В рамках Moscow Business Square, деловой площадки 34-го ММКФ, нам удалось поговорить с Полой Вагнер, продюсером большинства фильмов Тома Круза, включая трилогию «Миссия: Невыполнима». Пола рассказала «Фильм Про» про свои новые проекты, о том, зачем Голливуду (и не только) нужна ко-продукция, а также о том, какой американские продюсеры видят Россию и какие стереотипы у них остались относительно нашей страны.
Владимир Лапин
В вашей продюсерской карьере много проектов с участием Тома Круза. Вы, например, работали над тремя частями фильмов «Миссия: Невыполнима». Почему вы не заняты над четвёртой частью, хотя с Томом продолжаете работать над его новой картиной «Джек Ричер»?
Пола Вагнер
Я изначально собиралась участвовать в производстве трёх фильмов трилогии «Миссия: Невыполнима». Когда мы только начинали работать над ней и думали, как трансформировать сериал в полнометражный фильм, все сошлись на мысли, что важно сделать эту историю интернациональной. Взять лучших актёров с мировыми именами, лучшую команду, локации в разных странах и чтобы каждый внёс свой вклад. Считаю, это нам полностью удалось. Я люблю франшизу «Миссия: Невыполнима» и с большим удовольствием работала над трилогией. Но четвёртая часть, как вы понимаете, не является частью трилогии, и я над ней не работала, хотя с Томом у меня прекрасные отношения. Просто у меня много интересных проектов. Например, сейчас, как вы правильно отметили, мы с Томом делаем новый фильм «Джек Ричер». Помимо этого, меня очень заинтересовала сцена: на данный момент я работаю над театральной постановкой – бродвейским шоу «Наследница» с Джессикой Честейн. Ведь театральная сцена и кино - это совсем разные вещи: мне интересно помогать киноактёрам раскрывать свой потенциал не только в кино. Помимо этого, я недавно продюсировала телевизионный сериал «Пять». Ну и, конечно, я продолжаю делать большое кино. Так что работы много, и она очень интересная.
Пола Вагнер стояла у руля таких блокбастеров как: трилогия «Миссия: Невыполнима», «Другие», «Последний Самурай», «Ванильное небо», «Война миров» и др.
Владимир Лапин
Вопрос про четвёртую часть фильма «Миссия: Невыполнима» был не случаен. Основная тема форума MBS – «ко-продукция с Россией», а в фильме действие частично происходит в нашей стране, но, насколько это известно, съёмки проходили не у нас, а где-то в другом месте.
Пола Вагнер
Ну, как я говорила, я не работала над этой картиной, поэтому все детали проекта мне не известны. Могу лишь сказать, что лично мне хотелось бы снять фильм в России: Москва вообще идеальное место для съёмок масштабных проектов. За время работы над своими фильмами я побывала в очень многих городах мира: в Праге, Лондоне, Мадриде, Риме, Шанхае, даже в Новую Зеландию удалось съездить. Как видите, мы снимали по всему миру, и, наверное, даже большая моих проектов снималась не в США. Но в России пока поработать не удалось, хотя очень бы хотелось. Но для этого этот форум ведь и проходит, не так ли?
Владимир Лапин
Как вы считаете, решение снимать Россию не в России позволяет снизить расходы на производство? В России дорого снимать по сравнению со странами Восточной Европы?
Голливудский продюсер Пола Вагнер, директор Moscow Business Square Елена Романова, исполнительный директор PR-агенства 42West Лесли Дарт
Пола Вагнер
Чтобы комфортно снимать где-то, например, в России нужно, чтобы страна была подготовлена для этого и хотела бы этого. Производство фильмов связано с большими тратами, и если какая-то страна хочет, чтобы съемки, а следовательно, и траты, происходили на её территории, то она должна доказать студиям, почему им надо выбрать именно её. На территории страны должна существовать готовая техническая база, чтобы не требовалось везти весь необходимый персонал и дополнительно платить за проживание, перелёты и прочее. Плюс - некоторые заинтересованные страны предоставляют различные льготы и гранты, если студии используют местных актёров и персонал. Съёмка фильмов – это бизнес. Если студия может получить обратно часть денег, потраченных на производство киноленты в этой стране (не важно как – посредством возврата налогов, прямых денежных компенсаций или каких-то других способов), то есть если снимать в стране выгодно, то студия, конечно, пойдет на это. Например, Чехия или Германия: там есть технические специалисты высокого класса, и их не нужно привозить с собой. Есть надлежащая инфраструктура, ну и, конечно, готовые локации, которые легко использовать на съёмках. Кроме того, все эти факторы там увязаны в единый экономический процесс, поэтому привезти какой-либо проект туда становится просто и эффективно. Поэтому мейджоры там снимают, а чтобы и в Россию начали приезжать большие студии, одного желания мало. Нужно, чтобы все эти факторы были в наличии.
