Пять мастер-классов плюс case study - это как учеба в школе. Клэр Дени, Шарунас Бартас, Юрий Коротков, Павел Костомаров и Светлана Проскурина, каждый в своей манере, рассказывали всем желающим о том, как надо снимать большое кино и какие трудности могут возникнуть на этом пути.
Павел Костомаров
Делали они это очень по-разному. Клэр Дени доверилась киноведу Наталье Нусиновой, которая произвела подробный анализ творчества режиссера, с показом фрагментов и собственными обобщениями, а самой Дени было предоставлено право служить живым цитатником внутри этой лекции. Шарунас Бартас наоборот никаких лекций не предлагал. Вместо этого он быстро перешел к рабочему режиму, в котором отвечал на вопросы молодых кинематографистов о конкретных трудностях в работе.
Юрий Коротков рассказал, на примере собственной творческой биографии, о том, как сценарист идет к созданию героя и как этот герой впоследствии меняется в результате режиссерской интерпретации. Павел Костомаров показал фильм о съемках "Как я провел этим летом" с подробным комментарием в реальном времени. Светлана Проскурина устроила детальный разбор конкурсных короткометражек, на котором досталось всем - от Дмитрия Дюжева до каннского лауреата Марины Врода с ее фильмом "Кросс".
Дебют Дюжева в режиссуре, кстати, получился вполне в духе того, как обычно актеры приходят в новую профессию. Все они хотят сделать жестче, сентиментальнее, честнее и публицистичнее (последнее не про Дюжева), чем те картины, в которых они снимаются. То же у Дюжева: собачьи бои, медицинская операция крупным планом, ненависть двух братьев, сверхэротичная сцена с участием их отца, четкая мораль. Дюжеву аплодировали, но ни одного приза ему не досталось.
Как пишется сценарий, как его оценивает эксперт, как потом составляется смета и ищутся деньги, а также как актеры реагируют на предложение сниматься бесплатно?
Борис Хлебников
Про каждый из этих пунктов можно рассказать с юмором и интересно. Очень любопытная и новая штука для нашего кинобизнеса - case study. Скоро, видимо, придется привыкать к тому, чтобы писать это словосочетание русскими буквами и без перевода. Означает оно публичное обсуждение отдельно взятого кинопроекта, анализ его прибыльности и варианты его развития. Кажется, ничего скучнее быть не может. На самом же деле, это разговор о том, "из какого сора" вырастает кино. Говорили о фильме Бориса Хлебникова "Пока ночь не разлучит". Вся его история - это сюжет для отдельного авантюрного фильма. Например, Хлебников рассказывает о том, что стало происходить, когда огромное количество медийных лиц согласились сниматься в этом фильме:
Кадр из фильма "Мир крепежа" Михаила Сигала
А потом, и это главное событие прошедших дней, было вручение призов за короткий метр. Их получили, по убыванию значимости, Михаил Сегал ("Мир крепежа"), Михаил Местецкий ("Незначительные подробности случайного эпизода"), Марина Врода ("Кросс"), Мария Агранович ("No Problem").
Кажется, зачем знать широкой публике об этих фильмах, которые она никогда не увидит? По двум причинам. Во-первых, и об этом много говорят на этом "Кинотавре", короткий метр становится все популярнее, у него появляется свой прокат и свои "звезды". Во-вторых, все продюсеры России ходят на конкурс короткого метра, чтобы искать молодые таланты и дальше делать с ними кино. В ближайшие годы многие из участвующих в короткометражном конкурсе привезут свои фильмы в главный конкурс - и не только "Кинотавра", а может, и сразу Каннского или Берлинского МКФ. Поэтому имена победителей не мешает запомнить, на всякий случай, чтобы потом козырять давним знакомством с талантливым дебютантом. Нотку иронии внесла член жюри короткого метра Оксана Бычкова, награждая очередного лауреата:
О том, как ломают каноны и правила режиссеры полного метра на "Кинотавре", читайте в следующем спецрепортаже с места событий.