Первый слева - Адольф Гитлер, второй - Томас Уотсон
Книга Эдвина Блэка «IBM и Холокост» рассказывает об одном из примеров сотрудничества американских компаний с Рейхом. Собственно, более 100 компаний США делали это: «Стандарт Ойл», «Дженерал Моторс», «Форд», «Дженерал Электрик», «Кока-Кола» и т.д. Но основное обвинение автора книги к IBM заключается в том, что именно эта компания предоставила оборудование для проведения расовой переписи. С помощью перфокарт (так называемых «перфокарт Холлерита») IBM Адольф Гитлер вычислил не только количество евреев, открыто признававших себя евреями, но и тех, кто скрывал или забыл о своём происхождении. Система позволяла установить еврейство через несколько поколений.
Между СССР, Англией и США в 1945 году был заключён договор о Международном Военном трибунале. Среди вопросов, которые трибунал не должен был затрагивать, была расовая перепись.
Главный герой книги - Томас Уотсон, глава IBM. Перед ним стоит непростая задача. С одной стороны, перед ним передовицы газет, обвиняющих Гитлера в преследовании евреев. С другой, дочерняя компания IBM, Dehomag (Deutsche Hollerith Maschinen Gesellschaft), может получить очень крупный заказ от правительства Германии. В результате переписи 1933 и 1939 гг. были проведены с использованием оборудования IBM. Уотсон ездил в Германию, получая деньги и награды от Гитлера, и он прекрасно отдавал себе отчёт в том, что он делает. Открытое сотрудничество IBM и Рейха продолжалось до 1941 года, когда США вступили в войну, но, по некоторым данным, продолжалось и после этого, хотя официально корпорация работала на правительство США. Уотсон был хорошим другом Рузвельта. В это время перфокарты активно использовались в концлагерях. Впоследствии IBM заявила, что её не касалось использование проданных ею машин. Кроме того, с помощью её же машин удалось найти многих пропавших без вести евреев после окончания Второй мировой.
Перфокарта Холлерита - основа успеха IBM
В книге проводится мысль о том, что Томасом Уотсоном двигали финансовые соображения, а не политические взгляды. Его сотрудничество с Германией объясняется непомерной алчностью. Если этого человека в фильме сыграет сам Брэд Питт, то следует предполагать у героя и более сложные мотивации. А учитывая моду на фильмы об участии корпораций в «грязной» политике, фильм сможет рассчитывать на престижные номинации («Золотой глобус», «Оскар») и положительную критику. Выход картины намечен на 2015 год.