Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Звёздные войны»: Как космическая сага открыла эпоху голливудских блокбастеров

Почему именно Джордж Лукас проторил дорогу для современных фантастических боевиков

О «Звёздных войнах» знают более-менее все. Те, кто их не видел, не могли про них не слышать. Те, кто не слышал, скорее всего жили вдали от цивилизации последние 35 лет. Однако не все знают, что «Звёздные войны» не просто культовый блокбастер, а отец остальных блокбастеров. Мы рассмотрим популярную теорию, из которой следует, что «Звёздные войны» перевернули представления кинозрителей о прекрасном и подмяли под себя индустрию.

«Звёздные войны»: Как космическая сага открыла эпоху голливудских блокбастеров

«Звёздные войны»: Как космическая сага открыла эпоху голливудских блокбастеров

Сфера влияния «Звёздных войн» вышла далеко за пределы кинематографа: десятки романов, видеоигр, сериалов и регулярные съезды преданных фанатов говорят о том, что фильмы Джорджа Лукаса культовые в подлинном смысле слова, то есть взаправду стали предметом поклонения. Об отражении «Звёздных войн» в культуре можно писать диссертации; наша же задача - увидеть, как неоднозначно восприняли триумф «Звёздных войн».

Трейлер первых «Звёздных войн» на английском языке

Это сейчас «Звёздные войны» кажутся беспроигрышной затеей. От Джорджа Лукаса потребовалась невероятная смелость, чтобы запустить проект. Universal от него отказались, а более удачливый 20th Century Fox хоть и согласился, но неосмотрительно отдал все права на киносерию режиссёру. Бесплатно. Кому, мол, «Звёздные войны» могут понадобиться. В начале 70-х почитаемыми режиссёрами были Скорсезе, Кассаветис, Коппола - этих сказочниками не назовёшь. Тревожный звонок раздался в 1975-м, когда «Челюсти» юного постановщика по фамилии Спилберг собрали немыслимые $470 млн. Но «Челюсти» в равной степени страшное и развлекательное кино. До незамутнённой ничем посторонним магии «Звёздных войн» пока далеко.

Рубрика «Рассекреченные материалы»: «Звёздные войны»

«Звёздные войны» (подзаголовок «Новая надежда» добавился позже) скромно вышли 25 мая 1977 года в паре десятков кинотеатров. Все залы, однако, были переполнены; один энтузиаст посмотрел фильм четыре раза за день. Джордж Лукас в буквальном смысле проснулся богатым и знаменитым. Спустя три месяца фильм не просто остался в прокате - его показывали более чем в тысяче американских кинотеатров. Всего первый фильм классической трилогии собрал в мировом прокате $775 млн. По нынешним меркам такие кассовые сборы стали бы успехом для любого, самого дорогого проекта - но дело в том, что «Звёздные войны» к тому же стоили всего $11 млн. Сегодня за аналогичную сумму и одну голливудскую звезду едва привлечёшь.

Оригинальный постер первых «Звёздных войн»


Триумф «Звёздных войн» не мог пройти для индустрии незамеченным - продюсеры сразу осознали, что самыми выгодными картинами станут изобретательные фантастические боевики, желательно о мире будущего (во многом поэтому 80-е стали эрой «Терминатора» и «Робокопа»). Однако некоторые увидели в беззаботных фантазиях Лукаса угрозу культуре и чуть ли не спланированную диверсию. Питер Бискинд в книге «Беспечные ездоки, бешеные быки» безжалостно прошёлся по «Звёздным войнам»:

Лукас вернул зрителя, уже ставшего было гурманом на блюдах утончённой диеты европейской «новой волны» и «нового» Голливуда, в мир простых истин «Золотого века» кинематографа, царивший до 60-х годов XX столетия. «Зачистка» массового кинематографа оказалась настолько эффективной, что даже в 1997 году, при повторном выходе в прокат «Звёздных войн» одновременно в 2-х тысячах кинотеатров, трилогия смогла принести $250 млн.

Режиссёр «Французского связного» Уильям Фридкин разделяет позицию Бискинда:

«Звёздные войны» сорвали весь банк. Это сродни пришествию компании «Макдоналдс» — стоило появиться, как народ тут же позабыл о приличной еде».

Представление о блокбастерах как о «попкорновом» зрелище для непритязательной толпы с 1977 года, как видим, изменилось не сильно. Хотя в таких суждениях нельзя не заметить парадокс: критика нацелена на «Звёздные войны», а виноваты в итоге оказываются зрители - бездумная серая масса, «допустившая» такой произвол.

Сам Джордж Лукас уверен, что подобные пораженческие выводы - всего лишь упрощение:

Люди забывают, что и в кинобизнесе не обходится без привычного для природной среды симбиоза. Для финансирования фильмов, не способных заработать, всё равно нужны картины, приносящие солидную прибыль. Например, из 1,5 млрд., собранных «Звёздными войнами», около 700 тыс. досталось владельцам кинотеатров. Куда они делись? Правильно, владельцы построили мультиплексы, но, получив такое количество залов, им пришлось их чем-то заполнять. Так артхаусное кино, прежде ютившееся по подвалам, оказалось на экранах кинотеатров традиционного формата и мало-помалу начало зарабатывать».

Характерно, что успех «Звёздных войн» оценивают с пристрастием. Для кого-то это смерть «настоящего кинематографа», для других - рождение нового. Очевидно, однако, что если тебе может навредить успех чужого фильма, то, значит, с тобой самим что-то неладно. Выдающиеся авторы, упомянутые Скорсезе и Коппола, прекрасно себя чувствуют до сих пор, несмотря ни на какие «Звёздные войны». Чего уж говорить о том, что космические авантюры Лукаса вдохновили таких мастеров умного массового кинематографа, как Джеймс Кэмерон и Ридли Скотт. Оба, между прочим, тоже в замечательной форме и сегодня. Наконец, нельзя забывать, что судьёй в кинематографе является зритель - и он сделал свой выбор. Спустя почти 40 лет после первого появления «Звёздные войны» возвращаются - и это не что иное, как пробуждение силы.

Трейлер фильма «Звёздные войны: Пробуждение силы» Джей Джей Абрамса
Звёздные войны: Пробуждение Силы
Джордж Лукас

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100