Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Андрей Зайцев: «Я слушал Цоя, и у меня в сознании возникали картинки»

Режиссёр фильма «Бездельники» о своём игровом дебюте

Опытный документалист Андрей Зайцев, долгое время работавший монтажёром на фильмах Никиты Михалкова, обладатель «Золотого орла» за «Лучший монтаж» к картине «12», представляет свой полнометражный игровой дебют - «Бездельники». Режиссёр рассказывает о том, какой долгий путь проделала его музыкальная молодёжная мелодрама прежде, чем попасть на большие экраны, о влиянии на него творчества Виктора Цоя и о различиях между московскими и питерскими лицами.

Андрей Зайцев: «Я слушал Цоя, и у меня в сознании возникали картинки»

Андрей Зайцев: «Я слушал Цоя, и у меня в сознании возникали картинки»

Сергей Сычёв
О ваших «Бездельники» пока знают немногие. Как вы, режиссёр этого фильма, можете помочь людям узнать о нём, пока ещё не поздно посмотреть его на большом экране? Что бы вы сказали своим будущим зрителям?

Андрей Зайцев
Это кино - очень честное. Оно сделано по песням Цоя, пронизано его мелодиями и словами. И тому, кто чувствует жизнь так же, как Цой, кому близки его ранние песни - любовная лирика, я бы порекомендовал пойти и посмотреть «Бездельников». Сам сценарий родился из его песен, я слушал Цоя, и у меня в сознании возникали какие-то картинки, которые потом стали соединятся в единую историю. Не было такого, что сначала мы написали сценарий, а потом подумали: «А давайте-ка привяжем это всё к Цою, это ведь хорошо продаётся, он такой популярный!» Нет, у нас всё живое, настоящее - фильм вырос из любви к его творчеству. Мы абсолютно за него отвечаем, и ничего не боимся.

Сергей Сычёв
Но такие культовые фигуры, как Цой, Моррисон, Ник Кейв настолько сильны, что мгновенно перетягивают на себя зрительское внимание. И этим они могут представлять опасность даже для очень опытного режиссёра. А вы очень смело насыщаете фильм песнями Цоя, хотя он, в общем-то, даже и не о Цое…

Кадр со съёмочной площадки «Бездельников». Сцена в электричке


Андрей Зайцев
Весь сюжет честно родился из песен Цоя, я просто доверился этому потоку образов, пошёл, за тем, что я чувствовал, за своей интуицией. И я уверен, что зритель это поймёт. Никакого дискомфорта от того, что там есть песни Цоя, не должно возникнуть, и одеяло они на себя не перетягивают, наоборот, они так органично вплелись во всю эту историю… Они не выглядят вставными зубами, которые поставили, чтобы развлечь зрителя. Они живые.

Сергей Сычёв
Когда меня спрашивают, про что этот фильм, я ловлю себя на том, что не знаю, что ответить. Он вроде про Цоя, и не про Цоя. И про то время, и про наше. Вы ведь могли сделать кино о своей юности, построить декорации и снять такой ретро-фильм, полный воспоминаний. Почему вы всё-таки решили сделать фильм о современной молодёжи?

Андрей Зайцев
В каждом поколении есть определённый тип людей, которые чувствуют так же, как чувствовал Цой, пишут песни о том же, о чём и он. Такие люди обязательно рождаются каждый десять лет. И если сейчас заглянуть в какой-нибудь квартирник, то вы увидите там тех же самых ребят, что и в 80-е. Они по-другому одеты и квартиры по-другому обставлены, но в остальном всё то же самое. Они так же ощущают жизнь, им так же близки песни Цоя. И я снимал про них, я сам имею к ним отношение. На премьере ко мне подходили женщины лет пятидесяти и рассказывали, что они и в 70-е так же выпивали, гуляли и веселились. Это кино вне поколений. Не имеет значения, о каком времени оно снято.

Сергей Сычёв
Хорошо, люди такие же. Но почему одно поколение, чей подростковый возраст пришелся на конец 70-х - начало 80-х, дало целую плеяду творческих, ярких личностей, а то поколение, про которое фильм, пока никак себя не проявило?

Андрей Зайцев
Это я анализировать не готов. Но я уверен, что есть люди, которые чувствуют жизнь, и их волнует то, что происходит вокруг, так же, как в своё время Цоя. А вот почему они не выстреливают так, как тогда, я не знаю. Может быть, для этого нужны какие-то революции, переломные события. Как это было, например, в 17-м году, когда возник Эйзенштейн и другие гениальные режиссёры. Наверное, нужны какие-то взрывы во времени. А отсутствие таких взрывов не рождает подобных людей.

Сергей Сычёв
После вашего фильма хочется повнимательнее присмотреться к лицам подростков на улицах. Я вижу этот фильм очень оптимистичным: а вдруг сейчас где-то среди нас ходит такой же парень, как Цой. Мы называем современное поколение - потерянным, а оно может принести неожиданные плоды.

Андрей Зайцев во время работы над «Бездельниками»


Андрей Зайцев
Я абсолютно с этим согласен. Ощущение вот этой потерянности преследовало меня в Москве. А в Питере, я там недавно был, я шёл по улице и просто обалдел: вижу там лица, которые я видел в 90-е и помню по своей молодости. Живые лица. Они нравятся, они интересные, по ним видно, что они настоящие. В Москве всё это каким-то непонятным образом вымыло. Не знаю, что: деньги или те, кто сюда «понаехали». А в Питере это осталось. Только в московской команде, с которой я снимаю кино, я чувствую себя в нормальном мире. А когда выхожу в город, я понимаю, что здесь всё чужое, и это просто место, в котором приходится жить. В Питере это ощущение исчезает.

Сергей Сычёв
В вашей фильмографии в интернете стоят всего три фильма: «Глеб», «Виктор Астафьев. Весёлый солдат» и «Бездельники». Как будто от остальных вы отказываетесь.

Андрей Зайцев
Это главное, на что была потрачена куча времени и сил. Остальное – множество телевизионных проектов, на которых, конечно, тоже выкладываешься. Но эти – самые родные и важные.
Бездельники
Андрей Зайцев

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100