Жора Крыжовников, режиссёр «Горько!», на «Кино Экспо»-2015 в Санкт-Петербурге рассказал «Индустрии кино» о своём новом фильме, который выйдет в новогодний прокат, - караоке-комедии «Самый лучший день» с Дмитрием Нагиевым. Крыжовников объяснил, чем характерен столь причудливый жанр и почему это совсем не то же самое, что традиционный мюзикл.
Жора Крыжовников: «Самый лучший день» - не мюзикл, но кино музыкальное»
Александра Сулим
Как вы решили снимать караоке-комедию? Вы вдохновились чьей-то идеей или придумали сами?
Жора Крыжовников
Когда я начал писать сценарий, то понял, что герои часто поют, берутся за микрофон. Это понятная ситуация - многим иногда не хватает слов, чтобы выразить свои чувства. И я понял, что это определённый жанр. Герои сопереживают и радуются посредством пения. Главный герой - сотрудник ДПС в исполнении
Дмитрия Нагиева, который вдруг задумал жениться. Понятно, что без глупостей и чудачеств не обошлось. Получилась безумная история, над которой было приятно работать. Даже удавалось на площадке попеть, что большая редкость.
Интервью Жоры Крыжовникова программе «Индустрия кино»
Александра Сулим
По трейлеру видно, что этот фильм - современное прочтение жанра мюзикла, претерпевшего серьёзные изменения с
«Поющих под дождём». Какие черты мюзикла вобрал фильм?
Жора Крыжовников
В советском кино было огромное количество музыкальных комедий. Скажем,
«Бриллиантовую руку» мюзиклом не назовёшь, но это музыкальное кино, где персонажи вдруг начинают петь - и это выглядит органично. А слово «мюзикл» иностранное, и мы его смысл не вполне понимаем. Американский мюзикл - это декорации, балет, театр; в общем, условная среда. У нас же всё происходит естественно. Скажем, герой едет в машине и поёт песню «Мама Люба», просто подпевая радио.
На съёмках фильма «Самый лучший день»
Александра Сулим
Эта картина вписывается в тенденцию, характерную для кризиса: фильм снимался быстро, за небольшие деньги, и выйдет в прокат менее чем через год после начала съёмок.
Жора Крыжовников
Не совсем. Это самый дорогой фильм, что я снимал. Его бюджет сопоставим с другими новогодними российскими фильмами. Кроме того, мы ещё не все досняли, работа идёт. Над сценарием я работаю с 2012 года, многократно его переписывал.
Александра Сулим
Продюсеры в современных экономических условиях сразу требуют прекрасный сценарий или бизнес-план?
Жора Крыжовников
Да, в первую очередь, это рассматривается как коммерческий проект. Я презентовал его продюсеру
Тимуру Бекмамбетову, иллюстрируя примерами из другого кино. Это и есть работа режиссёра - донести до всех участников проекта свою идею, чтобы максимально вовлечь в собственный замысел. Ты должен объяснить, почему твоя история понравится зрителям. Кризис тут ни при чём; важно, чтобы работающие с тобой люди получали удовольствие от процесса.
Александра Сулим
Тема кризиса тут важна в другом аспекте. При написании сценария закладываете ли вы мысль, что определённые ваши идеи вроде, условно говоря, поездки съёмочной группы на Бали стоит отложить?
Жора Крыжовников
Я положительно отношусь к бюджетным ограничениям. Мой любимый пример в этой связи придумал Иосиф Бродский, объяснив, почему он пишет стихи с рифмой. В теннис играть удобнее без сетки - но люди её зачем-то всё же вешают, чтобы было сложнее. Так же с кино: ограниченный бюджет мобилизует, заставляет работать простыми средствами - и часто получается лучше. Бюджета всегда будет не хватать, так что это вопрос креатива - работать при той «сетке», что тебе повесили продюсеры.
Тизер фильма «Самый лучший день»