Среди актёров, которые не любят давать интервью, почётное место занимает Константин Хабенский. Он неохотно общается с прессой и ведёт замкнутый образ жизни. Но когда он представил на «Кинотавре» свой новый фильм, несомненный зрительский хит Александра Велединского «Географ глобус пропил», Сергей Сычёв совместно с газетой «Кинотавр Daily» (журналист Андрей Захарьев) успел побеседовать с Хабенским. Разговор получился не только о фильме, но и о многом другом.
Кинотавр Daily
В интернете среди отзывов на книгу Алексея Иванова «Географ глобус пропил» часто можно прочитать: «Да это же про меня!», «Герой книги — это я». А что вы лично для себя нашли в Служкине?
Константин Хабенский
Я перехватил в свою жизнь его поведение и фразы уже после того, как мы сняли это кино и «впитали» в себя текст. Например, я теперь использую выражение «Отцы!», оно прикрепилось ко мне. Не то чтобы я пытался насытить персонаж какими-то своими качествами… В данном случае, скорее, персонаж меня насытил и, надеюсь, обогатил своими чертами. Хотя вроде как должно быть наоборот. Мне кажется, актёрская профессия заключается и в том, чтобы привить своему герою некоторые свои качества, и в том, чтобы самому насытиться своим героем и впитать что-то в себя.
За своего Служкина Константин Хабенский получил приз «Кинотавра» за Лучшую мужскую роль
Сергей Сычёв
В 1970-е был целый шлейф героев, похожих по типажу на Служкина. Пришлось ли вам дистанцироваться от них, поскольку все-таки прошло время, люди поменялись?
Константин Хабенский
Так как я воспитан на этих фильмах, то, советуясь с Велединским, не мог не сделать своего рода поклон в их адрес. И после показа «Географа…» ко мне сразу стали подходить люди и говорить: «Это же у тебя получились «Полеты во сне и наяву», а вот тут — «Отпуск в сентябре», а это «Пацаны»…». Я даже не спрашивал их об этом — зрители сами сказали. И слава Богу. Значит, хорошо потрудились.
Сергей Сычёв
Тем не менее, есть дистанция между теми героями и вашим Служкиным, который все-таки живет в другое время и в другом мире...
Константин Хабенский
Сегодня (на пресс-конференции после фильма - С.С.) Велединский очень правильно сказал, что Служкин сам смотрел все эти фильмы и мог пытаться себя вести, как герои этих фильмов, по-своему, насколько ему хватало фантазии, пластики… Понимаете, так или иначе я не могу дистанцироваться от тех фильмов, от тех работ моих коллег, которые, скажем так, подталкивают меня к дальнейшей актёрской работе. Я знаю, на кого равняться.
Сергей Сычёв
Но вы же не станете играть роль так же, как это делал Олег Янковский?
Константин Хабенский
Да, но во время съёмок или в другое время я могу думать об этом человеке, могу вспоминать его работы и пытаться равняться на этого актёра. Вот и весь ответ. Я вовсе не пытаюсь говорить, как Олег Янковский или как Олег Даль, но могу накинуть кепку и возомнить себя в какой-то момент Зиловым, могу кукарекнуть или повыть на Луну, как Олег Иванович. Я могу поступить так или иначе, но это не говорит о том, что я играю тех или
иных актёров. Нет, я живу своей жизнью.
Фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил» стал триумфатором «Кинотавра-2013». В прокате картина ожидается 16 октября.
Кинотавр Daily
Сейчас многие говорят, что нынешние актёры не идут ни в какое сравнение с великими артистами советских времен. Другие уверяют, что напротив, талантливая молодежь есть, но она другая, более реалистичная, с иной харизмой… Как вам кажется изнутри этой профессии, в каком она сейчас качестве пребывает?
Константин Хабенский
По-моему, в хорошем качестве. Есть ребята, которые занимаются делом, — а это самое главное, на мой взгляд. Получается у них или не получается — другой разговор. Получится, если человек — работает. Если он задает правильные вопросы, пытается на них ответить, а не выбивает себе по райдеру то или другое. Есть «райдеровые» актёры, а есть те, кто занимается делом. Естественно, всегда будут те, кто скажет, что сейчас нет и не может быть ничего хорошего. Но всё зависит от того, с кем мы сравниваем и чего ожидаем. Мне кажется, всё сейчас есть и будет хорошо, я это вижу.
Сергей Сычёв
Почему же многие режиссёры привлекают к работе зарубежных актрис, которых потом дублируют, и говорят, что в России нет достаточного количества профессионалов, отвечающих современным требованиям драматургии и способных наполнить образ достаточно глубоко?
