Том Круз и Келли МакГиллис в патриотической ленте Тони Скотта «Лучший стрелок» (1986)
Каждый этап на творческом пути Круза будто продуман до мелочей. Шумная слава и имидж секс-символа накрыли его с головой после череды молодёжных лент, которые впоследствии стали классикой «поколения X». Среди них особенно выделяется экранизация подросткового бестселлера «Изгои» о враждующих юных бунтарях, созданная Фрэнсисом Фордом Копполой. В отличие от ничем не примечательного дебюта актёра в драме «Бесконечная любовь», это лента собрала целую россыпь будущих звёзд.
Фильм вышел в прокат в 1983 году и вскоре стал хитом среди молодёжи. Для юных талантов, таких, как Патрик Суэйзи и Мэтт Дилон, это был отличный старт в большом кино. Уже через три года Том Круз блистал в роли лётчика-истребителя в «Лучшем стрелке» Тонни Скотта, оставив позади целых две ярких актёрских работы — спортивную драму Майкла Чепмэна «Все верные ходы» и фэнтези Ридли Скотта «Легенда».
В декабре 2012 года Том Круз заявил, что работа над сиквелом «Лучшего стрелка» в самом разгаре, и он ведёт переговоры на предмет главной роли в картине.
Том Круз и оскароносный Пол Ньюман в спортивной драме Мартина Скорсезе «Цвет денег» (1986)
«Стрелок» стал самым кассовым фильмом года и в то же время объектом для многочисленных кинопародий. Песню Take my breath away девочки-подростки заслушали до дыр, продажи курток бомберов и очков «авиаторов» Ray Ban, в которых щеголяли персонажи картины, подскочили до небес. А Круз обрёл звёздный статус немалого масштаба. Образ бесстрашного профессионала, истинного рационалиста остаётся с ним до сих пор. Именно на нём строится культовая киносерия «Миссия невыполнима».
Следующий карьерный выстрел актёра тоже попал в яблочко. Он сыграл у Мартина Скорсезе в сиквеле кинохита 1961 года «Бильярдист». Лента «Цвет денег» стала для Скорсезе первым опытом в мэйнстримовом кино, а для Круза — первой совместной работой с голливудским режиссёром высокого уровня. Оскароносный Пол Ньюман не затмил его на съёмочной площадке, а, скорее, напротив, подчеркнул незаурядный талант перспективного юноши.
Первая коммерчески успешная лента с Томом Крузом в главной роли — комедия Пола Брикмана «Рискованный бизнес» (1983). Она собрала в американском прокате порядка $64 млн. при бюджете в $6 200 000 млн.
Знаменитый танец Тома Круза в комедии «Рискованный бизнес»
Том Круз уже тогда отличался недюжинной трудоспособностью и перфекционизмом. Например, в картине «Рискованный бизнес» во всех эпизодах он играл в бильярд самостоятельно. Только один особенно сложный трюк выполнил профессиональный бильярдист Майк Сигель. Фильм получил отличные отзывы критиков и собрал неплохую кассу. Впереди актёра ждали испытания и 20 лет, в течение которых ни один фильм, вышедший с его участием, не обошёлся без колоссальной прибыли своим создателям.
После плохо принятого критиками, но весьма коммерчески успешного «Коктейля» Круз взялся за сложные драматические роли. В драме «Человек дождя» (1988) его партнёром по съёмочной площадке стал Дастин Хоффман, а лента «Рождённый четвёртого июля» (1989) о ветеране вьетнамской войны принесла актёру первую престижную награду, «Золотой глобус», а также номинации на «Оскар» и премию Британской киноакадемии.
Том Круз в образе вампира Лестата в ленте «Интервью с вампиром» (1994)
В этих фильмах Том Круз проявил себя как мастер игры сложного, многогранного характера героя. Его персонажи претерпевают значительные внутренние перемены, и он отразил это на экране с жёсткостью и надрывом. Актёр экспериментировал в этом непростом жанре вплоть до середины 1990-х годов и отошёл от него только при появлении на горизонте проекта «Миссия: невыполнима».
