У актёрского ремесла есть ряд бесспорных плюсов, хватает и безусловных минусов. К числу последних можно отнести производственные травмы и их последствия, которые в этой отрасли тяжелее, чем в прочих. Вывихнул Харрисон Форд ногу - месяц производство «Звёздных войн» стоит. Кадры в кино решают действительно все, тем с большим уважением относишься к тем актёрам, которые продолжают сниматься, превозмогая болезни, ожоги и переломы. Мы подобрали 15 голливудских и 5 отечественных актёров, подающих пример мужества и стойкости. А ещё у них необычные диагнозы.
Сильвестр Сталлоне
Кадр из фильма «Рокки IV»
Любителей драк часто называют адреналиновыми наркоманами, но не стоит забывать, что на боль организм реагирует выделением эндорфинов — «внутренних морфинов», гормонов удовольствия.
Сильвестр Сталлоне — большой поклонник бокса, и наверное, поэтому считает, что травмы на съёмочной площадке — это даже хорошо:
Во время работы над
«Рокки» актёру наложили 60 швов, на
«Рокки III» Сталлоне заработал сотрясение мозга, работая над
«Рэмбо» — порвал артерию. На репетиции
«Рокки IV» Сталлоне спарринговал с Дольфом Лундгреном, швед от души вломил партнёру в грудь. От удара перикард Сталлоне стал сокращаться «не в ногу» с самим сердцем. Сталлоне только через некоторое время почувствовал, что что-то пошло не так и обратился к врачам.
Актёр и сейчас любит испытать на прочность своё тело. Да и не только своё — вспомним знаменитую фотографию времен съёмок «Неудержимых», где Сталлоне с
Шварценеггером лежат в очереди к хирургу. К слову, работая над последним проектом, Сталлоне сломал позвонок и оба плечевых сустава сместил. Бес в ребро.
Вигго Мортенсен
Кадр из фильма «Властелин колец. Две крепости»
Во
втором фильме саги «Властелин колец» Арагорн, Леголас и Гимли гонятся за бандой орков, похитивших хоббитов Мерри и Пипина. Они преследуют неприятеля по пятам, пока не находят кучу обугленных орочьих трупов: их опередили, отряд уничтожен, кем — неизвестно, как неясно, что стало с хоббитами. Арагорн в ярости пинает орочий шлем.
Вигго Мортенсен четыре дубля пытался сыграть злость на обстоятельства и боль за друзей. Пнув шлем в пятый раз, он сломал себе два пальца на ноге — именно этот дубль вошел в фильм. Вспоминает режиссёр фильма Питер Джексон:
Брюс Уиллис
Кадр из фильма «Крепкий орешек»
Брюс Уиллис получил травму на съёмках
«Крепкого орешка». Он не поранил ногу, как можно было бы предположить (его персонаж Джон Макклейн весь фильм ходит босой), и не пострадал от пиротехники. Он почти оглох на левое ухо. Это произошло на съёмках сцены, где Маклейн стреляет из-под стола. Столешница, отражая звук, сыграла роль ревербератора: Уиллис сидел под ней как в огромном фортепиано. Только вместо струн звучали выстрелы.
Для справки:
В результате актёра контузило, выражаясь по-военному: он навсегда потерял две трети слуха на левом ухе. Однако не только доиграл в фильме, но и еще в четырех «Орешках» потом сыграл, не говоря о других проектах.
О болезни Уиллиса не принято говорить, но некоторое время назад журналисты, заметив, что он отвечает на вопросы интервью невпопад, объявили актёра странным. Тогда за него вступилась его дочь Румер Уиллис, напомнив о контузии и плохом слухе отца: «Мне кажется, половина проблем папы в общении возникают из-за того, что он недослышит. Он же не может ходить со слуховым аппаратом, иначе пострадает его репутация крутого парня».
Линда Хэмилтон
Кадр из фильма «Терминатор 2. Судный день»
Аналогичную контузию получила исполнительница роли Сары Коннор в
«Терминаторе 2». Как утверждает режиссёр фильма Джеймс Кэмерон,
Линда Хэмилтон частично потеряла слух после съёмок сцены стрельбы в лифте. Пришлось доигрывать с шумом в ушах.
Кстати, в этом фильме есть и другая сцена с Линдой Хэмилтон, съёмки которой оказались действительно болезненными как для нее, так и для её партнера, Кена Гиббела, сыгравшего надзирателя в лечебнице. Эпизод, в котором он бьет мать Джона Коннора дубинкой, никак не удавался: Гиббел жалел актрису и отказывался наносить правдоподобные удары. Хэмилтон такая жалость только злила: в каждом дубле она раз за разом падала коленями на кафельный пол — и всё зря. Хэмилтон отвела душу в следующей сцене, где Сара Коннор лупит надзирателя черенком швабры. Удары были настоящие, возможно, не настолько сильные, чтобы лишить сознания, но, по воспоминаниям участников, ощутимые.
