что в его доме нет туалета. Девушка решается на самый настоящий бунт.