Российский режиссёр с мировым именем, обладатель многочисленных наград, в том числе «Золотого льва» в Венеции за картину «Возвращение», на этот раз представляет драму «Елена». Картина получила спецприз жюри конкурсной программы «Особый взгляд» на фестивале в Каннах в этом году. В России «Елена» выходит 29 сентября. В интервью «Индустрии кино» режиссёр рассказал о новой картине, о творческом методе и планах на будущее.
Звягинцев: «Кино - это не анестезия»
Иван Кудрявцев
Андрей, здравствуйте!
Андрей Звягинцев
Здравствуйте.
Иван Кудрявцев
Скажите, что послужило импульсом к созданию «Елены»?
Кадр со съёмок фильма «Елена». Фото Владимира Мишукова
Андрей Звягинцев
Я получил предложение от британского продюсера Оливера Данги поучаствовать в большом проекте, который предполагал четыре полнометражных фильма, созданных разными режиссёрами с разных континентов. Он назвал свой проект «Апокалипсис».
Режиссёров выбирал сам, внимательно изучил современное авторское кино и просчитал, как он сам говорил, все алгоритмы успешного проекта - вплоть до проката. Выходило так, что успешным в финансовом смысле может быть не один фильм, а только четыре. Не три и не пять, а именно четыре. Мне эта его алгебра совершенно была не ясна, но это и не важно. Важно, что появилась возможность снимать фильм.
Изначально наша картина задумывалась как англоязычная, сниматься должна была в Британии или в Америке. Позже мы от этой идеи отказались и решили снимать картину в России, без иностранного участия. Я очень рад тому, что проект вернулся на Родину. И случилось это во многом благодаря Александру Роднянскому, который сразу откликнулся на предложение совместной работы над "Еленой".
Иван Кудрявцев
Как родилась галерея образов?
Андрей Звягинцев
Процесс рождения замысла невозможно передать словами. А если говорить о фактах, то уже спустя два месяца после того, как нам со сценаристом Олегом Негиным поступило это предложение, мы отправили продюсеру первый вариант сценария. У нас своя, давно сформировавшаяся художественная система, в которой мы пробуем отказываться от некоторых классических, или лучше сказать, привычных драматургических схем.
Например, мы намеренно отказываем персонажам в "происхождении", мы это просто не проговариваем, что вызвало у Оливера массу вопросов. Его очень интересовало, например, где именно заработал свой капитал главный герой или кем работает сын Елены и т.д. Мы же идём совершенно другим путем: биографии персонажей, их профессии, образование и другие подобные детали важны для нас только тогда, когда в этом есть реальная сюжетная необходимость, иначе подобная детализация лишь сужает образ.
Иван Кудрявцев
Познакомьте нас с героями «Елены».
Андрей Звягинцев
Ох, как же я не люблю это делать…
Иван Кудрявцев
Мне кажется, людям было бы это интересно.
Кадр из фильма «Елена». Фото Владимира Мишукова
Андрей Звягинцев
В фильме главный персонаж - Елена - пожилая женщина. Эту роль играет потрясающая актриса Надежда Маркина, которая, кстати, в реальной жизни значительно моложе своей героини. Когда-то я увидел её в театре, она произвела на меня сильное впечатление своей искренностью, подлинностью и точностью существования на сцене, теперь я убедился в этом и в кадре. Действие картины вращается вокруг Елены и её мужа Владимира, их взаимоотношений. Они пенсионеры, у обоих уже были семьи, и у каждого есть дети от первых браков.
Владимира играет замечательный актёр и режиссёр Андрей Смирнов, снявший «Белорусский вокзал» и «Осень», а последняя его работа - историческая драма «Жила-была одна баба» - совсем скоро выйдет на экраны. Я восхищён этим человеком и его мужеством: однажды он сломал ребро и всё равно приехал на съёмки, готовый к работе. Он был готов играть! А играет Андрей Сергеевич изумительно точно. На площадке он был незаменим и даже давал ценные советы во время работы над диалогами. Я очень рад этому сотрудничеству.
Иван Кудрявцев
Главная героиня - простая женщина, которая содержит взрослого сына и его семью. Главный герой - богатый человек, его дочь - богемная девушка. Эти две группы персонажей у вас в фильме...