Владимир Лапин
А в каком состоянии, по-вашему, находится киноиндустрия в России, и что её ждёт?
Пола Вагнер
Мне кажется, что это молодая, растущая индустрия с огромным потенциалом. Невооружённым глазом видно, что в России существует большой интерес как к американской, так и к международной кинопродукции, причем интерес растущий. Россия - очень важная площадка для нас. И я считаю, что для развития киноиндустрии в России важно объединить все усилия (финансовые - в том числе) с другими странами, и тогда рост будет продолжаться. У вас есть большой шанс превратиться в мощную киноиндустрию, но это невозможно без международного сотрудничества.
Владимир Лапин
А политика как-то влияет на это?
Пола Вагнер и Рик Ничита на Moscow Business Square
Пола Вагнер
Думаю, что политика тут ни при чём. Язык фильмов шире границ и политики. Скорее, тут важны экономические и технологические факторы. Важно, чтобы люди умели говорить на языке кино и хотели на нем говорить: во время съёмок наших фильмов я объездила многие страны, и в наших командах работали люди из разных стран, говорящие, в общем-то, на разных языках, – это было потрясающе! Потому что это настоящее совместное, глобальное производство фильма, в котором каждый привносит что-то своё, и вместе с другими талантливыми людьми со всего мира делает потрясающее кино.
Владимир Лапин
А что вы можете сказать о стереотипах Голливуда относительно России? Например, что русские, украинцы и другие восточно-европейские народы, как правило, рассматриваются как антигерои?
Пола Вагнер
У вас отлично получались такие роли раньше: такие классные плохие ребята (смеётся), к тому же, в вас полно сюрпризов и непредсказуемости. Но сейчас всё меняется, киноиндустрия становится более глобальной, и Голливуд все больше считается с интернациональными территориями. Особенно теми, в которых сборы растут хорошими темпами, – ведь это бизнес, так? Я думаю, что время таких стереотипов прошло, и студии стараются быть оригинальными. Например сейчас уже важно не просто упомянуть какую-то страну в сценарии, а лучше снять какие-то сцены в ней, а еще лучше - пригласить актёров, известных в этой стране, чтобы они сыграли какие-то существенные роли в фильме.
Владимир Лапин
Вы продюсировали много фильмов и продолжаете работать в индустрии, а вам нравится время от времени просто ходить в кино, не по работе, так сказать?
Пола Вагнер
Да, конечно, я обожаю смотреть кино и смотрю практически все новинки. Люблю как независимое, так и студийное кино. Например, недавно посмотрела «Мстителей» – фантастическое кино, действительно потрясающий фильм. Мне нравятся такие масштабные фильмы, в которых масштаб не только в величине взрывов и эффектов, но и, например, действие происходит в разных уголках мира. Как правило, это делает фильм интернациональным, насыщенным и, в конечном итоге, принятым в большем количестве стран. Кроме того, нельзя забывать про новые технологии: многие стремятся сделать фильм в формате 3D. Конечно, зрителям важно видеть максимально красивую картинку – они ради неё и идут в кинотеатры. Но при этом нельзя забывать, что история, которую мы переносим на экран, и её герои, их характеры, должны быть чрезвычайно интересны и неординарны, чтобы зрителям понравился фильм. Мне кажется, что у «Мстителей» есть все эти составляющие.
Владимир Лапин
Несколько слов о формате 3D. Сейчас формат 3D стал неотъемлемой частью кинематографа, как вы относитесь к нему? Есть ли в нем смысл, кроме коммерческого?
Пола Вагнер
Мне кажется, что да. Но только - если правильно пользоваться этой технологической возможностью. Да, конечно, это хорошо для бизнеса, ведь цена на билет выше, но тут важно не переборщить: при правильном использовании 3D может быть больше, чем просто спецэффект.
Владимир Лапин
А вы собираетесь использовать 3D в ваших будущих фильмах?
Пола Вагнер
Как я говорила – важно не перебарщивать, 3D должно быть органично в фильме. Думаю, что пока не вижу среди своих будущих проектов что-то подходящее под 3D. Хотя проекты на театральной сцене – вот где настоящее 3D, и даже без очков. На самом деле, мне нравятся трансмедиа-технологии: не просто работать с каким-то форматом, а разрабатывать истории, которые были бы интересны в любом формате. Придумываешь идею или бренд, а потом используешь все доступные средства: сцену, кино, телевидение, интернет и другие платформы для того, чтобы рассказать об этом людям. Главное - рассказать интересно и использовать все плюсы каждой из платформ.