Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Люк Бессон - император собственной «Европы»

Секреты успеха легендарного режиссёра и продюсера

Люка Бессона в последнее время преследуют неудачи. Его недавние проекты один за другим провалились в прокате. Но неутомимому французу некогда унывать. Его киноимперия под названием EuropaCorp работает без остановки и её новое творение - боевик "Коломбиана" - обещает переломить тенденцию и вернуть легендарному Бессону славу одного из самых успешных кинодеятелей в истории кино.

Люк Бессон - император собственной «Европы»

Люк Бессон - император собственной «Европы»

В режиссёрском анамнезе Бессона - такие культовые фильмы как "Подземка" (1985), "Голубая бездна" (1988), "Никита" (1990), "Леон" (1994), "Пятый элемент" (1997). Но в последние годы он отдает предпочтение продюсерской деятельности. Просто снимать кино Бессону стало не интересно. В конце 90-х он приступил к созданию собственной киноимперии. Компания получила яркое название EuropaCorp и должна была стать крупнейшим европейским, а затем и международным холдингом, занимающимся всем, что связано с кинематографом и медиабизнесом.

Первым этапом создания империи Бессона в 2000-2001 годах стал выпуск серии боевиков на английском языке с небольшими бюджетами около $20 млн. Среди них - "Поцелуй дракона" и "Перевозчик".


Одним из любимцев Бессона является режиссёр Жерар Кравчик, снявший для него "Такси 2", "Такси 3" и "Такси 4"

Заранее рассчитав предполагаемую рентабельность типового проекта кинокомпании, Бессон решил вложить заработанные деньги в независимое кинопроизводство. Дело в том, что французский кинематограф очень зависим от дотаций: государственных и частных. Деньги идут в основном от кинофондов и телеканалов. Бессон рассчитывал построить структуру, которая не будет полностью зависеть от этих источников. Окупить такой проект могла лишь продукция, снятая не столько для внутреннего, французского, сколько для международного рынка. Для этого требовалось снимать кино на английском языке.

Бессон отправился на поиски англоязычных сценариев. Решением проблемы стал голливудский сценарист Роберт Марк Кэймен, известный по фильмам "Малыш-каратист" и "Смертельное оружие 3". Начиная с 2001 года, Кэймен написал сразу несколько рукописей к новым картинам на основе идей самого Бессона: "Поцелуй дракона" (2001), "Перевозчик" (2002), "Перевозчик 2" (2005), "Заложница" (2009), "13-й район: Ультиматум" (2009).

Самыми кассовыми европейскими фильмами в российском прокате стали именно ленты продюсера Люка Бессона - "Такси 4" (сборы $12 млн.) и "Перевозчик 3" ($9,4 млн.).


"Заложница" - один из самых финансово успешных проектов EuropaСorp последних лет

Обычно на ключевые позиции в своих проектах Бессон берёт тех, с кем ему уже доводилось сотрудничать. Так, например, Пьер Морель, постановщик «Заложницы», работал оператором при создании рекламных роликов, которые когда-то снимал сам Бессон. А в 2009 году продюсер пригласил к себе в помощники хорошо известного ему Жана-Жюльена Баронне, который ранее работал управляющим в химической промышленности. Баронне должен помогать Бессону следить за стоимостью производства.

Низкие производственные расходы - ключевой элемент успешной деятельности EuropaСorp. Компания стремится не вкладывать в проект больше, чем она сможет получить даже при самом неблагоприятном развитии событий. Эта политика не раз выручала студию. Она же, к примеру, дала компании возможность получить права на производство фильма "Хитмэн" (2007) - EuropaCorp смогла дать гарантию, что стоимость постановки не превысит $30 млн., в то время как американская Fox обещала снять этот проект за $55 млн.

В отличие от международного проката, в России "Заложница" и "Хитмэн" прошли очень слабо, заработав только около $1 млн.


Люк Бессон лично отслеживает наиболее перспективные из находящихся в разработке проектов, а также занимается расширением своей медиаимперии. В 2009 году доходы EuropaСorp составили $186 млн., позволив компании занять второе место среди европейских киностудий (на первом - немецкая Constantin Film). Примерно треть этих доходов компания получила от международного проката и продаж DVD за пределами Франции. Больше всего денег студии EuropaСorp принесли такие проекты, как "Заложница" (при бюджете в $25 млн. собравшая более $226 млн.), а также франшизы "Такси" и "Перевозчик".

Экранизация собственных детских книг о приключениях минипутов принесла компании Бессона лишь убытки

В 2010 году доходы EuropaСorp выросли до $262 млн., что на 40% выше показателя предыдущего года. Существенный рост доходов компании произошел главным образом благодаря увеличению поступлений от международных продаж таких фильмов, как "Из Парижа с любовью", "Я люблю тебя, Филипп Моррис", а также благодаря грандиозному успеху "Заложницы" в США.

Доходы компании в 2011 году составили $258 млн., что совсем немного отстает от показателей предыдущего финансового года. Столь незначительное падение произошло из-за снижения международных продаж и провалом в прокате фильмов "Артур и месть Урдалака" и "Артур и война двух миров". Интересно, что именно эти картины после многолетнего перерыва снял лично Бессон.

Если первый фильм франшизы "Артур и минипуты" при бюджете в $86 млн. собрал в мировом прокате около $108 млн., то последующие два вышли в глубокий минус. Тем не менее, падение международных доходов было в значительной мере компенсировано хорошими показателями работы компании на внутреннем рынке.

Ленты "Артур и месть Урдалака" и "Артур и война двух миров" стоили по $97 млн., при этом собрали лишь $51 и $30,5 млн. соответственно.


Дата выхода в прокат "Коломбианы" была объявлена задолго до начала работ над картиной

Руководство студии 4 мая 2011 года объявило о стратегическом плане развития компании до 2012 года. Основными направлениями стали: развитие международных продаж (благодаря наличию в стадии разработки четырёх англоязычных проектов с сильным потенциалом), а также подающий надежды на стремительный рост сегмент телевизионного производства. При этом компания Бессона продолжает разрастаться, превращаясь в полноценную медиаимперию с несколькими крупными подразделениями, образованными после ряда сделок по выкупу доли в различных компаниях из смежных сегментов рынка.

О своих планах по выпуску полнометражных фильмов студия уже объявила. Сейчас запущен процесс съёмок "Заложницы 2", запланированной к выходу на большие экраны в 2013 году. Режиссёром картины стал Оливье Мегатон, а главную роль снова исполнит Лиам Нисон. В процессе производства находится боевик "Слепой" с участием Ламберта Уилсона и Жака Гамблена. Стало также известно о съёмках фильма "Любовь длится три года" по одноименной новелле Фредерика Бегбедера, который, кстати, лично адаптирует свой роман для экранизации и даже впервые попробует себя в режиссуре. Главными проектами, на которые компания делает ставку в этом году, являются боевик "Коломбиана" и анимационный 3D-фильм "Монстр в Париже".
Коломбиана
Люк Бессон

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100