«Расёмон», режиссёр Акира Куросава (1950)
Фильм, снятый по мотивам рассказов Рюноскэ Акутагавы, в своё время был отмечен множеством наград, среди которых «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Несмотря на то, что картина не имела успеха в японском прокате, считается, что именно она привлекла внимание Запада к кинематографу Страны восходящего солнца.По словам Вуди Аллена, уже долгие годы «Расёмон» и другие картины Куросавы находятся для него на первом месте. При этом дочь японского режиссёра не так давно призналась, что фильм Аллена «Энни Холл» был одним из любимейшего фильмов её покойного отца.
Кадр из фильма «Расёмон»
«Гражданин Кейн», режиссёр Орсон Уэллс (1941)
«Гражданин Кейн» стал первой полнометражной картиной Уэллса, которому на момент съёмок было всего 25 лет, – тем не менее, долгие годы после выхода именно эта картина постоянно лидировала в масштабных опросах кинодеятелей как «лучший фильм всех времён и народов». Сам режиссёр также исполнил в своей картине одну из главных ролей – медиамагната-миллиардера Чарльза Фостера Кейна, который, становясь богачом и закрепляясь в обществе, теряет свои светлые стороны и посвящает жизнь удовлетворению потребностей собственного эго.Для Вуди Аллена «Гражданин Кейн» оказался единственной голливудской картиной в пятёрке лидеров. Режиссёр сказал:
Трейлер фильма «Гражданин Кейн»
«Великая иллюзия», режиссёр Жан Ренуар (1937)
Антивоенный фильм Ренуара, посвящённый событиям Первой мировой войны и проблемам социального недопонимания, вызвал в своё время огромный резонанс у зрителей и кинематографистов. В частности, он был запрещён министром пропаганды Германии Йозефом Геббельсом, который назвал Ренуара «кинематографическим врагом № 1» и приказал конфисковать и уничтожить все копии картины.«Великая иллюзия» даже получила своего рода камео в фильме Аллена «Энни Холл» - один из героев рассказывает о нём во время вечеринки в Лос-Анджелесе.
Кадр из фильма «Великая иллюзия»
«Седьмая печать», режиссёр Ингмар Бергман (1957)
Очень театральный фильм Бергмана рассказывает о рыцаре, который играет со Смертью в шахматы на берегу моря и пытается отсрочить свою погибель и узнать больше о существовании бога и о смысле жизни.Вуди Аллен – не только поклонник шведского режиссёра. При жизни Бергмана они были друзьями. В свой фильм «Любовь и смерть» Аллен поместил сцену-отсылку к творчеству великого шведа: финальная сцена с пшеницей напоминает картину «Персона» 1966 года.
Сцена со Смертью из фильма «Седьмая печать»
«Похитители велосипедов», режиссёр Витторио де Сика (1948)
Итальянская лента, снятая по одноимённому произведению Луиджи Бартолини и стоявшая у истоков раннего неореализма, оказала большое влияние на мировой кинематограф и неоднократно цитировалась многими режиссёрами. По мнению критиков, «полный отчаяния сюжет раскрывает разложение послевоенного Рима, фильм обостряет восприятие общечеловеческих фундаментальных ценностей». Аллен, в свою очередь, охарактеризовал его как «величайший итальянский фильм и один из самых великих фильмов в мире».Кадр из фильма «Похитители велосипедов»