Звягинцев, Хлебников, Попогребский, Хомерики и многие другие – кто они?

Даниил Дондурей задает трудные вопросы, а ответы искать придется еще долго. Против цифр идти не получится: кризис общества приводит к кризису кино, и теперь нужно справиться с ними сообща
Их знает весь мир, потому что они получают призы на главных МКФ Европы и сотрудничают с иностранными продюсерами, их фильмы прокатываются от имени России за рубежом. Их превозносит отечественная критика, и очень мало знает широкий зритель. Почему так происходит? Как изменить это непонимание авторов и тех, для кого и о ком они снимают фильмы? Или, скажем, что творится в последние двадцать лет в кино стран СНГ? Ведь это кино в советское время пользовалось огромным успехом по всему Союзу, нельзя ли его как-то снова объединить или, по крайней мере, понять, что этому препятствует? Или как сегодня можно прокатывать фильмы через интернет, зарабатывая на этом те же деньги, что и европейские веб-кинотеатры? Особенно важен тут взгляд со стороны, который представлял Жоэль Шапрон, вице-директор «UNIFRANCE» по делам восточной Европы и отборщик Каннского МКФ.
Этот спектр вопросов волнует профессионалов, но он и тесно связан с тем, какое кино и как будет смотреть страна дальше. И тут есть еще целый комплекс смежных проблем. Например, клубный прокат, который уже существует параллельно кинотеатральному и у которого сложилась своя аудитория. Социальные сети, через которые можно продвигать авторское кино. Фотокамеры, на которые его теперь можно снимать: несколько конкурсных фильмов сняты именно так, а значит теперь нужно еще меньше денег, чтобы делать хорошее кино. От всех этих перспектив может закружиться голова, и хорошо, что рядом с «Кинотавром» проходит Кинорынок, на стендах которого успокаивающе висят постеры с рекламой стереокино. Именно его будут предлагать все кинотеатры страны и именно его в ближайшее время придется смотреть зрителю, а критики пусть себе спорят.

Константин Буслов снимает "Бабло", чтобы его же и заработать. Но от фестивальных призов он тоже не откажется.
Не замечать зрителя перестало быть на «Кинотавре» модным. Основной конкурс пестрит фильмами, рассчитанными на широкого зрителя. Здесь «Бабло» Константина Буслова – брата Петра Буслова, работающего в стиле балабановских «Жмурок». «Без мужчин» Алисы Хмельницкой и Резо Гигинеишвили – глянцевая романтическая авантюрная комедия. «Вдребезги» Романа Каримова – пародия на дешевые B-Movies с элементами трэша, рассчитанная на подростков. «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова – комедия о том, как театральная труппа отправилась в турне. Про все эти и некоторые другие конкурсные фильмы страна еще услышит не раз, в них задействованы «звезды» коммерческого кино и им обеспечен широкий прокат.

"Охотник" Бакура Бакурадзе еще более неторопливый и завораживающий, чем его дебютная работа "Шультес"
Хотя критики, которые сегодня будут выбирать своих призеров, настроены более жестко. О коммерческих фильмах конкурса речь, видимо, идти не будет. Однозначным фаворитом предварительно называют «Охотник» Бакура Бакурадзе, одного из безусловных лидеров симпатий кинокритики. Среди остальных позиций: «Родина или смерть» Виталия Манского, «Бедуин» Игоря Волошина, «Громозека» Владимира Котта, «Безразличие» Олега Флянгольца и «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой. Эти картины будут основными претендентами на призы многих следующих за «Кинотавром» фестивалей, поэтому синефилам следует запомнить эти названия.
Завтра мы узнаем, кого выбрали критики и жюри «Кинотавра».