Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Фильмы о Великой Отечественной войне в жизни российских режиссёров

Авторы картин рассказывают о том, из чего родились их фильмы

Для каждого российского режиссёра снять фильм на материале Великой Отечественной войны не просто ещё одна работа. Во-первых, это автоматически означает сложный и дорогостоящий производственный процесс. Во-вторых, автору такой картины неизбежно придётся нести серьёзный психологический груз, о котором уместно вспомнить в День победы. Ведь эти режиссёры тоже победили, они тоже дошли до своего «Берлина» - выпустили свои фильмы.

Фильмы о Великой Отечественной войне в жизни российских режиссёров

Фильмы о Великой Отечественной войне в жизни российских режиссёров

Традиция кино о войне у нас в стране имеет долгую историю. Снимались картины во время самой войны. Снимались они после войны, в том числе фронтовиками. Потом фильмы делали дети фронтового поколения – у них на экране была своя война, при этом часто показанная и понятая куда более глубоко, чем у их предшественников. Именно «дети», не видевшие войны, сняли «Иваново детство» и «Проверку на дорогах», «Восхождение» и «Иди и смотри», «Молох» и «Кукушку». Планка кино о войне была установлена очень высокая. Но у современных режиссёров тоже есть право высказаться о Великой Отечественной. И если в прошлом о войне могли снимать совсем молодые авторы, то теперь отважиться на это могут, как правило, лишь опытные кинематографисты. Мы поговорили с ними о том, как возникли идеи их фильмов и как они сами выбирали сюжеты.

Поскольку оценивать фильмы, о которых мы говорим, здесь не совсем корректно, мы расположили их по дате премьеры в хронологическом порядке. И без нумерации.

«Поп», режиссёр Владимир Хотиненко. Премьера – 11 августа 2009 года.


Трейлер фильма «Поп»

Герой фильма «Поп» режиссера Владимира Хотиненко — сельский священник. Он оказывается одним из миссионеров так называемой «Псковской православной миссии». Немцы открывают её на оккупированной территории, чтобы повысить лояльность местного населения к Рейху. Батюшка пытается служить Богу, не служа при этом врагу, оставаясь чужаком в глазах многих людей по обе стороны фронта.

Владимир Хотиненко рассказывает о том, как воевали члены его семьи и какую роль в его жизни сыграл трофейный баян


По словам Владимира Хотиненко, Михаил Швыдкой, когда ещё был министром культуры, как-то спросил у него, не хочет ли он снять фильм о «Псковской миссии». Хотиненко об этом ничего не слышал. И не собирался снимать фильм о войне, потому что не было какой-то особенной истории, ради которой стоило бы запускаться с таким проектом. Можно было бы рассказать ту самую историю нелепо погибшего брата, потому что в ней были драматизм и героизм. Но Швыдкой в течение десяти минут поговорил с режиссёром о «Псковской миссии», и тот почувствовал, что «по спине побежали мурашки». Он понял, что тема рискованная, потому что многие до сих пор считают тех священников предателями, а многие священники и вправду были ими. Но среди людей без подрясников тоже были предатели. «Ведь этих людей просто бросили! – восклицает Хотиненко. – Некоторых священников партизаны просто убивали. С некоторыми они сотрудничали» Во время отступления немцы арестовывали и расстреливали этих священников, а тех, кого они не убили, потом уничтожили красноармейцы. Прототип главного героя после войны бежал в США, чтобы остаться в живых. Хотиненко понимал, что тема предательства может стать причиной, по которой многие фильм не примут заранее. «Но как быть? Если у матери голодные дети, она пойдёт на немецкий завод, где делают снаряды, и будет работать, чтобы спасти детей».

«Утомлённые солнцем 2: Предстояние», режиссёр Никита Михалков. Премьера – 22 апреля 2010 года.


Трейлер фильма «Утомлённые солнцем 2: Предстояние»

Легендарный комдив Котов не сгинул в сталинском лагере. Ему удалось бежать. Он не стал прятаться, потому что новое время потребовало его участия: началась война с Германией. В этой войне будет участвовать и тот, кто посадил Котова, - Митя. И дочь Котова не избежит горестей войны. Множество человеческих историй переплетутся вместе, и все здесь будут связаны, потому что один народ воевал против Гитлера, а каждый герой фильма – часть этого народа. Пусть даже время заслонило подлинные события, и каждый эпизод более походит на байку, рассказанную у костра, но за сказовой формой прячется содержание, которое, может быть, и нельзя высказать прямо.

«Край», режиссёр Алексей Учитель. Премьера – 9 сентября 2010 года.


