Каннский кинофестиваль тоже охотится за отреставрированными версиями мосфильмовских картин: там уже были показаны «Иван Грозный» и «Солярис».
Трейлер фильма «Солярис»
В Москве состоялась специальная пресс-конференция, посвящённая участию «Сталкера» в Венецианском кинофестивале. Там стало особенно ясно что, реставрация старых фильмов в России – дело неблагодарное. Как сообщил директор «Мосфильма» Карен Шахназаров, государство этот процесс никак не спонсирует, в прокат эти фильмы у нас не выходят, и заинтересованность проявляют только некоторые зарубежные прокатчики, но их деньги никак не могут окупить затраты на реставрацию. Даже при том, что «Мосфильм» делает её своими силами, а права на фильмы принадлежат ему же. Реставрация «Ивана Грозного» заняла около 7 месяцев, стоила порядка 70 тысяч долларов.
В программе Venezia Classici этого года итальянцы тоже представят отреставрированную классику. Это будет фильм Никиты Михалкова «Очи чёрные».
«Мосфильм» тратит на это собственные деньги просто из любви к кино, потому что никакой другой заинтересованности тут быть не может. Большую часть отреставрированных фильмов ( за несколько лет работы их набралось уже более 70) не берут не только отечественные каналы – даже телевидение не берёт, кроме канала «Культура», говорит Карен Шахназаров. Но в случае со «Сталкером» будет маленькое исключение: несколько маленьких площадок в Москве покажут картину после премьеры новой копии в Венеции. Что-то подобное, но в ещё меньшем масштабе, было с «Иваном Грозным». Впрочем, «Мосфильм», не ожидая коммерческой выгоды от этой стороны своей деятельности, не только отдаёт эти фильмы для кинопоказа бесплатно, но и открыто выкладывает их в Сеть почти сразу после окончания работы. Правда, в минимальном качестве, далёком от совершенства отреставрированной версии.
Карен Шахназаров убеждён, что никакой эзотерической копии первой версии «Сталкера» не существует, потому что, по правилам, не принятый материал просто смывался, и сделать тут ничего было нельзя
Процесс реставрации куда сложнее, чем принято считать. Многие понимают под этим простую оцифровку плёнки, но это лишь первая часть работы. Не самая простая, потому что плёнка бывает деформированная, иногда нужно оцифровывать несколько разных фильмокопий, потому что разные их участки могут быть в лучшей сохранности. Более того, есть случаи, как с «Войной и миром» и многими другими известными картинами, когда негатив вообще не сохранился, и нужно его сначала создать заново, а потом уже вести реставрацию. Иногда приходится заказывать восстановление перфорации плёнки, чтобы её можно было адекватно отсканировать. Но самое сложное всё-таки наступает потом. Один кадр «Ивана Грозного» содержит до тысячи артефактов, которые нужно точно удалить, не повредив при этом картине: белая точка может оказаться дефектом плёнки или сияющей звездой, которая была очень важна режиссёру. Нужно восстановить цвет и звук. Для этого постоянно закупаются новые оборудование и программы. Скажем, почти всё, что снято на отечественную плёнку, отличается неровным цветом, из-за чего возникает эффект мерцания. Всё это нужно «вычистить», исправить вручную.
Фрагмент фильма «Сталкер»
Шахназаров также отметил, что «Мосфильм» теперь хранит отреставрированные версии всех картин Тарковского, которые были сняты в России. Кроме «Иванова детства», потому что негатив фильма «Мосфильму» отказываются выдавать на сканирование, опасаясь его повреждения. «Я считаю, что наш долг перед Тарковским мы выполнили», - закончил Шаханазаров.
73-й Венецианский МКФ пройдёт с 31 августа по 10 сентября. Билеты стоят от 3 до 45 евро, абонементы – до 1600 евро.