«Приключения Тинтина: Тайна единорога», Стивен Спилберг
Лучший анимационный фильм:
«Приключения Тинтина: Тайна единорога»«Секретная служба Санта-Клауса»«Тачки 2»«Ранго»«Кот в сапогах»
В этой пятёрке на особом месте стоит «Тинтин», так как это, во-первых, любимый в Голливуде Спилберг, а во-вторых, фильм получает приз за призом при тотально-положительном отношении к нему критики и зрителей. Следовательно, он не только окажется в номинантах, но и, если не случится чуда, получит «Оскар». Но так как должна быть видимость соревновательности, то туда будут включены другие анимационные релизы, которые были сколько-нибудь заметны в прошедшем году, хотя шансы на победу у них, несмотря на кассовые сборы, сомнительные.
«Хранитель времени», Мартин Скорсезе
Лучшие визуальные эффекты:
«Гарри Поттер и Дары смерти. Часть 2»«Хранитель времени»«Восстание планеты обезьян»«Трансформеры: Тёмная сторона луны»«Живая сталь»
«Гарри Поттеру» за всю историю киносериала всего пару раз удавалось выбраться хотя бы в номинанты на «Оскар» - «академики» особенно никогда не жаловали его. Но теперь вышла последняя часть, и есть вероятность, что побороться за «Оскар» «Дарам смерти» всё-таки дадут. Другое дело, что есть ещё и высоко оценённый критикой «Хранитель времени» - редкий случай «умного» фильма со спецэффектами.
«Развод Надера и Симин», Асгар Фархади
Лучший фильм на иностранном языке:
«Развод Надера и Симин»«Пина: Танец страсти»«Укрытые»«Примечание»«Быкоголовый»
Берлинский лауреат Асгар Фархади собрал уже столько наград за прошедший год, что дать ему ещё и «Оскар» было бы, пожалуй, перебором. Тем не менее, в номинантах он появиться обязан. Неигровой фильм Вима Вендерса о Пине Бауш должен участвовать здесь же: редкий случай, когда документальное кино выбирается из своей резервации и оказывается признано общественностью.
«Полночь в Париже», Вуди Аллен
Лучший оригинальный сценарий:
«Полночь в Париже»«Артист»«Железная леди»«Бедная богатая девочка»«Девичник в Вегасе»
Успех «Полночи в Париже» выглядит запоздалым признанием режиссёра, фильмы которого чаще всего в США замалчивались либо оставлялись без достойных наград. Теперь этот фильм Вуди Аллена обязательно будет претендовать на «Оскар», который имеет основания получить, хотя это не значит, что у Аллена не было сценариев лучше. Необычная и глубокая история рассказана в «Артисте», хотя «Железная леди» может составить ему конкуренцию, учитывая интерес «академиков» к политическим фигурам прошлого.
«Мартовские иды», Джордж Клуни
Лучший адаптированный сценарий
«Боевой конь»«Хранитель времени»«Потомки»«Мартовские иды»«Девушка с татуировкой дракона»
Тщательно, до неузнаваемости переработана Спилбергом детская повесть «Боевой конь». Из гуманистического поучения сделан полноценный эпос, в котором нет виноватых, а есть почти толстовская идея о невидимой силе, которая заставляет людей убивать друг друга. Особым магизмом насытил притчу о Мельесе («Хранитель времени») Мартин Скорсезе, а сюжет «Потомков» с героем, которому нужно нащупать почву под ногами в пограничной ситуации, отвечает традиционной системе ценностей, к которой часто апеллируют «академики».
«Девушка с татуировкой дракона», Дэвид Финчер
Лучший режиссёр:
Александр Пэйн («Потомки»)Мартин Скорсезе («Хранитель времени»)Мишель Хазанавичус («Артист»)Дэвид Финчер («Девушка с татуировкой дракона»)Вуди Аллен («Полночь в Париже»)
Несмотря на то, что в «Потомках» сценарий и актёрская игра сильнее, чем режиссура, американцы очень высоко ценят Александра Пэйна. Его имя среди номинантов будет обязательно. Высочайший уровень режиссуры «Хранителя времени» плюс использование пока ещё считающейся экспериментальной технологии стереокино дают много шансов Мартину Скорсезе. На другом полюсе стилизаторская работа Хазанавичуса, которая неожиданно стала хитом сезона и, возможно, породит новую волну немого кино.
