В этом году в программе фестиваля «Новое британское кино», организованного силами Британского совета и компании CoolConnections, были представлены сразу две картины, снятые при поддержке государственного фонда Film London Microwave - «Земляничные поля» Фрэнсис Ли и «Форест Гейт» Бена Дрю. Продюсером этих фильмов выступила номинант на премию BAFTA Миа Бэйз, которая также является креативным продюсером и консультантом по маркетингу фонда Microwave. Мы встретились с Мией, чтобы узнать о деятельности фонда Microwave и её личном опыте создания и продвижения малобюджетного кино в Великобритании.
Миа Бэйз: «Моя специальность – открывать новые режиссёрские имена»
Наталия Осипова
Миа, не могли бы вы рассказать о деятельности фонда Microwave и о вашей работе?
У Мии Бейз богатый опят работы на микробюджетных проектах
Миа Бэйз
Фонд Film London Microwave был основан в 2006 году. Это совместная инициатива BBC и Film London (то есть это государственное финансирование), которая помогает начинающим кинематографистам снимать их первый или второй фильм, начать свою карьеру. Мы берём все риски на себя и снимаем кино за очень маленькие деньги – £120 тыс. (для сравнения – обычная малобюджетная картина в Англии это £1,5-3 млн). Но при этом дебютанта окружает огромное количество профессиональных и очень опытных людей, которые работают с его проектом от и до. Смысл деятельности нашего фонда в том, чтобы открывать режиссёров будущего, у которых есть потенциал не на один фильм, а на много разных фильмов. Конкурс объявляется раз в год. Мы получаем около 90-100 заявок. Режиссёр должен иметь полностью готовый сценарий и хоть какую-то работу за плечами, которую можно посмотреть, – короткометражку, рекламу, музыкальный видеоклип. Затем начинается поэтапный отбор. Из 90 заявок мы сокращаем список до 12 участников, чьи проекты уходят в работу. Но большая их часть отсеивается, и остаётся только три-четыре самых сильных. В целом этот процесс ужасно напоминает популярные музыкальные телеконкурсы – такие, как «Голос».
В Великобритании много талантливых людей, но в своих фильмах они рассказывают «чисто английские истории», которые крайне сложно продвигать на международном рынке.
Фильм Про
Какая роль в этом процессе отведена конкретно вам?
]Я руковожу всеми проектами, которые запускаются на Microwave, занимаюсь разработкой сценария вместе с режиссёром, помогаю найти группу и исполнителей. То есть, я поддерживаю творческую группу на протяжении всего пути и моя задача – помочь им всё организовать. Когда фильм закончен, я помогаю им выбрать прокатчика и заключить сделку. Я должна помочь этому фильму найти зрителя.[/ОТВЕТ
Фильм Про
Все ли фильмы Microwave британские? Можно ли в рамках этой инициативы делать совместные проекты?
Открытие Мии Бэйз - режиссёр Мартин МакДонах - на 78-й церемонии вручения премии «Оскар» с актёрами Люком и Оуэном Уилсонами (2006)
[ОТВЕТ=]Пока это невозможно, но такие планы есть. В Великобритании много талантливых людей, но в своих фильмах они рассказывают «чисто английские истории», которые крайне сложно продвигать на международном рынке. Было бы здорово взять всё, чему мы научились, вступить в сотрудничество с другой страной и в итоге сделать фильм, у которого может быть два или даже больше внутренних рынка и две аудитории. Лондон – это большой мегаполис, в нём есть практически все национальности мира, так что любую историю можно начать рассказывать в Лондоне, а потом увести героев куда-то ещё. В настоящий момент мы рассматриваем возможность снимать вторые фильмы (не дебюты) по схеме совместного производства, и я уже встречалась с продюсерами из Грузии, Израиля и Дании.
Если фильм будет иметь успех и начнёт собирать деньги, члены съёмочной группы сверх своей маленькой зарплаты получат процент от прибыли, поскольку каждый из них является совладельцем фильма.
Фильм Про
В России на студенческих, короткометражных и артхаусных фильмах члены съёмочной группы и актёры иногда работают бесплатно. В Великобритании есть такая практика?