Леонардо ДиКаприо
Кадр из фильма «Джанго осовобождённый»
Леонардо Дикаприо из тех актёров, кто вкладывает всю душу в игру. На съемках
«Джанго освобождённого» его персонаж в одном эпизоде так сильно и долго хлопал ладонью по столу, что кожа на ней лопнула и началось кровотечение — на самом деле актёр просто разбил хрустальный бокал и порезался осколком. Он вошел в такой раж, что не остановился и продолжил работу дубль за дублем, разбрызгивая кровь по всей съёмочной площадке. Травма, конечно, неопасная, но шва требовала, однако ДиКаприо даже на это не хотел отвлечься.
Ченнинг Татум
Кадр из фильма «Орёл девятого легиона»
В картине
«Охотник на лис» герой
Ченнинга Татума в припадке ярости разбивает лбом зеркало в гостиничном номере. Несмотря на предостережения и специальную защитную прокладку, актёр разбил зеркало, стену за ним и свой лоб. Вспоминает режиссёр
Беннетт Миллер:
То, что стойкость и мужество Ченнигу Татуму свойственны в высшей мере, актёр доказал еще в 2010 году, работая над исторической драмой
«Орел девятого легиона». В одной сцене римские солдаты во главе с Марком Флавием Аквилой, героем Татума, стоят по пояс в горной реке. Вода ледяная, а костюмы актёров почти не отличались от настоящей легионерской формы, разве что их снабдили гидроштанами. Чтобы не отморозить себе своего центуриона, Татум попросил ассистента время от времени лить ему из чайника в штаны кипяток, разбавленный из реки... В один прекрасный момент помощник забыл разбавить. Довольно чувствительную часть тела Татума не просто обдали кипятком — горячая вода осталась в гидроштанах, и актёр заваривался в них, как пакетик чая. После этой жуткой истории Ченнинг Татум отсутствовал на съёмках всего день, да и то это был его выходной.
Энтони Хопкинс
Кадр из фильма «На грани»
Британо-американский актёр тоже пострадал от реки. Это произошло в 1997 году на съёмках фильма «На грани».
Хопкинс в нём сыграл миллионера, который по стечению обстоятельств вынужден бороться за выживание в зимнем лесу. На съемки Хопкинс прибыл с больной шеей, и работал на обезболивающих. В этом уже что-то героическое есть, но история на этом не закончилась. Во время съёмок он упал в горную реку. Обезболивающие притупили восприятие Хопкинса, он не только не осознал, что переохладился, но и на уровне вегетативной нервной системы его организм не прореагировал — и начал готовиться к смерти от гипотермии. Испугавшись, Хопкинс помчался к врачам, они привели его в чувство, и на следующий день он уже снова снимался.
Джеки Чан
Кадр из фильма «Доспехи бога»
Китайский актёр всегда все трюки в своих фильмах выполняет сам. Это часто выходит ему боком: на нём живого места нет, и если не все травмы, то процентов 90 он заработал в кино. Переломы, вывихи, сотрясения внутренних органов — все это не останавливает великого китайца. Не остановила его даже травма, которую сам
Джеки Чан в мемуарах назвал самой страшной в жизни. На съёмках
«Доспехов бога» Чан должен был спрыгнуть с крепостной стены на дерево. Первый дубль этого эпизода ему не понравился, и он решил его переснять. Перфекционизм вредит, правду говорят: второй прыжок ему не удался, и он и упал головой на камни. Удар был так силен, что из глаз Чана потекла кровь. К тяжелейшему сотрясению добавился перелом костей черепа, осколок даже вошел в мозг. Чан мог умереть или стать овощем, но, хвала Небу, все обошлось. Только дыра в голове осталась — её закрывает пластиковая заглушка.
Конечно, съёмки «Доспехов» тогда прервались, но Джеки Чан вошел в нашу подборку по праву: во время съемок фильма
«Разборка в Бронксе» он сломал ногу и доигрывал в гипсе. В финальных титрах этой картины есть собраны би-роллы и неудачные дубли, в одном месте видно, как ему это удалось. Джеки Чан натягивал на гипс специальный маскирующий «носок» с рисунком, имитирующим конец штанины и кроссовок, чтобы смотрелось так же, как на его здоровой ноге.
