Трейлер первых «Звёздных войн» на английском языке
Это сейчас «Звёздные войны» кажутся беспроигрышной затеей. От Джорджа Лукаса потребовалась невероятная смелость, чтобы запустить проект. Universal от него отказались, а более удачливый 20th Century Fox хоть и согласился, но неосмотрительно отдал все права на киносерию режиссёру. Бесплатно. Кому, мол, «Звёздные войны» могут понадобиться. В начале 70-х почитаемыми режиссёрами были Скорсезе, Кассаветис, Коппола - этих сказочниками не назовёшь. Тревожный звонок раздался в 1975-м, когда «Челюсти» юного постановщика по фамилии Спилберг собрали немыслимые $470 млн. Но «Челюсти» в равной степени страшное и развлекательное кино. До незамутнённой ничем посторонним магии «Звёздных войн» пока далеко.
Рубрика «Рассекреченные материалы»: «Звёздные войны»
«Звёздные войны» (подзаголовок «Новая надежда» добавился позже) скромно вышли 25 мая 1977 года в паре десятков кинотеатров. Все залы, однако, были переполнены; один энтузиаст посмотрел фильм четыре раза за день. Джордж Лукас в буквальном смысле проснулся богатым и знаменитым. Спустя три месяца фильм не просто остался в прокате - его показывали более чем в тысяче американских кинотеатров. Всего первый фильм классической трилогии собрал в мировом прокате $775 млн. По нынешним меркам такие кассовые сборы стали бы успехом для любого, самого дорогого проекта - но дело в том, что «Звёздные войны» к тому же стоили всего $11 млн. Сегодня за аналогичную сумму и одну голливудскую звезду едва привлечёшь.
Оригинальный постер первых «Звёздных войн»
Триумф «Звёздных войн» не мог пройти для индустрии незамеченным - продюсеры сразу осознали, что самыми выгодными картинами станут изобретательные фантастические боевики, желательно о мире будущего (во многом поэтому 80-е стали эрой «Терминатора» и «Робокопа»). Однако некоторые увидели в беззаботных фантазиях Лукаса угрозу культуре и чуть ли не спланированную диверсию. Питер Бискинд в книге «Беспечные ездоки, бешеные быки» безжалостно прошёлся по «Звёздным войнам»:
Режиссёр «Французского связного» Уильям Фридкин разделяет позицию Бискинда:
Представление о блокбастерах как о «попкорновом» зрелище для непритязательной толпы с 1977 года, как видим, изменилось не сильно. Хотя в таких суждениях нельзя не заметить парадокс: критика нацелена на «Звёздные войны», а виноваты в итоге оказываются зрители - бездумная серая масса, «допустившая» такой произвол.
Сам Джордж Лукас уверен, что подобные пораженческие выводы - всего лишь упрощение:
Характерно, что успех «Звёздных войн» оценивают с пристрастием. Для кого-то это смерть «настоящего кинематографа», для других - рождение нового. Очевидно, однако, что если тебе может навредить успех чужого фильма, то, значит, с тобой самим что-то неладно. Выдающиеся авторы, упомянутые Скорсезе и Коппола, прекрасно себя чувствуют до сих пор, несмотря ни на какие «Звёздные войны». Чего уж говорить о том, что космические авантюры Лукаса вдохновили таких мастеров умного массового кинематографа, как Джеймс Кэмерон и Ридли Скотт. Оба, между прочим, тоже в замечательной форме и сегодня. Наконец, нельзя забывать, что судьёй в кинематографе является зритель - и он сделал свой выбор. Спустя почти 40 лет после первого появления «Звёздные войны» возвращаются - и это не что иное, как пробуждение силы.
Трейлер фильма «Звёздные войны: Пробуждение силы» Джей Джей Абрамса