]На короткометражках у нас тоже иногда снимаются просто так. Но в системе Microwave это невозможно, поскольку это BBC, это государственное финансирование, это отчётность. Зарплата, пусть и небольшая, должна быть у всех. Причём на наших проектах все получают более или менее одинаковую зарплату – скажем, оператор и художник будут получать одинаково. Это правильно, потому что тогда у вас в группе создаётся открытая и дружелюбная атмосфера. Но если фильм будет иметь успех и начнёт собирать деньги, члены съёмочной группы сверх своей маленькой зарплаты получат процент от прибыли, поскольку каждый из них является совладельцем фильма. Правда, доли автора сценария, режиссёра и продюсера больше, чем у остальных.[/ОТВЕТ
Фильм Про
А на таких дебютных и малобюджетных проектах вообще уместно говорить об окупаемости, о прибыли?
[ОТВЕТ=]На сегодняшний день силами Microwave мы сняли семь фильмов, и три из них уже вышли в «плюс».
Фильм Про
А что сегодня является главным источником финансирования для малобюджетного кино в Великобритании?
]Чаще всего – какие-то государственные фонды: ВВС, Film4, British Film Institute (BFI), US Film London и другие. Скажем так: сегодня в Великобритании невозможно снимать малобюджетное, независимое кино без госфинансирования. Очень сложно найти частных инвесторов для таких проектов. [/ОТВЕТ
Снять кино – полбеды. Нужно думать о том, кто его зритель, кому он может быть интересен, как его прокатывать, на каких фестивалях показывать, где он «выстрелит». Потому что только так, «по старинке», и открываются новые режиссёрские имена.
Фильм Про
Но сейчас развитие технологий сделало кинопроизводство общедоступным – можно снять фильм на мобильный телефон, разве это не упрощает финансовый аспект?
Мартин МакДонах с актёрами Колином Фарреллом и Бренданом Глисоном на кинофестивале «Сандэнс» (2008).
[ОТВЕТ=]Не совсем. С точки зрения технологий – да, теоретически можно снять кино и на мобильный телефон. Но остаётся и другая проблема: нужно закончить картину и донести её до зрителя. Кино без зрителя – это просто куча пятен и бликов в темноте. Вам всё равно понадобятся кинотеатры, пусть даже ограниченный, но кинопрокат, и продажа прав на телепоказы. А это сложно сделать с фильмом, снятым на мобильный, потому что за право кинотеатрального релиза ваше кино будет конкурировать с более крупными картинами, и с голливудскими проектами в том числе. Снять кино – полбеды. Нужно думать о том, кто его зритель, кому он может быть интересен, как его прокатывать, на каких фестивалях показывать, где он «выстрелит». Потому что только так, «по старинке», и открываются новые режиссёрские имена. Можно снять фильм на мобильный и выложить его в интернет, но это не даст такого эффекта.
Фильм Про
Вы работали с Мартином МакДонахом на его первой картине – короткометражном фильме «Шестизарядный», который получил премию «Оскар» в 2006 году. Что вы чувствуете, наблюдая за успехами Мартина с его фильмами - «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов»?
]Конечно, это здорово! Фильм «Шестизарядный» стал для каждого из нас отправной точкой в карьере. Я с тех пор спродюсировала много фильмов. Я работала и с
Гэвином Худом, который снял «Цоци», а потом в Голливуде ему дали снимать
«Люди Икс: Начало. Росомаха», и с
Люси Уолкер, которая тоже несколько раз номинировалась на «Оскар» со своими документальными фильмами. Я очень горжусь тем, что всем этим талантливым людям я помогла заявить о себе. Но моя специальность – открывать новых режиссёров, так что я двигаюсь дальше.[/ОТВЕТ
Трейлер фильма «Залечь на дно в Брюгге» (реж. Мартин МакДонах
Фильм Про
То есть вы заранее знали, что больше не будете работать вместе с Мартином?
