Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Звягинцев: «Кино - это не анестезия»

В прокат выходит новый фильм Андрея Звягинцева «Елена»

Российский режиссёр с мировым именем, обладатель многочисленных наград, в том числе «Золотого льва» в Венеции за картину «Возвращение», на этот раз представляет драму «Елена». Картина получила спецприз жюри конкурсной программы «Особый взгляд» на фестивале в Каннах в этом году. В России «Елена» выходит 29 сентября. В интервью «Индустрии кино» режиссёр рассказал о новой картине, о творческом методе и планах на будущее.

Звягинцев: «Кино - это не анестезия»

Звягинцев: «Кино - это не анестезия»

Иван Кудрявцев
Андрей, здравствуйте!

Андрей Звягинцев
Здравствуйте.

Иван Кудрявцев
Скажите, что послужило импульсом к созданию «Елены»?

Кадр со съёмок фильма «Елена». Фото Владимира Мишукова

Андрей Звягинцев
Я получил предложение от британского продюсера Оливера Данги поучаствовать в большом проекте, который предполагал четыре полнометражных фильма, созданных разными режиссёрами с разных континентов. Он назвал свой проект «Апокалипсис».

Режиссёров выбирал сам, внимательно изучил современное авторское кино и просчитал, как он сам говорил, все алгоритмы успешного проекта - вплоть до проката. Выходило так, что успешным в финансовом смысле может быть не один фильм, а только четыре. Не три и не пять, а именно четыре. Мне эта его алгебра совершенно была не ясна, но это и не важно. Важно, что появилась возможность снимать фильм.

Изначально наша картина задумывалась как англоязычная, сниматься должна была в Британии или в Америке. Позже мы от этой идеи отказались и решили снимать картину в России, без иностранного участия. Я очень рад тому, что проект вернулся на Родину. И случилось это во многом благодаря Александру Роднянскому, который сразу откликнулся на предложение совместной работы над "Еленой".

Иван Кудрявцев
Как родилась галерея образов?

Андрей Звягинцев
Процесс рождения замысла невозможно передать словами. А если говорить о фактах, то уже спустя два месяца после того, как нам со сценаристом Олегом Негиным поступило это предложение, мы отправили продюсеру первый вариант сценария. У нас своя, давно сформировавшаяся художественная система, в которой мы пробуем отказываться от некоторых классических, или лучше сказать, привычных драматургических схем.

Например, мы намеренно отказываем персонажам в "происхождении", мы это просто не проговариваем, что вызвало у Оливера массу вопросов. Его очень интересовало, например, где именно заработал свой капитал главный герой или кем работает сын Елены и т.д. Мы же идём совершенно другим путем: биографии персонажей, их профессии, образование и другие подобные детали важны для нас только тогда, когда в этом есть реальная сюжетная необходимость, иначе подобная детализация лишь сужает образ.

Иван Кудрявцев
Познакомьте нас с героями «Елены».

Андрей Звягинцев
Ох, как же я не люблю это делать…

Иван Кудрявцев
Мне кажется, людям было бы это интересно.

Кадр из фильма «Елена». Фото Владимира Мишукова

Андрей Звягинцев
В фильме главный персонаж - Елена - пожилая женщина. Эту роль играет потрясающая актриса Надежда Маркина, которая, кстати, в реальной жизни значительно моложе своей героини. Когда-то я увидел её в театре, она произвела на меня сильное впечатление своей искренностью, подлинностью и точностью существования на сцене, теперь я убедился в этом и в кадре. Действие картины вращается вокруг Елены и её мужа Владимира, их взаимоотношений. Они пенсионеры, у обоих уже были семьи, и у каждого есть дети от первых браков.

