Знакомство с понятием об архетипе в кино начинается с со странного ощущения, что этого героя вы хорошо знаете и понимаете, хотя ни разу его прежде не видели.
Фильм Про. Азбука. Архетип
В переводе с греческого это слово означает «прообраз». Термин в современном значении введён в психологию Карлом Юнгом, который назвал им универсальные врождённые психологические структуры, которые являются частью коллективного бессознательного, распознаются в нашем опыте и являются, как правило, в образах и мотивах сновидений. В случае с кинодраматургией это означает, что при создании героя кинопроизведения должна использоваться некая универсальная модель, которая будет считываться любым представителем нашей цивилизации. Эту же модель можно увидеть в фольклоре и других типах художественный произведений, её распознаёт подсознание зрителя, и так поступки и мысли героя становятся понятны любой аудитории.
Среди примеров архетипа, выделяемых Юнгом, есть следующие: Анима (женский образ у мужчины), Анимус (мужской образ у женщины), Тень (низменное, примитивное в человеке, его тёмные аспекты и негативные стороны), Великая Мать (образ матери, наделенный чертами мудрости и колдовской ворожбы, доброй и злой феи, благожелательной и опасной богини), Старик (образ мудреца, доброго духа или злого демона), Мана-личность (существо, наделенное магическими знаниями, силами и проявляющее оккультные качества) и другие. Например, Гэндальф во
«Властелине колец» и Оби-Ван Кеноби в
«Звёздных войнах» - проявление одного и того же архетипа Старика.
Трейлер фильма «Властелин колец: Братство кольца»Собственно, архетип Старика мы встречаем в большинстве фильмов, которые так или иначе связаны с воспитанием. Так, образ тренера в любом традиционном спортивном фильме отсылает именно к этому архетипу, хотя сценаристы, чтобы усложнить восприятие, добавляют образу физические и психологические слабости, «приземляя» его до некоторой степени. Хороший пример - Рокки в фильме
«Крид: Наследие Рокки». Старик не только является носителем мудрости и силы, но и имеет в сюжете служебную функцию: он должен пробудить в протагонисте скрытые возможности и привести его к победе.
Трейлер фильма «Крид: Наследие Рокки»Анима, или женский образ внутри мужчины, сегодня очень актуален в искусстве. Если он преобладает в герое, то у него проявляются традиционно женские черты характера, он изнежен, хрупок, нерешителен, лишён инициативы. Обычно в процессе развития сюжета его мужское начало побеждает женское, и это приводит его к триумфу. Хороший пример -
«Скотт Пилигрим против всех»Трейлер фильма «Скотт Пилигрим против всех»