[ОТВЕТ=]Мы должны были вместе делать
«Залечь на дно в Брюгге». Но когда всё только начиналось, у меня в самом разгаре были съёмки документального фильма, и пока я занималась своими делами, у него на пороге появились люди, которые хотели с ним работать и которые уже нашли деньги на его проект. Он пошёл с ними – так часто происходит, это нормально. К тому же Мартин окончательно перебрался в США, а я переезжать не хочу. Но самое главное, если бы я продолжала работать с Мартином, я бы никогда не сделала все те замечательные фильмы, которыми сейчас очень горжусь. Он для меня как сын, который вырос и уехал учиться в колледж. Ты им гордишься, но вынужден попрощаться и отпустить его во взрослую жизнь.
Трейлер фильма «Семь психопатов» (реж. Мартин МакДонах
Фильм Про
Расскажите о создании фильма «Земляничные поля» Фрэнсис Ли, представленном на этом фестивале.
]Этот проект был для нас очень важен. До того, как мы дали зелёный свет фильму Фрэнсис, мы сняли три фильма с режиссёрами-мужчинами. Для нас и лично для меня было важно поддержать женщину-режиссёра. Мы искали женские проекты и раньше, но все они были слишком слабые. Потом появилась Фрэнсис. Она подавала заявку за год до этого, но не прошла конкурс. Мы просили её попробовать ещё раз. И она пришла на следующий год с этим проектом, который показался нам гораздо сильнее. Кстати, забавно, у вас за спиной висит портрет
Марлона Брандо из
«Трамвая «Желание», а фильм Фрэнсис отчасти был вдохновлён этой пьесой – это история о мужчине, который врывается в жизнь двух сестёр. [/ОТВЕТ
Трейлер фильма «Земляничные поля» (реж. Фрэнсис Ли)
Фильм Про
Британское кино очень популярно во всём мире, и его аудитория растёт. В чём секрет такого успеха?
[ОТВЕТ=]Мне сложно понять, почему люди любят британское кино. Думаю, вы лучше это объясните. В крупнобюджетном британском кино международными хитами часто становятся фильмы о королеве и членах королевской семьи – это Великобритания, которую все знают и хотят видеть за рубежом. Такой национальный фольклор, который всегда востребован в других странах. А вот независимым фильмам сложнее снискать успех на международном рынке. У нас есть несколько преимуществ. Первое, это умение рассказывать истории – у нашей страны сильное кинодраматургическое наследие. Английский язык, на котором говорят во многих странах, тоже огромное преимущество, но даже он не решает всех проблем. Люди думают, что британским фильмам проще всего попасть в американский прокат, хотя на самом деле выпустить британский фильм в США всё равно, что выпустить там русский фильм. Между культурами и менталитетами наших стран огромная разница. В большинстве случаев они даже не понимают, что мы говорим, – им точно так же нужен перевод с британского английского на американский, нужны субтитры.
Фильм Про
Если бы вы могли выбрать любой фильм из прошлого или настоящего и стать его продюсером, какой бы вы выбрали?
Фильм Про
Несколько слов о ваших ближайших проектах.
[ОТВЕТ=]Сейчас у меня в самом разгаре съёмки фильма о Backstreet Boys. Это документальный проект о жизни членов группы и об их совместном творчестве, о том, как они 20 лет были вместе - как выяснилось, их историю не так хорошо знают. Ребята сами хотели, чтобы фильм получился необычный и даже авангардный, поэтому они наняли независимых кинематографистов. Их музыка не авангардна - это самый что ни на есть мейнстрим. И это столкновение двух культур - поп-музыки и независимого кино - даёт интересный контраст. Это очень необычная точка зрения на творчество группы и я уверена, что фильм удивит многих. Параллельно я работаю над новым фильмом
Люси Уолкер – два года назад её документальная картина
«Свалка» была номинирована на премию «Оскар». И ещё один проект я снимаю с режиссёром нового
«Судьи Дредда»,
Питом Трэвисом. Кстати, потрясающая получилась версия «Дредда» - обязательно посмотрите, если ещё не видели. Новый проект Трэвиса - это триллер в стиле нуар, действие которого происходит в 1970-е годы. В главной роли
Гай Пирс. Съёмки начнутся в мае 2013 года, пока идёт подготовка. Плюс у меня на подходе ещё четыре проекта Microwave, так что работы хватает.
Трейлер фильма «Судья Дредд 3D» (реж. Пит Трэвис