Кадр из фильма «Маргаритки»
Среди авторов «новой волны» Хитилова выделялась не только тем, что она женщина, но и особой примесью иррационального в своих картинах. Самая известная из них, «Маргаритки», до сегодняшнего дня входит в коллекцию фильмов, обязательных для просмотра всем любителям авторского кино на планете. Сегодня об этой картине сказали бы, что она панковская. Снятая явно под влиянием французской «новой волны», она гораздо более хулиганская и не отягощена таким количеством текста, как у Годара. В Чехословакии она была запрещена, да и в СССР тоже, хотя на закрытых показах её всё равно смотрели и обсуждали, как и другие фильмы чехословацкой «новой волны». Не так давно фильм был отреставрирован и выпущен на Blu-Ray, что даёт возможность ознакомиться с ним тем, кто ещё этого не сделал.
Ещё одно важное отличие Хитиловой от её чехословацких коллег в том, что она не уехала из страны - ни в годы «занавеса», ни после. Она продолжала снимать кино, иногда существуя почти внутри жанра, иногда резко разрушая его границы, вторгаясь на территорию «больных» и табуированных тем. Так, в известной комедии «Копытом сюда, копытом туда» молодёжные любовные игры приобретают новый оттенок, когда у одного из героев находят СПИД. В другой комедии, «Наследство», деревенщине сообщают, что он получил огромное наследство, и он начинает тратить его самым абсурдным образом - на фоне постсоветской действительности Чехии. Сюжет фильма «Капканы, капканы, капканчики» отсылает к популярному сегодня мотиву самосуда среди царствующего произвола: изнасилованная двумя чиновниками ветеринарша проделывает над своими обидчиками ту же операцию, которую она часто проводит с домашними животными. И вырезанные «органы» заботливо оставляет им в пакетике.
За свою жизнь Хитилова сняла три десятка игровых и документальных картин. Участвовала в конкурсах Каннского, Венецианского и Берлинского МКФ. В советский или российский прокат ни один из её фильмов не вышел.
В последние годы жизни Вера Хитилова уже не могла снимать кино. Признанная классиком мирового кинематографа, она оказалась почти забыта широким зрителем, а возраст препятствовал ей посещать международные кинофестивали и свои же ретроспективы. Точных данных о предсмертной болезни Хитиловой пока нет.