С критикой у Рязанова всегда были трудные отношения. Советская критика комедию вообще не слишком жаловала, особенно когда, как в случае с Рязановым, она содержала в себе сатиру, публицистический пафос, лирическое начало и предельно лёгкую форму. Рязанов, впрочем, мог снять и драму, но критика всё равно не меняла своего отношения к режиссёру:
Фильм «Карнавальная ночь»
В шестидесятые у Рязанова выходит сразу несколько фильмов, каждый из которых вписан золотыми буквами в кодекс золотого фонда советского кино. «Гусарская баллада», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи». Но уже тогда Рязанов задумал снимать фильм о Гансе Христиане Андерсене – и столкнулся с тем, что из-за темы антисемитизма сценарий никак не мог быть пропущен советской цензурой. Тема эта в сценарии занимает не такое большое место, но для Рязанова она была принципиальной, проект ему пришлось отложить на несколько десятилетий:
Фильм «Берегись автомобиля»
Вспоминают, что Рязанов для миллионов советских людей был как суперзвезда. Если у его близких возникали проблемы с советской бюрократией, они обращались к Эльдару Александровичу, он шёл в учреждение и решал эту проблему. При этом его негодование выплёскивалось уже потом, когда никто не видел. Хорошего настроения это ему не прибавляло:
Фильм «Зигзаг удачи»
Семидесятые – ещё больший успех. «Итальянцы», «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Гараж» становятся не просто хитами. Это уже неотъемлемая часть народной культуры, фильмы разошлись на цитаты, их пересматривают, ими живут. В какой-то степени именно эти картины рассказывали советскому человеку о том, что такое быть современным советским человеком. Основа мировоззрения, непонятная иностранцам и очевидная жителям СССР. Говорят, американцы, когда смотрели «Иронию судьбы», искренне сочувствовали красивой женщине, которая зачем-то связалась с алкоголиком, путающим города и квартиры. Вместе с тем, Рязанов очень скептически относился и к русской культуре, и к «роевым» понятиям вроде патриотизма:
Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России»
Потом, когда СССР перестал существовать, Рязанов выразился ещё более жёстко:
Фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Первая серия
Рязанов уделял огромное внимание вопросу поколений. Он так или иначе затрагивал его в своих ранних фильмах, а потом до предельного накала столкнул их в «Елене Сергеевне». «Те, кто постоянно ругает наше поколение, кажется, забыли, кто его вырастил», - эти слова можно отнести не только к нему, но и к любому поколению вообще. Но ещё больше Рязанова всегда занимала социальная разница между людьми, которые, даже живя рядом, существуют в параллельных вселенных. Его позиция при этом не всегда просматривалась отчётливо, но со временем Рязанов избавился от ненужной комплиментарности:
Фильм «Вокзал для двоих». Первая серия
«Немодность» во всём, желание следовать только внутренним ориентирам без оглядки на внешние факторы – Эльдар Рязанов сделал это своим жизненным кредо. Возможно, для художника такая установка только и гарантирует его цельность как личности, потому что нельзя творить и не быть независимым. Рязанов не боялся непопулярных высказываний на самые сакральные темы:
Фильм «Жестокий романс»
С другой стороны, к некоторым предметам Рязанов относился именно сакрально. Один из них – любовь. У него было три жены. От первой он ушёл сам. Со второй жил много лет до самой её смерти в середине 90-х и очень переживал её смерть. Но вскоре он встретил Эмму Абайдуллину, которая стала его третьей и последней женой, а также опорой во всём, что только можно себе представить. Живым щитом, который сам подставлял себя под все удары, предназначенные Рязанову. Сам Рязанов о личной жизни говорить не любил, но если его вынуждали, то не мог сдержать нежных слов в отношении своей супруги и чувств к ней:
Фильм «Дорогая Елена Сергеевна»
Свой последний и самый мрачный фильм Рязанов сделал об Андерсене, каким этого писателя никто не знает. Много лет Рязанов искал на него деньги, унижался перед банкирами и политиками, пока не собрал относительно небольшую сумму для такого масштабного проекта. Критика фильм опять не приняла. Прокату он был не нужен. Из всех фильмов Рязанова этот – один из самых «непрочитанных», ему ещё предстоит найти своего зрителя, но зато именно там мы видим Рязанова самым уязвимым и самым гневным, хотя вряд ли кто-то станет утверждать, что Андерсен похож на Рязанова. Но кто после этого фильма не подумает о том, что нечто общее всё же есть?

Кадр из фильма «Андерсен. Жизнь без любви»
Рязанов, действительно, всегда знал, как и что нужно показать. За последние девять лет своей жизни ему не удалось снять ни одного фильма. Они с Эммой жили бедно и гордо, переживая уход старых друзей, но приветствуя и новых в своём маленьком кинотеатрике «Эльдар» на окраине Москвы. Кинотеатрик тоже гордый, там часто показывают фильмы, которые больше не решается показывать никто, и это детище Рязанова – такое же, как его фильмы. Умные, грустные, смешные, временами злые, но всегда – мудрые какой-то особенной мудростью. Хотя можно назвать это и просто индивидуальностью, потому что Рязанов громкие слова не слишком жаловал.
Владимир Самарский
01.12.2015 17:18
Помню своё потрясение после "Дорогой Елены Сергеевны", но тогда даже не обратил внимания, что это тоже Рязанов ...Помню своё потрясение после "Дорогой Елены Сергеевны", но тогда даже не обратил внимания, что это тоже Рязанов ...
Ответить