Незадолго до съёмок первой «Миссии» звезда польстилась на экранизацию готического бестселлера Энн Райс «Интервью с вампиром». Фильм Нила Джордана собрал созвездие ярких актёров: эффектный Брэд Питт, знойный Антонио Бандерас, харизматичный Кристиан Слейтер. Изначально инфернального вампира Лестата должен был играть Джулиан Сэндз («Чернокнижник»), но в итоге известность Круза сослужила ему добрую службу. По мнению самой Райс, роль Тому не подходила, но в итоге она осталась очень довольна его игрой. Фильм был встречен критикой без особого восторга, чего нельзя сказать о зрителях всего мира.
Энн Райс заплатила изданию Daily Variety $7,740 за размещение двухстраничной статьи со своими похвалами таланта Тома Круза и извинениями перед ним.
Том Круз и Жан Рено в ленте «Миссия: невыполнима» (1996)
1995 год стал для Круза ключевым, разделив его карьеру на два периода: до «Миссии» и после. Сенсационно прибыльную серию блокбастеров об агенте ЦРУ Итане Ханте запустила в производство собственная кинокомпания звезды Cruise/Wagner Productions. Основой для картин стал телесериал, очень популярный в 1960-х годах. Обладательница прав на него, компания Paramount Pictures, долгие годы подступалась к полнометражной версии истории. В итоге решительный рывок Тома Круза дал делу ход.
Впервые со времён «Лучшего стрелка» он стал героем зрелищного экшна. Режиссёр Брайан Де Пальма («Кэрри») раньше не работал с такого рода фильмами, но с задачей справился блестяще. Картина получила противоречивые отзывы критиков и собрала огромную кассу. Впрочем, для проектов Тома Круза это стало тенденцией ещё десяток лет назад.
Актёр не сбавлял темп работы. Его всё так же тянуло к драматическому жанру. Ленты он подбирал с особой тщательностью, с головой погружался во внутренний мир своих героев. Иногда это было губительно для его личной жизни, как в случае с драмой Стенли Кубрика «С широко закрытыми глазами». Плодом этой одержимости также стала лента «Джерри Магуайер», принесшая Крузу второй «Золотой глобус» и ещё одну номинацию на «Оскар». Через три года ситуация с наградами повторилась: только речь теперь шла уже об одном фильме — «Магнолия» Пола Томаса Андерсона.
Том Круз в суперуспешном экшне Джона Ву «Миссия невыполнима 2» (2000)
Круз продолжал с успехом чередовать серии «Миссии» с фантастическими экшнами, включая работы Стивена Спилберга, и психологическими драмами вплоть до 2007 года, когда случилась его первая серьёзная осечка. Триллер Роберта Редфорда «Львы для ягнят» с участием Круза ждали резко негативные отзывы критиков и очень слабые прокатные показатели.
Таким образом, смелость Тома Круза в выборе персонажей немного поугасла. Он немного поэкспериментировал в комедиях («Остин Пауэрс: Голдмембер», «Солдаты неудачи») и понял, что серьёзной альтернативы образу супергероя у него пока не предвидится. Вот только и это амплуа актёра стало уже не так безупречно, как раньше. Об этом говорит прохладное отношение и зрителей, и критиков к комедийному боевику «Рыцарь дня», в котором вместе с Крузом сыграла непосредственная Кэмерон Диаз.
Лента Джеймса Мэнголда «Рыцарь дня» (2010) собрала в американском прокате порядка $76 млн. при бюджете в $117 млн.
Перечень грядущих проектов Круза говорит о том, что он всё так же предан экшнам и не теряет самоиронии. В зрелищном кино он доверяет только опытным режиссёрам. Именно поэтому его послужной список дополнит фантастический боевик «Горизонты» Джозефа Косински («Трон: наследие», экшн Дага Лаймана «Все мы смертны» («Идентификация Борна» и киноверсия мюзикла «Рок на века» Адама Шенкмана («Сказки на ночь»).
Фрагмент ленты Брэда Бёрда «Миссия невыполнима: Протокол Фантом»
Что ждёт энергичного актёра впереди — томительное однообразие зрелищных блокбастеров или новые горизонты творчества, неожиданные и удачные роли — сказать трудно. Но, похоже, карьера Тома Круза движется по привычной ему спирали. По крайней мере, об этом говорит триумф картины «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» в первые недели американского проката.