Вопрос окупаемости фильма напрямую связан с его бюджетом. В случае независимого производства рассчитывать на многомилионные сборы обычно не приходится, поэтому продюсеры такого кино стараются минимизировать затраты. Ольга Дыховичная и Ангелина Никонова, в рамках питчинга проектов на Moscow Business Square – бизнес площадки 34-го ММКФ - представили свой проект «Добро пожаловать домой», а затем Ольга рассказала «Фильм Про» на что, в первую очередь, надо обращать внимание при бюджетировании фильмов.
Маленькая камера = маленький бюджет?
Владимир Лапин
Как вам удалось достичь такого маленького бюджета в новом проекте, кому пришла идея снимать на фотоаппарат Canon Mark-II и насколько это удобно?
Ольга Дыховичная
У нас просто уже был удачный опыт использования Canon Mark-II на съёмках. Картинка, качество изображения, мобильность, которая достигается на съёмочной площадке: все эти параметры абсолютно нас устроили в прошлый раз, поэтому решили еще раз попробовать. Mark-II – это специфический инструмент: у нас картина будет снята динамично, практически без искусственного света. А какие-то вещи будут сниматься, что называется «guerrilla style», то есть периодически герои будут погружаться в реальную жизнь и атмосферу, в которой также будут непрофессиональные актеры, а камера будет наблюдать за ними – именно по этим причинам нам комфортно работать с Mark-II. Кроме того, психологически, для непрофессиональных актёров это более удобно: фотоаппарат не так устрашающе выглядит, и они не зажимаются, когда начинается съёмка. Ну и когда снимаешь на цифру, гораздо больше свободы, и в количестве дублей, и в импровизации, которая может возникнуть на площадке. Однако мы считаем, что наш бюджет не маленький и не большой. Миллион триста, который мы заявляем, это необходимый минимальный бюджет, чтобы снимать в Америке: со всеми разрешениями, чтобы снимать на улицах, и с эпизодами, где задействованы известные американские актёры, играющие самих себя.
Владимир Лапин
То есть само использование Mark-II как камеры не сильно удешевляет процесс?
Ольга Дыховичная
Конечно, использование «цифры» удешевляет, но вообще говоря нет. Но тут есть несколько моментов важных именно для нас: во-первых, нам не нужно брать камеру в аренду – фотоаппарат уже есть у нас в компании. И использование кинооптики и фолоу фокуса позволяют достигнуть на нем аналогичного высокого качества, как на любой цифровой киноаппаратуре. Мы были в Америке и сделали несколько тестов с разными камерами: то качество, которое мы получаем от этого фотоаппарата, абсолютно подходит к нашей истории. Выбор технических средств напрямую зависит от проекта, например, если бы это была историческая картина, более постановочная и масштабная, то, скорее всего, мы пошли бы в сторону киноплёнки. Хотя сейчас есть режиссёры, которым удаётся снимать даже на пленку с минимальным бюджетом, без использования света. Например,
Карлос Рейгадас, взявший приз за режиссуру в Каннах – это, конечно, просто феноменально.
Владимир Лапин
Все знают, что в России (да и не только) есть проблема: при больших бюджетах независимых проектов отбить их практически невозможно. А в случае новичков, проблема вообще найти хоть какие-либо деньги, чтобы что-то начать… Чтобы вы посоветовали людям, которые только начинают свою режиссёрскую или продюсерскую карьеру?
Ольга Дыховичная
Тем, кто только начинает, я посоветую идти по тому пути, по которому мы прошли с первой картиной, где Ангелина была режиссёром-постановщиком, а я автором сценария: брать все что есть, идти и снимать. Это единственный путь для молодого кинематографиста. Потому что ты не должен ждать доверия со стороны каких-то именитых продюсеров и надеяться на выделение тебе средств, докажи что ты нужен этой профессии и тогда профессия повернется к тебе лицом.