Николь Кидман
Кадр из фильма «Мулен руж»
После выхода на экраны фильма
База Лурманна «Мулен Руж» многие критики негативно отзывались о хореографических данных, продемонстрированных
Николь Кидман.
Во многих сценах «Мулен Руж» Николь Кидман показывают только с одного боку, чтобы не было видно шину на поврежденной ноге.
Роберт Паттинсон
Кадр из фильма «Сумерки»
Роберт Паттинсон первые месяцы съёмок
«Сумерек» старался как можно больше трюков выполнять самостоятельно, но от этого ему было очень больно — по собственным воспоминаниям он постоянно получал повреждения. Ничего серьезного, синяки и ссадины, но — постоянно. Потом он пришел к выводу, что опасную работу лучше предоставить профессионалам.
Собственно, съёмки «Сумерек» и начались с травмы — в самый первый съёмочный день Роберт Паттинсон, не рассчитав силы, не смог удержать свою партнершу
Кристен Стюарт — и уронил ее. Актриса отделалась лёгким испугом.
Холле Берри
Кадр из фильма «Женщина-кошка»
Чернокожая актриса — женский эквивалент Джеки Чана и Сильвестра Сталлоне в том, что касается производственных травм.
Роберт Дауни-Младший случайно сломал ей руку на съёмках
«Готики», на
«Женщине-кошке» осветительный прибор нанёс ей ЧМТ, работа над
«Облачным атласом» принесла ей перелом лодыжки, а на производстве
«Тревожного вызова» она упала с изрядной высоты на бетонный пол. Конечно, не всегда она продолжала съёмки в картине, от которой пострадала, и какое-то время в больнице отлёживалась, но время это каждый раз было явно недостаточным с медицинской точки зрения — три-четыре недели.
Вовсе без перерывов она оправилась от самых необычных травм в карьере, полученных на съёмках
«Умри, но не сейчас». Осколок дымовой гранаты отскочил ей в глаз. А в постельной сцене с
Пирсом Броснаном она подавилась инжиром, притом очень неудачно: кусочек еды долго не хотел покидать дыхательные пути и актриса едва не задохнулась.
Джим Кэвизел
Кадр из фильма «Страсти Христовы»
Фильм
Мэла Гибсона «Страсти Христовы» довольно тяжёл. Он изобилует натуралистичными сценами мучений Христа. Режиссёр стремился донести до каждого зрителя значение Его жертвы, притом не на интеллектуальном, а на чувственном уровне. И чтобы зритель отождествлял себя с Иисусом, Гибсон воздействовал на самые базовые — и самые сильные эмоции.
Джим Кэвизел, сыгравший главную роль, свой художественный актёрский замысел реализовывал так же дерзко — в «Страстях Христовых» много настоящего страдания. На спине Кэвизела настоящие рубцы от римского бича, он жил в холоде и голоде и даже вывихнул плечо, пока тащил крест на кинематографическую Голгофу. Но и это еще не всё: Джиму Кэвизелу достались страсти, в Евангелии не описанные. На съёмках сцены Нагорной проповеди в актёра ударила молния и у него загорелись волосы. Так как истинные христиане чужды суеверий, съёмки после этого «знамения» продолжились.
Брэд Питт
Кадр из фильма «Семь»
В ходе съёмок фильма
«Семь»,
Брэд Питт неудачно упал и повредил руку, ударившись об автомобильное ветровое стекло. Никого произошедшее нее смутило: Питт продолжил играть с шиной, а создатели картины решили немного переписать сценарий, и изменили некоторые детали.
Другая травма, полученная Питтом на работе, приковала его к больничной койке на месяц, но не вспомнить её было бы неправильно. На съёмках фильма
«Троя», в котором муж Анжелины Джоли сыграл Ахиллеса, актёр так неудачно прыгнул, что повредил — о, ирония! — ахиллесово сухожилие.
Шая ЛаБаф
Кадр из фильма «Трансформеры: Месть падших»
С партнёром Питта по недавно вышедшей «Ярости» произошло примерно то же самое. Незадолго до начала производства вторых
«Трансформеров» Шайасломал руку в ДТП, и создателям картины пришлось переписывать сценарий. Потом, в самом процессе съемок картины Шайа сильно порезал лоб и пришлось накладывать швы. Тут уж переделывать ничего не стали, замазали при помощи грима и CGI. Тем более, что Шайа вообще любит резаться. Возвращаясь к
«Ярости» — чтобы вжиться в роль ЛаБаф не только удалил зуб и перестал мыться, но даже разрезал бритвой себе щеку и все два месяца съёмок не давал царапине зажить: так как действие «Ярости» разворачивается в течение одного дня, было логично, чтобы рана выглядела свежей.