Константин Хабенский
Это какие режиссёры?
Сергей Сычёв
Серебренников, Вырыпаев, например.
Константин Хабенский
У них есть возможность и желание поработать с этими актрисами — и слава Богу. Может быть, наши актрисы — актрисы, я подчеркну — не совсем готовы к тем требованиям, которые выставляют эти режиссёры. Может быть, они не видят в этом художественной необходимости, в отличие от наших западных коллег. И я так полагаю, это может быть связано с кассой. Такое тоже возможно.
Кинотавр Daily
Но есть и обратная ситуация: некоторые наши актёры стали неожиданно востребованы на Западе: Данила Козловский, Светлана Ходченкова, Юлия Снигирь… Почему так происходит, и есть ли вероятность того, что у них там карьера может сложиться успешно?
Константин Хабенский
Давайте я не буду размышлять на эту тему, потому что как у них все пойдет, как получится. Зависит от удачи, от того, как они дышат на английском языке, и от многих других факторов. Дай Бог, чтобы получилось. Лично я отношусь к подобным вещам, как к приключению: поработал там — потом вернулся в наш российский кинематограф, на нашу русскую драматическую сцену и начал заниматься делом.
Кинотавр Daily
То есть разговоры о том, что вы вот-вот иммигрируете в США, — ложь?
Хабенский в спектакле Кирилла Серебренникова «Вне системы» в МХТ имени А.П.Чехова; 2013 год
Константин Хабенский
Я не знаю, кто это говорит и пишет. Я сам с интересом читаю в прессе о том, что куда-то, оказывается, уезжаю. Стоит мне ненадолго пропасть, уехать куда-нибудь на съёмки, как возвращаюсь — и уже какие-то выводы сделаны.
Сергей Сычёв
В последнее время есть ощущение, что театр для вас является более
плодотворным местом для самовыражения, нежели кинематограф.
Константин Хабенский
Скажу очень просто: я в театре в прошлом году взял паузу и ничего не делал год — только для того, чтобы освободить время для других дел и соскучиться по сцене. Сейчас я уже соскучился и готов к следующему сезону, к новым работам. Нельзя относиться к театру и к кино как к конвейеру. Тут важно соскучиться.
Сергей Сычёв
За последние пять — шесть лет в кино у вас в основном были роли в блокбастерах, которые дают меньше возможности для актёрской самореализации. В то же время во МХТ им. А.П. Чехова шли ярчайшие спектакли с вашим участием. Поэтому кажется, что в театре вам более уютно.
Константин Хабенский
Мне кажется, что в театре на сегодняшний момент я понимаю чуть больше, чем в кино. Просто идёт процесс обучения, поэтому в театре от меня чуть больше зависит, чем в кино.
Сергей Сычёв
В конкурсе «Кинотавра» показывали фильм «Жажда», экранизацию повести
Андрея Геласимова, по которой вы в своё время записали моноспектакль. Причём рассказывают, что это была ваша личная инициатива. Часто ли у вас бывает возможность вот так выбрать произведение?
Константин Хабенский
Это была запись на радио. Предложение пришло от радио, после которого я познакомился с Геласимовым, с его работами, мне всё это понравилось. Не было так, что я вдруг сам захотел записать спектакль. Предложили, прочитал, влюбился. И тогда же, давно, было предложение участвовать в кинопостановке этой книги, но не сложилось. Часто ли возникают такие сотрудничества? Нет, нечасто.
Сергей Сычёв
Роли в блокбастерах вам сейчас предлагают?
Кадр из фильма «Географ глобус пропил»
Константин Хабенский
А что вы называете блокбастерами?
Сергей Сычёв
Фильмы с огромными бюджетами, рассчитанные на огромную прибыль.
Константин Хабенский
Блокбастером-то можно сделать фильм и с очень маленьким бюджетом, и он может принести космическую прибыль, как показывает практика. Но пока предложений подобных нет. Есть другие, в том числе бесплатные, зато они сами по себе интересны.
Кинотавр Daily
Скажите, у вас есть с «Кинотавром» какая-нибудь личная ассоциация?
Константин Хабенский
У меня очень яркие вспоминания о каждом моем пребывании на «Кинотавре». Первый раз я приезжал с фильмом «Женская собственность», буквально на один день, и сразу же улетел. Тогда мои ощущения были схожи с тем, что сейчас чувствует юная актриса Анфиса Черных из «Географа…». Это ожидание какого-то страшного успеха и т.д. Потом приезжал с «Бедными родственниками», и сейчас оказался здесь в третий раз. Знаете, это были абсолютно полярные и, скажем так, не всегда удобоваримые для средств массовой информации поездки, но всегда очень яркие.