Российская киноотрасль, считают профессионалы рынка, готова к созданию саморегулирующихся организаций, основной задачей которых будет формализация взаимоотношений между её участниками.
Участники Всероссийского форума «Кино России 2020» полагают, что пришло время найти эффективные механизмы саморегулирования основных сегментов индустрии. По cловам президента "Ассоциации теле- и кинопродюсеров" Сергея Сельянова, правила игры на рынке становятся всё более важными:
Многие кинотеатры России до сих пор не могут предоставить адекватное качество показа и экономят на современном оборудовании
Также настораживает относительно низкий ежегодный прирост посещаемости кинотеатров и невысокие темпы расширения киносети. У зрителя существуют претензии к кинотеатрам: завышенные цены на билеты и отсутствие гибкой системы скидок. Эти проблемы, по мнению участников конференции, должны и могут быть решены в рамках предполагаемого перехода отрасли на саморегулирование. Например, было предложено создание обязательных для членов СРО (саморегулирующейся организации) стандартов работы кинотеатров и обслуживания зрителей, а также разработка процедуры аттестации кинотеатров.
При создании саморегулирующейся организации важно избежать монополизма, который может способствовать появлению дополнительных входных барьеров в киноотрасль.
Но введение такого саморегулирования может не обойтись без определённых рисков. Нечётко прописанное законодательство может способствовать тому, что крупнейшие игроки кинорынка, объединившись, установят слишком жёсткий порог вступления в свою организацию. А это приведёт к вытеснению других компаний с рынка и невозможности доступа к профессии новых игроков. Кроме того, есть риск, что после перехода к саморегулированию, в отрасли может не остаться места для малого бизнеса, который далеко не всегда способен платить членские взносы и поддерживать те же стандарты работы, что и крупные игроки.
Бюджет «Шапито-шоу» составляет $2 млн., а его сборы в прокате - $696,5 тыс.
Участники форума признали, что между профессионалами отрасли и обществом нет полноценного диалога. Это приводит к тому, что зрители остаются недовольны репертуарной политикой кинопоказчиков. В своём выступлении генеральный директор киностудии им. Горького Сергей Зернов подчеркнул необходимость создания организации, которая могла бы заняться решением этой проблемы.
Одной из важнейших проблем современной индустрии показа является отсутствие морально-этических критериев для кино- и телепродукции.
Даниил Дондурей: «Борьба за долю на рынке без других интересов, кроме коммерческих обречена. Мы должны бороться за содержание, за контент».
В рамках конференции обсуждался вопрос о создании общего документа (кодекса или хартии), представляющего собой свод правил для всех участников рынка. Ориентиром для создания документа мог бы служить кодекс Хейса, который функционировал в Голливуде в 1930 — 1960-е годы и был неофициальным стандартом кинематографа США. Подписавшие этот кодекс брали на себя обязательства показывать «правильный образ жизни» и не снимать фильмы, «снижающие моральные устои общества». Несмотря на то, что кодекс был написан в 1930 году, до 1934 его почти никто не соблюдал. Однако в период действия кодекса Хейнса были созданы многие знаменитые американские картины.
К 60-м годам кодекс устарел. Во-первых, появилось много продюсеров, которые не хотели его соблюдать, во-вторых, кинотеатры стали показывать заграничные фильмы (например, кино итальянского неореализма), которые абсолютно не соответствовали этому кодексу. Самый большой скандал разгорелся вокруг фильма «Фотоувеличение», снятого на американские деньги итальянским режиссёром Антониони. Крупнейший прокатчик «Метро Голдвин Майер» сам нарушил кодекс и, несмотря на то, что цензура была против, выпустил фильм в широкий прокат. И с этого момента кодекс заменили существующей сегодня рейтинг-системой, которую определяет союз продюсеров и прокатчиков.
По словам члена Совета по развитию гражданского общества и правам человека Даниила Дондурея, вопросы нравственного содержания контента на сегодняшний день особенно остро стоят в России:
Итог дискуссии подвёл генеральный продюсер форума «Кино России 2020» Эдуард Пичугин:
На конференции была подписана резолюция. Основные её пункты предписывают оргкомитету Всероссийского форума «Кино России 2020»:
1. Поддержать инициативу по развитию саморегулирования кинотеатров в целях повышения качества оказываемых ими услуг и повышения прозрачности их деятельности.
2. Оказать поддержку созданию СРО в других направлениях отрасли.
3. Провести обсуждение и доработку документов по аттестации кинотеатров и присуждению им категорий в рамках саморегулируемой организации.
4. Поддержать инициативу председателя Правительства РФ В.В. Путина, озвученную на заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии 22 ноября 2011г., о создании нравственного кодекса российского кинематографа (хартии), открытого для присоединения всех деятелей киноискусства, осознающих свою ответственность перед обществом.
5. Обратиться к профессиональным и общественным объединениям киноотрасли (Ассоциация теле- и кино- продюсеров, Гильдия продюсеров, Союз кинематографистов, Киносоюз, Киноальянс), к деятелям киноотрасли (актёрам, режиссёрам и пр.) о предоставлении предложений для хартии в срок до 29 февраля 2012 года.