Бен Стиллер
Кадр из фильма «А вот и Полли»
Наверное, самая дурацкая и нетипичная травма у грустного комедианта
Стиллера. На съёмках картины
«А вот и Полли» его укусил хорёк, причём не за руку, а за самое важное, что есть у актёра — за лицо. Если точнее, подбородок. «Этот волосатый меньший брат не просто укусил меня — он буквально присоединился к моему подбородку, как будто ему там место, — вспоминает Стиллер. Больно ужасно — у них зубы острее лезвий». Наверное, хоть как-то смягчила пережитый шок возможность сняться в постельной сцене с Дженнифер Энистон. Но курс прививок от бешенства, который был вынужден пройти актёр и режиссёр ничем не подсластить.
А что у нас?
Сергей Жигунов
Кадр из фильма «Гардемарины, вперёд!»
Первая и самая серьезная травма произошла со актёром в самом начале карьеры — это было на съёмках
«Гардемарины, вперёд!». Молодой
Сергей Жигунов долго добивался спарринга с д’Артаньаном всея Руси
Михаилом Боярским. Они договорились о поединке на шпагах. Одна из них вонзилась Жигунову в правое веко и рассекла бровь.
К слову, режиссёр фильма Светлана Дружинина тоже получила травму на съёмках. Спускаясь с лошади после конной прогулки, она оступилась и сломала ногу. Н больничной койке она провела целых полгода.
Александр Збруев
Кадр из фильма «Батальоны просят огня»
Во время работы над, пожалуй, главным своим фильмом — «Батальоны просят огня» —
Александр Збруев тоже упал с лошади и сломал руку. Доиграть в картине это ему не помешало, а вот с любимым теннисом актёру пришлось, к сожалению завязать.
Павел Луспекаев
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Нва съёмки фильма
«Белое солнце пустыни» жена
Павла Луспекаева носила с собой маленький складной стул, так как актёр, игравший Павла Верещагина с не мог ходить дальше, чем на 20 шагов. Работа Луспекаева в этом фильме была настоящим подвигом. Вообще его поздняя карьера — один большой подвиг. На фронте Луспекаев застудил ноги и в 26 заработал атеросклероз. Спустя 20 лет болезнь вернулась, актёру ампутировали некоторые фаланги пальцев ног. Помимо того, что после подобных операций люди учатся ходить заново, артиста мучили фантомные боли, и он пристрастился к наркотическому болеутоляющему Пантопону — а потом победил эту зависимость. Болезнь меж тем прогрессировала, врачи хотели ампутировать Луспекаеву ноги до колен, однако он настоял на ампутации пальцев ног.
Режиссёр «Белого солнца» Владимир Мотыль, разумеется знал о болезни Луспекаева и, когда предлагал ему роль Верещагина, был готов к тому, что этот герой на экране будет ходить с костылём. Луспекаев наотрез отказался. Чтобы сыграть в картине, он сам спроектировал и смастерил себе специальные сапоги с опорами.
Михаил Пореченков
На съёмках
«Поддубного» Михаил Пореченков довольно сильно выматывался, прежде всего, физически — в сценах борьбы актёру приходилось постоянно быть на съёмочной площадке, не рассчитывая на помощь дублёров. «Все те две недели, что мы снимали борьбу в маленьком душном театре в Болгарии, когда звучала команда „Стоп!“, я падал и засыпал там же, где стоял, — делится впечатлениями от съёмок Пореченков. — Мое самое главное желание было — спать».
Актёру приходилось не толкаться для виду, а именно бороться, хоть в полсилы. Так у него сломались два ребра. Он снимался под обезболивающими.
Василий Ливанов
Кадр из фильма «Неотправленное письмо»
Искусство требует жертв от художника, а режиссёр — от актёров. В 1959 году
Михаил Калатозов снял фильм «Неотправленное письмо» про группу геологов, ищущих в тайге алмазы. Главную роль в картине сыграл молодой
Василий Ливанов. Калатозову пришла в голову мысль — ради аутентичности сессии озвучания фильма провести на улице, в 40-градусный мороз. Пытаясь перекричать арктический ветер, Ливанов сорвал голос — навсегда. Не было бы счастья, да несчастье помогло: с таким необычным фактурным голосом Василий Борисович просто не мог не стать актёром озвучания, да и Шерлоку Холмсу пошло. 300 мультфильмов и лучший в мире гениальный сыщик — наверное, все не зря было в 1959 году.