Ты решаешь, что смотреть

Журнал

Кино России: грядут перемены

Тема Всероссийского форума «Кино России 2020» - новый этап развития киноиндустрии

По мнению профессионалов, российский кинорынок находится сейчас на новом этапе развития. Он достиг внушительных размеров, как по уровню кассовых показателей, так и по количеству творческих, образовательных и инфраструктурных проектов. Однако, отрасль пока не организована изнутри, нет налаженных эффективных механизмов саморегулирования, как и полноценного диалога с обществом. Эксперты киноиндустрии рассказали о её дальнейших путях развития в рамках Всероссийского форума «Кино России 2020».

Кино России: грядут перемены

Кино России: грядут перемены

Российская киноотрасль, считают профессионалы рынка, готова к созданию саморегулирующихся организаций, основной задачей которых будет формализация взаимоотношений между её участниками.


Участники Всероссийского форума «Кино России 2020» полагают, что пришло время найти эффективные механизмы саморегулирования основных сегментов индустрии. По cловам президента "Ассоциации теле- и кинопродюсеров" Сергея Сельянова, правила игры на рынке становятся всё более важными:

Например, у "Ассоциации теле- и кинопродюсеров" начался диалог с организацией "Киноальянс", объединяющей кинотеатральные сети и кинотеатры России. Судя по первым встречам, видно, что обе стороны нуждаются в этом, что всем неудобно работать в тех полустихийных конфигурациях, которые сложились на кинорынке. Мы хотим провести большую работу: пересмотреть все законы, которые имеют отношение к нашим видам деятельности. Мы сейчас начали проводить анализ предложений, отфильтруем всё рациональное и начнём продвигать. У нас есть позитивный диалог с властью, и мы рассчитываем на успех в законодательном направлении. Разумеется, если мы сами, как саморегулируемая организация, имеем право законодательной инициативы, то это становится более понятно и просто. Кроме того, если законы пишутся и прорабатываются внутри сообщества, то легче их корректировать, что, порой, необходимо делать один раз в полтора-два года, т.к. рынок растёт, меняется, появляются новые игроки, возникают новые рыночные ситуации, меняются зрительские предпочтения и т.д.".

Многие кинотеатры России до сих пор не могут предоставить адекватное качество показа и экономят на современном оборудовании

Как известно, в киноотрасли давно назрели проблемы, связанные с кинотеатральным показом: отсутствуют общепринятые стандарты качества для кинопоказа, многие кинотеатры не подключены к ЕАИС (единой федеральной автоматизированной информационной системе.

Также настораживает относительно низкий ежегодный прирост посещаемости кинотеатров и невысокие темпы расширения киносети. У зрителя существуют претензии к кинотеатрам: завышенные цены на билеты и отсутствие гибкой системы скидок. Эти проблемы, по мнению участников конференции, должны и могут быть решены в рамках предполагаемого перехода отрасли на саморегулирование. Например, было предложено создание обязательных для членов СРО (саморегулирующейся организации) стандартов работы кинотеатров и обслуживания зрителей, а также разработка процедуры аттестации кинотеатров.

При создании саморегулирующейся организации важно избежать монополизма, который может способствовать появлению дополнительных входных барьеров в киноотрасль.


Но введение такого саморегулирования может не обойтись без определённых рисков. Нечётко прописанное законодательство может способствовать тому, что крупнейшие игроки кинорынка, объединившись, установят слишком жёсткий порог вступления в свою организацию. А это приведёт к вытеснению других компаний с рынка и невозможности доступа к профессии новых игроков. Кроме того, есть риск, что после перехода к саморегулированию, в отрасли может не остаться места для малого бизнеса, который далеко не всегда способен платить членские взносы и поддерживать те же стандарты работы, что и крупные игроки.

Бюджет «Шапито-шоу» составляет $2 млн., а его сборы в прокате - $696,5 тыс.

Сейчас в России существуют около десяти крупных кинопроизводителей, которые давно и стабильно работают на рынке. Помимо них присутствует огромное количество мелких компаний, которые появляются, производят один фильм и исчезают. Это происходит потому, что создание кино сегодня не требует лицензирования, а потому для входа в отрасль практически нет формальных барьеров. Нужны лишь требуемые для создания проекта производственные и финансовые активы. Один из последних примеров - комедия «Шапито-шоу», чьи создатели занимались прокатом своего фильма самостоятельно, без поддержки крупного мейджора. А смогут ли в дальнейшем независимые компании свободно приходить на рынок со своими проектами при переходе отрасли к саморегулированию - вот это уже вопрос.

