С лёгкой руки программного директора «Движения» критика Стаса Тыркина «Белый день» прошёл на фестивале как флагман «якутской новой волны». Впрочем, насколько бы преувеличенно это ни звучало, якутское кино действительно может из предмета интереса нескольких киноведов и кинокритиков превратиться в повод для зависти и подражания для других регионов: кино там снимают очень любопытное.
Фильм Про. Движение. «Белый день» Михаила Васильева-Лукачевского
Пожилой человек, профессиональный баянист, привычным жестом разводит меха, сидя у себя дома. Его жена грозится выбросить видавший виды баян, с которым её муж провёл в жизни больше времени, чем с ней. Они пререкаются и ссорятся, а в это время где-то в глубине ночи, среди снегов, застряло в сугробе такси, на котором к мужчине и женщине едут их родственники – многодетная семья с младенцем, укутанным в тёплый платок. Уазик вмерзает в снег, на дороге никого, а девочка, начиная замерзать, вспоминает, что какие-то люди вот так же застряли недавно ночью и замёрзли, чертя на снегу номера тех машин, что не остановились и не помогли умирающим людям.
Трейлер фильма «Белый день»Есть в России регионы, где монополия привозного кино не так уж велика. Вспомните, например, фильм о режиссёре из недавнего фильма «Ролан снимает кино», где рассказывается как раз об этом феномене. Просто представитель малой народности начинает вдруг за копейки снимать жанровые фильмы, используя для них часто непрофессиональных актёров, но беря за основу бытовые сюжеты из жизни своей народности. Потом оказывается, что людям интереснее смотреть именно такие фильмы, а не картины Голливуда или даже Москвы. Подтягиваются единомышленники, формируется мини-индустрия. Михаил Васильев-Лукачевский – это представитель такого направления, а его триллер «Белый день» - прекрасное подтверждение тому, что столичное кинопроизводство вот-вот получит очень серьёзных местных конкурентов.
Михаил Васильев-Лукачевский делает неожиданное признание о фильме Несмотря на отсутствие классического кинообразования, Васильев-Лукачевский снимает свои фильмы явно не без знания ремесла. Он ещё и сам усложняет себе задачу – строит повествование преимущественно на общих планах, где актёрам приходится отыгрывать длинные сцены одним дублем. Сколько таких дублей терпеливый режиссёр сделал для фильма, страшно даже предположить. В итоге же перед нами не просто триллер, но умелое использование саспенса временами почти линчевского накала. Конечно, фильму мешают отдельные драматургические странности, но они легко могут сойти за признак самобытности, «фишку» якутского кино, которое имеет право на свои законы, раз уж оно создало само себя.
Михаил Васильев-Лукачевский отстаивает право якутского кино быть якутским