Андрей Звягинцев
Два разных сословия.
Иван Кудрявцев
Да. Вы в обоих этих слоях современного русского общества чувствуете нечто угрожающе тикающее или в каком-то одном? Или эта история - результат ваших размышлений о современном человеке вообще, вне страны, вне сословий?
Андрей Звягинцев
Меня, главным образом, волновал образ нашей героини, я пытался пристально вглядеться в мир её души. Остальные вопросы, в том числе сословные, служили для меня лишь фоном, своеобразной декорацией, в которой разворачивалась личная, глубокая душевная и духовная драма - обрушение в человеке нравственного мира. Этот фильм - о человеческой доле.
В одной китайской притче мудрецы по зову императора собрались, чтобы найти только одно слово, к которому в конечном счёте сводится вся человеческая жизнь. Думали они три дня и три ночи и объявили это слово - «выживание». Да, так оно и есть, но когда человек, его интересы и вся его жизнь сосредоточены только вокруг денег - это верный путь к погибели. Если у человека нет силы духа, желания творить, стремления к самосовершенствованию, если он не ставит перед собой серьёзные цели, лежащие за пределами материального мира, он обречён.
Иван Кудрявцев
Своим фильмом вы ставите что-то вроде диагноза с надеждой на исцеление?
Кадр из фильма «Елена». Фото Владимира Мишукова
Андрей Звягинцев
Вы хорошее слово подобрали - диагноз. Чехов с присущей ему иронией говорил, что он - не автор, а доктор. С одной стороны, он, действительно, озвучил свою основную профессию, а с другой, выходит, сформулировал философское определение того, чем должен заниматься художник - ставить безошибочный диагноз. Представлять людям объективные наблюдения за миром, в котором они живут.
А дальше дело самих людей - выбирать способ лечения. Это уже их собственная ответственность. То есть, «исцеление», о котором мы тут говорим, - целиком их дело, дело каждого. Мы ставили перед собой задачу быть объективными: никому не сочувствовать, никого не обвинять. Надеюсь, в фильме нет морализаторства.
Конечно, кино - как любой предмет искусства - это гипербола, метафора, оно априори не может быть объективным. В «Елене» в каждом персонаже - некое сгущение смыслов. И я вслед за вами хотел бы сказать, что «Елена» - это диагноз, а не анестезия.
Меня, как и всё, так сказать, молодое российское авторское кино, часто упрекают в том, что в наших фильмах нет надежды, что всё очень мрачно. Мне бы очень хотелось, чтобы всё было хорошо и светло, но нельзя только из этих соображений показывать мир лучше, чем он есть на самом деле.
Поэтому я для себя решил так: плоско и грубо представленная на экране надежда усыпляет бдительность зрителя, то есть, она-то и есть анестезия. А зритель должен получить не успокаивающую инъекцию, он должен почувствовать желание что-то изменить, в первую очередь, в себе самом. Надежда должна жить внутри каждого человека, а не рядиться в какие-то тени на экране.
Иван Кудрявцев
Над чем вы сейчас работаете?
Андрей Звягинцев
Над собой. Пытаюсь обуздать своё стремление немедленно начать следующий проект. Потому что только тогда я чувствую себя человеком, начинаю дышать и жить. У меня есть готовые сценарии – замыслы, которые я мечтаю осуществить. Например, «Виноград» - замысел о Великой Отечественной войне, состоящий из трёх новелл и во многом основанный на документальных материалах. Первая новелла - о Бабьем Яре. Действие второй разворачивается в блокадном Ленинграде. Третья история - интимная, подлинная, рассказанная фронтовиком своему внуку, моему знакомому.
Другой замысел – античный мир, Древняя Греция, IV век до нашей эры. Третий – это масштабное кино с мощным историческим охватом: Киевская Русь, 1015 год, первые годы христианства. Верю, что когда-нибудь я сумею эти замыслы осуществить.
Иван Кудрявцев
Желаю вам удачи и хорошего, резонансного проката вашей картине "Елена".
Андрей Звягинцев
Спасибо большое!