«Потомки», Александр Пэйн
Лучшая женская роль второго плана:
Шейлин Вудли («Потомки»)Беренис Бежо («Артист»)Джессика Честейн («Прислуга»)Джанет Мактир («Таинственный Альберт Ноббс»)Мелисса Маккарти («Девичник в Вегасе»)
Молодой актрисе Вудли пришлось сыграть необычайно трудную роль подростка, бунтующей девочки, через которую зритель должен узнать мать, лежащую в коме. Резкие перемены настроения, переломные моменты, в которых то ребёнок, то взрослый берёт верх, сыграны ей настолько естественно и тонко, что среди набора «Оскаров», которые получит фильм «Потомки», может быть и её статуэтка. С другой стороны, играть в немом кино все актёры давно разучились, а Беренис Бежо – почему-то нет. И смотрится она в «Артисте» так, будто её из двадцатых годов на машине времени перенесли, так что приз может достаться и ей.
Филипп Сеймур Хоффман, «Мартовские иды»
Лучшая мужская роль второго плана:
Филипп Сеймур Хоффман («Мартовские иды»)Вигго Мортенсен («Опасный метод»)Альберт Брукс («Драйв»)Кристофер Пламмер («Начинающие»)Кеннет Брана («7 дней и ночей с Мэрилин»)
Возможно, приглашая Хоффмана на роль второго плана в «Мартовских идах», Клуни добивался именно такого эффекта: мастер перевоплощения, оскаровский лауреат Хоффман переиграл и Клуни, и Джаматти, и уж тем более Гослинга. Хитрый политтехнолог, который всегда корректен и дружелюбен, но от которого можно ждать чего угодно, - самое яркое впечатление от фильма. Фрейд Мортенсена в меру сдержан и в меру загадочен, он в лучшую сторону отличается от карикатурных образов основателя психоанализа, которыми переполнена поп-культура. Пламмер за роль в «Начинающих» уже получил «Глобус», и вряд ли оскаровский комитет его сможет игнорировать.
Мишель Уильямс, «7 дней и ночей с Мэрилин»
Лучшая женская роль:
Мэрил Стрип («Железная леди»)Гленн Клоуз («Таинственный Альберт Ноббс»)Мишель Уильямс («7 дней и ночей с Мэрилин»)Виола Дэвис («Прислуга»)Тильда Суинтон («Что-то не так с Кевином»)
Две именитых актрисы Мэрил Стрип и Гленн Клоуз будут претендовать на «Оскар» вполне закономерно, причём Стрип выдвигается почти автоматически (каждый второй фильм приносил ей номинацию, а каждый пятый – «Оскар»), а вот Клоуз хотя и номинировалась прежде, но награды не получила. Возможно, в этот раз ситуация изменится. Хотя противостоять двум легендарным актрисам будут, видимо, Уильямс, сыгравшая Мэрилин Монро, и чернокожая Дэвис, которой могут дать приз из политкорректности.
Гари Олдман, «Шпион, выйди вон»!
Лучшая мужская роль:
Джордж Клуни («Потомки»)Леонардо ДиКаприо («Дж. Эдгар»)Жан Дюжарден («Артист»)Гари Олдман («Шпион, выйди вон!»)Майкл Фассбендер («Стыд»)
Роль в «Потомках» у Клуни – самая глубокая и серьёзная за всю его актёрскую карьеру, хотя это не значит что его «придурки» у Коэнов или «авантюристы» у Содерберга чем-то плохи. Просто Клуни с каждым годом становится всё более интересен и как режиссёр, и как актёр, а в «Потомках» созданный им персонаж настолько реалистичен и интересен, что только на нём одном можно было бы вытащить весь фильм. ДиКаприо давно жаждет «Оскара», и роль у Иствуда он выбрал, без сомнения, с прицелом на статуэтку. Его Гувер сыгран в двух возрастах, и ДиКаприо сквозь сложный грим умудряется передавать все эмоции одного из самых загадочных людей в истории США.
«Артист», Мишель Хазанавичус
Лучший фильм:
«Артист»«Хранитель времени»«Потомки»«Боевой конь»«Полночь в Париже»«Бедная богатая девочка»«Дж. Эдгар»«Девушка с татуировкой дракона»«Человек, который изменил всё»«Прислуга»
Битва предстоит нешуточная, хотя пока складывается удивительнейшая ситуация: те же люди, которые несколько лет назад чествовали громыхающий десятичасовой блокбастер «Властелин колец», теперь открыто отдают предпочтение камерной романтической комедии «Артист», немому чёрно-белому фильму, секрет популярности которого, конечно, связан не только с мастерством режиссёра, но и с темой, близкой любому зрелому кинематографисту – исчезновению талантов после очередного технологического рывка в киноиндустрии. Тому же посвящён «Хранитель времени» и, отчасти, «Полночь в Париже», в то время как «Потомки» могут вызвать симпатии гуманитарной интеллигенции вообще. В любом случае, фильмы об искусстве в этом году играют особую роль в «оскаровской гонке». Что касается числа номинантов в этой категории, то их, по новым правилам, будет от пяти до десяти - в зависимости от решения Комитета.