В реестре Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF), присуждающей фестивалям «класс А», значится два российских смотра подобного рода: ММКФ и «Послание к человеку».
Алексей Учитель говорит, что если бы знал, во что он ввязывается, ни за что не согласился бы заниматься таким трудоёмким делом, как фестиваль
Из-за нехватки бюджета фестиваль разрывался между стремлением составить большую программу, привезти «звёзд» и арендой максимального количества залов. Многие проблемы до сих пор не разрешены, но все надеются на организационный талант Алексея Учителя.
За год работы на посту президента фестиваля он успел обратить на «Послание» внимание не только администрации Петербурга, но и президентского дуумвирата. На открытие пришло по телеграмме от президента и премьер-министра, а Учитель сказал, что в следующем году был бы рад увидеть авторов, которые зачитают свои поздравления сами.
Но это всё официальная часть, важнее на таких мероприятиях сами фильмы. Их подборка заставляет каждый раз недоумевать даже знатоков кино, так как кураторы делают ставку на свежесть и оригинальность. Поэтому большая часть основного конкурса – это сюрпризы.
Из самого известного в этом году - Спайк Джонз, культовый клипмейкер и режиссёр фильмов «Быть Джоном Малковичем» (Being John Malkovich) и «Адаптация» (Adaptation). Его имя стоит под экспериментальным анимационным фильмом «Умереть рядом с тобой» (Mourir aupres de toi).
Видеоклип о съёмках анимации «Умереть рядом с тобой»
К закрытию фестиваля организаторы обещали Евгения Гришковца, который прочтёт специально написанное для фестиваля произведение, и триумфатора Венеции Александра Сокурова.
Виктор Косаковский решил устроить российскую премьеру «Антиподов» в родном городе, отказавшись от более выгодных предложений.
Открылся фестиваль новым документальным блокбастером «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского – вторым фильмом открытия Венецианского МКФ. Привлечение фильма такого уровня на открытие и в конкурс – демонстрация успеха составителей программы «Послания к человеку».
Ещё из известных документальных лент к конкурсе можно выделить Outro Юлии Панасенко – прошлогоднего хита, получившего главный приз на «Артдокфесте» и многих других фестивалях; «Я забуду этот день» Алины Рудницкой – выдающееся произведение искусства на такую неблагодарную тему, как проблема абортов. Но смотреть, как обычно, нужно всё, чтобы не пропустить шедевр. Шестьдесят фильмов в одном только международном конкурсе - хороший вызов даже для синефилов со стажем.
Благодарим Олега Гедровича за предоставленные фотографии.