Трейлер фильма «Край»

Если быть точным, то действие фильма «Край» происходит уже после войны. В августе 1945 года главный герой, Игнат, возвращается в свой посёлок. Он одержим мыслью найти и починить немецкий паровоз, который надёжно спрятан ещё с довоенных времён где-то в лесу. Война не кончена с подписанием мирного довогора. Игнат, как символ русского народа, пытается обуздать немецкую мощь, которая, в свою очередь, стала трагедией для самого германского народа. Его, германский народ, репрезентует диковатая девушка, прятавшаяся и дрожавшая всю войну. Ей нужно учиться жить заново, и Игнату с ней предстоит построить новые отношения, в которых для войны просто не останется места.

«Белый тигр», режиссёр Карен Шахназаров. Премьера – 3 мая 2012 года.


Трейлер фильма «Белый тигр»
Обожжённый, чудом выживший танкист охотится за легендарным «Тигром» - секретным военным танком, который невозможно подбить в бою. Танк настолько секретный, что командование советских войск даже не уверено, что танк вообще существует. Постепенно военная операция перерастает в метафизическое странствие среди крови и смерти, где найти цель может быть ещё опаснее, чем упустить её.

Карен Шахназаров рассказывает о том, почему так трудно снимать танковые бои и почему блокбастеры о войне не могут из-за этого быть реалистичными в полной мере



Режиссёр Карен Шахназаров рассказал также, что после войны на Мосфильм привезли очень много трофейной техники. Например, немецкие самолёты десятками просто стояли на лужайке у павильонов. Многое с тех пор пропало, но много техники осталось и используется на съёмках сегодня: оружие, бронетехника, настоящие танки, многие из которых «играли» в «Белом тигре». Когда Карен Шахназаров прочёл сценарий Ильи Бояшова, он увлёкся им, не в последнюю очередь, потому что молодой автор посмотрел на войну несколько иначе, чем смотрели до него. Непривычно, оригинально, глубоко. Это тем более важно, что «для Ильи Вторая мировая война – то же самое, что для меня – Первая мировая. Это где-то очень далеко, немыслимо давно». Поэтому он и смог найти другой взгляд, ради которого можно было запускать фильм.

«Сталинград», режиссёр Фёдор Бондарчук. Премьера – 10 октября 2013 года.


Трейлер фильма «Сталинград»

Вариация на тему романа «Жизнь и судьба» Михаила Гроссмана, «Сталинград» взял только одну сюжетную линию романа. Ничего удивительного: например, фрагмент «Последнее письмо» часто ставится в разных театрах мира как моноспектакль. Роман слишком масштабен, чтобы экранизировать его полностью. С другой стороны, масштабной может быть постановка и по фрагменту. Итак, несколько бойцов в полуразрушенном сталинградском доме, оставшаяся в нём жилица, а напротив – немецкая часть, которой этот дом преградил движение. Декорация – знаковые места сталинградских сражений. Вокруг бушует война, а локальные страсти, кипящие в доме, не менее важны для их носителей, чем тысячи человеческих жизней, прерывающихся в это самое мгновение в пределах видимости.

Фёдор Бондарчук рассказывает, как соотносились в его семье дни 9 мая - День победы и 9 мая - День рождения Фёдора Сергеевича Бондарчука


Легко заметить, что никто не снимает кино про войну вообще. Частные истории, несколько отдельно взятых человеческих судеб волнуют авторов фильмов. Вспомним одно из важнейших произведений в истории русского кинематографа – «Летят журавли» Михаила Калатозова. Уходят на фронт массы, сквозь которые рвётся Белка в начале фильма, чтобы проводить своего любимого. А когда объявлена победа, та же Белка видит на перроне не толпу – камера выхватывает отдельные лица. Это победа конкретных людей, у них есть имена, каждый прошёл свою войну, но не каждый смог вернуться на такой же перрон, как в финале фильма Калатозова. Поскольку же таких конкретных людей были миллионы, историй о войне хватит на многие поколения будущих кинематографистов. Мы же будем открывать для себя всё новые грани этого удивительного периода, когда время и пространство в нашей стране сгустились до немыслимой плотности. И искать своё отражение в каждой из этих невероятных судеб.
Сталинград, Белый тигр, Утомлённые солнцем 2: Цитадель, Поп, Край
Владимир Хотиненко, Карен Шахназаров, Алексей Учитель, Никита Михалков, Фёдор Бондарчук

Новинка

Эмоции от статьи

Поделись своими эмоциями от статьи
радость
восхищение
удивление
мотивация
подавленность
тревога
грусть
страх
отвращение
разочарование
Написать комментарий

Написать комментарий

Символов осталось: 1000

Написать ответ

Символов осталось: 1000

Jax Kasen

Арнольд Шварценбергер

10.05.2014 07:14

Очень интересная статья !Очень интересная статья !

Ответить

0
0

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100