Подошёл к концу 2011-ый кинопрокатный год. Настало время подводить итоги, подсчитывать результаты и формировать рейтинги. Окончательные цифры по некоторым кинопроектам ещё не пришли, однако, уже сейчас мы можем сформировать список из отечественных кинокомпаний и дистрибьюторов, чьи фильмы собрали в этом году больше остальных. «Фильм Про» скорпулёзно подсчитал кассу каждого российского фильма и вывел рейтинг самых кассовых российских кинокомпаний ушедшего года.
Рейтинг самых кассовых кинокомпаний России
Так уж повелось, что в киноиндустрии профессиональный год начинается и заканчивается раньше календарного. Каждый новый кинопрокатный год начинается с 1 декабря. Стремясь не погрязнуть в праздничной новогодней суматохе, участники рынка подсчитывают результаты и подводят итоги в конце ноября. Таким образом, 2011-ый кинопрокатный год завершился 30 ноября. Потому, уже сегодня мы можем подвести его первые итоги. И, прежде всего, это касается работы российских кинокомпаний и дистрибьюторов. В этом году они работали особенно усердно, о чём свидетельствует рост общего числа сборов.
По предварительным итогам, сборы фильмов в российском прокате достигли $1,16 млрд., и это на 12% больше, чем в прошлом году.
Среди дистрибьюторов
пальма первенства досталась компании «Централ Партнершип». Она заняла 25,3% рынка с результатом в 8,1 млрд. рублей (около $294,8 млн.) Компания выпустила в прокат 33 картины, самими кассовыми из которых стали
«Кот в сапогах» (1,505 млрд. руб.) и
«Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны» (1,270 млрд. руб.). Сборы дистрибьютора ещё будут расти - у него продолжается успешный прокат нескольких больших картин (в том числе
«Бой с тенью 3: Последний раунд» и «Кот в сапогах»).
Лидерство перешло к
ЦПШ" лишь недавно. Долгое время рейтинг возглавляла компания WDSSPR, которая в результате стала только второй. Сборы компании, прокатывающей фильмы студий Sony и Disney, составили почти 8 млрд. руб. (около $281,5 млн.). За год у WDSSPR было 30 релизов, самыми успешными из которых стали "«Пираты Карибского моря: На странных берегах» (1,783 млрд. руб. и звание самого кассового фильма года),
«Живая сталь» (627 млн. руб.), «Турист» (573 млн. руб.) и
«Тачки 2» (558 млн. руб.). Некоторые фильмы дистрибьютора также продолжают зарабатывать деньги в прокате, но на положении дел в рейтинге эти цифры уже не повлияют.
Замыкает тройку по итогам кинопрокатного года -
"Каро", собравшая около 3,6 млрд. рублей и занявшая 11,5% рынка.
В 2011 году в кинотеатральный прокат вышло 306 картин. В 2010 году их было на 32 больше - 338 штук.
Итоги года оказались неутешительными для российского кино. Общие сборы отечественных картин составили 3,2 млрд. рублей. Это на 6% меньше, чем в прошлом году. При этом, доля фильмов российского производства в общем кассовом пироге упала до 13%. В 2010 году она составляла 14,5%.
Самыми успешными компаниями, производящими российское кино, как и ожидалось, стали участники
счастливой" восьмёрки, субсидируемой государственным Фондом кино. Правда, далеко не все. Так первое место среди компаний, производящих отечественные фильмы, заработало OOO "ТаББак" Тимура Бекмамбетова (работает под брендом Bazelevs). которое заняло 33% рынка. В прокат вышло две картины, произведённые на Bazelevs, - "«Ёлки» и «Выкрутасы». Эти фильмы в общей сложности собрали более 1,063 млрд. руб. и привлекли в кино почти 5,7 млн. зрителей. «Ёлки» стали, к тому же, самым кассовым российским фильмом 2011 кинопрокатного года (701 млн. руб.)
Второе место досталось компании "СТВ" Сергея Сельянова, которая заняло 20,3% рынка. В 2011 году в прокат вышло 4 картины, к производству которых она была причастна. Ленты "СТВ" заработали в общей сложности 655,7 млн. руб. и привлекли в кинотеатры более 3,7 млн. зрителей. Самым успешным проектом "СТВ" стал мультфильм «Три богатыря и Шамаханская царица», собравший более 575 млн. руб. А вот другие картины студии оказались менее удачливыми: «Бабло», «Суперменеджер или Мотыга Судьбы» и «Дом» в прокате прошли достаточно вяло.
Лидер кинопрокатного рынка "Централ Партнершип" в рейтинге производителей кино занял только третью строчку.
Доля фильмов компании
"Централ Партнершип" в 2011 году составила около 14,7%. Из всех работающих на рынке компаний, она самая плодовитая. В 2011 году в кинотеатрах показывали пять картин этого производителя. По данным на 27 ноября они заработали в общей сложности 474,4 млн. рублей. Эта цифра будет увеличиваться, за счёт дополнительных сборов «Боя с тенью 3», который всё ещё работает в прокате. Однако, даже сейчас эта картина является самой кассовой для "ЦПШ" в этом году.
Независимая компания
«Леополис. Территория кино» оказалась на четвёртом месте с долей 11,5%. В прокат вышло три фильма этого производителя, которые собрали в общей сложности 373,6 млн. рублей. Основным локомотивом для "Леополиса" стал проект «Служебный роман. Наше время», собравший 340 млн. Фильмы компании привлекли в кинотеатры более 2 млн. человек.
А
замыкает пятёрку лидеров - российское кинопроизвосдтвенное подразделение Sony - компания
Monumental Pictures. В кинотеатрах работал всего один её продукт - «Самый лучший фильм 3D»- обеспечивший 293,6 млн. руб. и 9% рынка.
Десятка российских кинокомпаний - лидеров по кассовым сборам (в период с 01.12.10 по 27.11.2011):
1.Bazelevs (2 фильма) -
1 063,359 млн. руб. (доля 32.98%).
2. СТВ (4 фильма) -
655,578 млн. руб. (доля 20.34%)
3. Централ Партнершип (5 фильмов) -
474,408 млн. руб. (доля 14,71%)
4. Леополис. Территория кино (3 фильма) -
373,660 млн. руб. (доля 11.59%)
5. Monumental Pictures (1 фильм) -
293,606 млн. руб. (доля 9.11%)
6. Реал Дакота / Fox International Productions (1 фильм) -
238,237 млн. руб. (доля 7.39%)
7. Enjoy Movies (1 фильм) -
217,416 млн. руб. (доля 6.74%)
8. Ego Production (1 фильм) -
169,365 млн. руб. (доля 5.25%)
9. Парадиз (4 фильма) -
143,219 млн. руб. (доля 4.44%)
10. Room / Киностудия им. Горького / Каропрокат (1 фильм) -
123,668 млн. руб. (доля 3.84%)