Участники форума признали, что между профессионалами отрасли и обществом нет полноценного диалога. Это приводит к тому, что зрители остаются недовольны репертуарной политикой кинопоказчиков. В своём выступлении генеральный директор киностудии им. Горького Сергей Зернов подчеркнул необходимость создания организации, которая могла бы заняться решением этой проблемы.

Одной из важнейших проблем современной индустрии показа является отсутствие морально-этических критериев для кино- и телепродукции.


Даниил Дондурей: «Борьба за долю на рынке без других интересов, кроме коммерческих обречена. Мы должны бороться за содержание, за контент».


В рамках конференции обсуждался вопрос о создании общего документа (кодекса или хартии), представляющего собой свод правил для всех участников рынка. Ориентиром для создания документа мог бы служить кодекс Хейса, который функционировал в Голливуде в 1930 — 1960-е годы и был неофициальным стандартом кинематографа США. Подписавшие этот кодекс брали на себя обязательства показывать «правильный образ жизни» и не снимать фильмы, «снижающие моральные устои общества». Несмотря на то, что кодекс был написан в 1930 году, до 1934 его почти никто не соблюдал. Однако в период действия кодекса Хейнса были созданы многие знаменитые американские картины.

К 60-м годам кодекс устарел. Во-первых, появилось много продюсеров, которые не хотели его соблюдать, во-вторых, кинотеатры стали показывать заграничные фильмы (например, кино итальянского неореализма), которые абсолютно не соответствовали этому кодексу. Самый большой скандал разгорелся вокруг фильма «Фотоувеличение», снятого на американские деньги итальянским режиссёром Антониони. Крупнейший прокатчик «Метро Голдвин Майер» сам нарушил кодекс и, несмотря на то, что цензура была против, выпустил фильм в широкий прокат. И с этого момента кодекс заменили существующей сегодня рейтинг-системой, которую определяет союз продюсеров и прокатчиков.

По словам члена Совета по развитию гражданского общества и правам человека Даниила Дондурея, вопросы нравственного содержания контента на сегодняшний день особенно остро стоят в России:

Эта проблема волнует всех и теперь необходимо найти тот формат, который сможет обеспечить нашему зрителю социально-значимое кино».

Итог дискуссии подвёл генеральный продюсер форума «Кино России 2020» Эдуард Пичугин:

Если представители киноиндустрии добровольно возьмут на себя обязательства морального и иного характера, необходимость в регулировании «сверху» отпадет сама собой. Это нормальная практика для профессиональных сообществ не только на Западе, но уже и в России. Мы с вами создаём рабочую группу, в которую буду входить только представили киноотрасли. Чиновников от кино там не будет. Их нет и на этой конференции – убежден, что такими щепетильными вопросами должны заниматься только профессионалы».

На конференции была подписана резолюция. Основные её пункты предписывают оргкомитету Всероссийского форума «Кино России 2020»:

1. Поддержать инициативу по развитию саморегулирования кинотеатров в целях повышения качества оказываемых ими услуг и повышения прозрачности их деятельности.

2. Оказать поддержку созданию СРО в других направлениях отрасли.

3. Провести обсуждение и доработку документов по аттестации кинотеатров и присуждению им категорий в рамках саморегулируемой организации.

4. Поддержать инициативу председателя Правительства РФ В.В. Путина, озвученную на заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии 22 ноября 2011г., о создании нравственного кодекса российского кинематографа (хартии), открытого для присоединения всех деятелей киноискусства, осознающих свою ответственность перед обществом.

5. Обратиться к профессиональным и общественным объединениям киноотрасли (Ассоциация теле- и кино- продюсеров, Гильдия продюсеров, Союз кинематографистов, Киносоюз, Киноальянс), к деятелям киноотрасли (актёрам, режиссёрам и пр.) о предоставлении предложений для хартии в срок до 29 февраля 2012 года.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100