Трейлер фильма «Рай»
Говоря о трудностях копродукции, Андрей Сергеевич отметил, что российская часть команды – это люди, которые никогда не смотрят на часы. Они работают со страстью, они не думают о том, что можно снимать шесть или четырнадцать часов вместо двенадцати. Если съемка заканчивалась раньше, немцы не уходили домой, потому что их время было оплачено. На площадке с немцами говорили по-английски, а с французами – по-французски. Но, как выразился Кончаловский: «Мы их понимали, а они нас – нет».
Кончаловского спросили, не хочет ли он снять фильм про войну в Сирии. «Не считаю своим долгом снимать кино о всех ужасах, которые происходят на Земле. Где зло рядится в одежды добра и разрушает человеческие жизни. Но назревает серьёзная глобальная проблема – однажды начнётся мировая война из-за питьевой воды. Об этом даже Ватикан заявлял. Вот это – тема глобальная, она меня интересует».
Как Кончаловский готовил своих актёров к фильму, чем вдохновлял? Три главных актёра готовились очень серьёзно, читали книги о «своей» биографии. Высоцкая читала о русской эмиграции в Париже, немецкий актёр – об офицерах СС, француз – о коллаборационизме. «Но француз был ленив», - улыбнулся Кончаловский. Когда снимали сцены интервью, это было по три дня и это было похоже на допрос, исповедь или пытку. Это было мучительно.
Кадр из фильма «Рай»
«Верите ли вы в рай?» - «Иногда верю, иногда нет. Могу сказать словами Капицы: я – православный буддист. В рай можно попасть ещё при жизни, а что будет дальше, мы не знаем».
Сценарий был написан совместно с Еленой Киселёвой. «Мы с ней познакомились не так давно. Мне сказали, что есть девушка, которая подрабатывает и пишет для каких-то мусорных сериалов. Она оказалась потомственным славистом и очень интеллигентным человеком, что для было очень важно. Мы с Леной бродим где-то в тумане, наощупь. Мы знаем, что напишем, но не знаем, будет ли это иметь какой-то смысл. Написать сценарий, где полкартины люди говорят на крупном плане, - это безумие. Ни одна студия за это не взялась бы. Слава Богу, я живу в России, где такие безумства могут проходить».
Юлия Высоцкая: «Я не могу сказать, где я и где - моя лирическая героиня. Это не халат с павлинами, который можно снять». Кончаловский: «Это сложно делать и сложно объяснить. Гениальный актёр может гениально сыграть, но я бы снимал фильм не том, как он играет, а о том, как он бреется и ругается с женой. В этом я вижу свою задачу. Вы смотрите художественный фильм, где артисты говорят не заученный текст, а то, что они сами от себя не ожидают. Когда мы следим за поведением животного, нам всегда интересно, потому что оно не играет. То же и с человеком. А после такого наблюдения мы производим художественный отбор. Я использую этот метод с момента своего возрождения как режиссёра, то есть с «Белых ночей». Я пробовал его на «Асе Клячиной», но потом пошёл другой дорогой и теперь просто вернулся на этот путь».
Трейлер фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Как получил роль Гиммлера Виктор Сухоруков? Кончаловский пробовал на эту роль многих немецких артистов. Причём обнаружил, что немцы восточной части Германии все хотят играть нацистов, а западной – не хотят, боятся. Поэтому все главные актёры – с востока. Но найти артиста на роль Гиммлера не получилось, и тогда Кончаловский решил попробовать Сухорукова. «Я его бесконечно колотил, но он не сопротивлялся». В фильме также звучит речь о том, что Гитлер, якобы, ищет преемника, мечтает стать художником и гулять по Риму. Это из книги «Застольные беседы Адольфа Гитлера», утверждает Кончаловский.
Юлию Высоцкую не гримировали, чтобы создать эффект выбритой головы, а постригли налысо по-настоящему.
«Рай» выйдет в российский прокат 19 января 2017-го года. Рецензию на фильм можно прочесть здесь.