Среди французских актрис Сандрин Боннэр - одна из самых известных. Она снималась в фильмах Мориса Пиалы, Андре Тешине, Аньес Варда, Клода Соте, Патриса Леконта, Клода Шаброля и многих других «титанов» французского кинематографа. Русскому зрителю она наиболее известна по картине «Восток-Запад» Режиса Варнье, где она играла вместе с Олегом Меньшиковым и Сергеем Бодровым. Сергей Сычёв беседует с Сандрин Боннэр о её актёрских и режиссёрских амбициях.
Сандрин Боннэр: «Моя судьба похожа на комедию»
© Gettyimage
Сергей Сычёв
Последние десять лет вы чаще снимаетесь не у всемирно известных режиссёров в дорогих проектов, а словно ищете новые имена, эксперименты. Вы ищете что-то конкретное?
У Аньес Варда юная Боннэр снялась в роли неуживчивой и независимой бродяжки, создав один из самых впечатляющих образов в своей карьере
Сандрин Боннэр
Может быть, просто все великие умерли? (смеётся) Даже Клод Шаброль нас покинул. Мне в последние десять лет интересно поддерживать новых режиссёров, новый кинематограф. Но вот что любопытно: из тех авторов, с которыми я работала за эти годы, многие потом стали очень знаменитыми и авторитетными. Скажем, Филипп Лиоре, с которым мы сделали два фильма, сегодня стал одним из важнейших французских режиссёров. Есть и другие интересные авторы, которые уже имели имя, пусть и не столь громкое к моменту работы со мной. Классики, конечно, мне дали очень много, глупо было бы это не признать. Но, вы знаете, карьера актёра только на первый взгляд кажется результатом сознательного выбора. У неё есть и бессознательная сторона. Из того, что мне предлагали, я выбирала, как мне казалось, лучшее. Сама я не привыкла идти к режиссёрам и предлагать себя как актрису. Я думаю, в выборе ролей большую роль играет случай. Скорее всего, мне предлагались какие-то роли, исходя из того, что я играла в прежние годы, а я просто старалась выбрать из этих предложений самое интересное лично для меня.
Сергей Сычёв
Попробую объяснить свой вопрос. Со стороны это выглядит так, словно вы устали играть у классиков и стали искать нечто важное, существенное у молодых режиссёров. Потом активно снимались у режиссёров-женщин. И только не найдя того, что искали, и у них, вы решили снимать фильмы самостоятельно. Не знаю, насколько верна эта гипотеза.
Сандрин Боннэр
А, думаете, значит, что я не нашла того, чего хотела? Может, так всё и выглядит, потому что тут тоже затесалось что-нибудь бессознательное. Но я бы не сказала, что ищу что-нибудь эдакое, специфическое. Меня вообще привлекает соединение режиссуры, роли, эмоций и умение передавать эмоции, которое актуально и когда ты стоишь за камерой, и когда перед ней.
Амбициозный российско-французский проект «Восток-Запад» до сих пор собирает хорошие рейтинги при телепоказах
Сергей Сычёв
Значит, когда вы ещё и снимаете документальное кино, - это тоже не поиск?
Сандрин Боннэр
Дело в том, что когда я решила снимать «Её зовут Сабина» о моей сестре, в этом не было никакого художественного поиска. Скорее, это была попытка привлечь общественное внимание (и внимание правительства) к проблемам людей, больных аутизмом. То есть, это была социально-политическая акция, если угодно. Для этой акции у меня был только один инструмент – камера. Я пыталась показать Сабину так, чтобы этот фильм-портрет был понятен и близок любому человеку. Для этого нужно было довести форму подачи до совершенства. Каждая деталь должна иметь значение, каждый кадр.
Сергей Сычёв
Вас как режиссёра и как актрису явно больше привлекают трагедии. Лёгкий жанр вам менее интересен?
Сандрин Боннэр
Да, как-то не очень. Хотя я могу иногда посмотреть комедию, даже не без интереса. Я сняла два фильма, которые чем-то похожи друг на друга. Думаю, что третий тоже будет чем-то напоминать предыдущие. Меня интересуют вечные вопросы. «Кто мы?» «Что делать?» «Как реагировать на испытания судьбы?» Хотя моя собственная судьба больше похожа на комедию, она очень лёгкая. Моя профессия сделала мою жизнь такой. Я стала более спокойной, умиротворённой, научилась самовыражаться. Я избалована судьбой, но большинство людей вокруг меня не могут этого сказать о себе. Меня интересует, как живут именно они, которые испытывают жёсткость существования. Почему одни падают и не встают, а другие поднимаются и становятся крепче? Я пытаюсь разобраться.
Сергей Сычёв
В современном французском кино активно исследуется проблема института семьи, который сегодня трещит по швам. Это ведь имеет к вашей теме непосредственное отношение?
Даже по беглому взгляду на Боннэр в фильме «Прощай, Париж» видно, что её роль содержит в себе трагизм и иронию
Сандрин Боннэр
Не могу говорить за всю Францию сразу. Но я, конечно, убеждена в важности этого института, потому что именно от состояния семьи часто зависят человеческие судьбы. Семья – это корни, это воспитание, это форма жизни. Она определяет поведение людей на всю оставшуюся жизнь, формирует их эмоциональное состояние, присваивает им сильные и слабые стороны. Может, поэтому не только французы, но и режиссёры всех стран держатся за тему семьи, золотую жилу для сюжетов. И я – тоже.
Сергей Сычёв
Уже готов и вот-вот выйдет фильм Франциски Бух «Прощай, Париж», где вы сыграли главную роль. Что это за картина?
Сандрин Боннэр
Я ещё не видела окончательной версии, но - всё же… Это история о двух женщинах, которые оказываются у изголовья постели, где лежит впавший в кому человек. Это его жена и любовница, француженка и немка. Всё к тому, что они должны быть соперницами, но в этот момент, когда перед ними умирающий любимый, они почему-то объединяются. Это опять сюжет о трагических судьбах и о семье, как мы и говорили. Сценарий фильма потрясающий, тонкий, красивый, умный, и я думаю, что фильм будет таким же.