Владимира играет замечательный актёр и режиссёр Андрей Смирнов, снявший «Белорусский вокзал» и «Осень», а последняя его работа - историческая драма «Жила-была одна баба» - совсем скоро выйдет на экраны. Я восхищён этим человеком и его мужеством: однажды он сломал ребро и всё равно приехал на съёмки, готовый к работе. Он был готов играть! А играет Андрей Сергеевич изумительно точно. На площадке он был незаменим и даже давал ценные советы во время работы над диалогами. Я очень рад этому сотрудничеству.

Иван Кудрявцев
Главная героиня - простая женщина, которая содержит взрослого сына и его семью. Главный герой - богатый человек, его дочь - богемная девушка. Эти две группы персонажей у вас в фильме...

Андрей Звягинцев
Два разных сословия.

Иван Кудрявцев
Да. Вы в обоих этих слоях современного русского общества чувствуете нечто угрожающе тикающее или в каком-то одном? Или эта история - результат ваших размышлений о современном человеке вообще, вне страны, вне сословий?

Андрей Звягинцев
Меня, главным образом, волновал образ нашей героини, я пытался пристально вглядеться в мир её души. Остальные вопросы, в том числе сословные, служили для меня лишь фоном, своеобразной декорацией, в которой разворачивалась личная, глубокая душевная и духовная драма - обрушение в человеке нравственного мира. Этот фильм - о человеческой доле.

В одной китайской притче мудрецы по зову императора собрались, чтобы найти только одно слово, к которому в конечном счёте сводится вся человеческая жизнь. Думали они три дня и три ночи и объявили это слово - «выживание». Да, так оно и есть, но когда человек, его интересы и вся его жизнь сосредоточены только вокруг денег - это верный путь к погибели. Если у человека нет силы духа, желания творить, стремления к самосовершенствованию, если он не ставит перед собой серьёзные цели, лежащие за пределами материального мира, он обречён.

Иван Кудрявцев
Своим фильмом вы ставите что-то вроде диагноза с надеждой на исцеление?

Кадр из фильма «Елена». Фото Владимира Мишукова

Андрей Звягинцев
Вы хорошее слово подобрали - диагноз. Чехов с присущей ему иронией говорил, что он - не автор, а доктор. С одной стороны, он, действительно, озвучил свою основную профессию, а с другой, выходит, сформулировал философское определение того, чем должен заниматься художник - ставить безошибочный диагноз. Представлять людям объективные наблюдения за миром, в котором они живут.

А дальше дело самих людей - выбирать способ лечения. Это уже их собственная ответственность. То есть, «исцеление», о котором мы тут говорим, - целиком их дело, дело каждого. Мы ставили перед собой задачу быть объективными: никому не сочувствовать, никого не обвинять. Надеюсь, в фильме нет морализаторства.

Конечно, кино - как любой предмет искусства - это гипербола, метафора, оно априори не может быть объективным. В «Елене» в каждом персонаже - некое сгущение смыслов. И я вслед за вами хотел бы сказать, что «Елена» - это диагноз, а не анестезия.

Меня, как и всё, так сказать, молодое российское авторское кино, часто упрекают в том, что в наших фильмах нет надежды, что всё очень мрачно. Мне бы очень хотелось, чтобы всё было хорошо и светло, но нельзя только из этих соображений показывать мир лучше, чем он есть на самом деле.

Поэтому я для себя решил так: плоско и грубо представленная на экране надежда усыпляет бдительность зрителя, то есть, она-то и есть анестезия. А зритель должен получить не успокаивающую инъекцию, он должен почувствовать желание что-то изменить, в первую очередь, в себе самом. Надежда должна жить внутри каждого человека, а не рядиться в какие-то тени на экране.

Иван Кудрявцев
Над чем вы сейчас работаете?

Андрей Звягинцев
Над собой. Пытаюсь обуздать своё стремление немедленно начать следующий проект. Потому что только тогда я чувствую себя человеком, начинаю дышать и жить. У меня есть готовые сценарии – замыслы, которые я мечтаю осуществить. Например, «Виноград» - замысел о Великой Отечественной войне, состоящий из трёх новелл и во многом основанный на документальных материалах. Первая новелла - о Бабьем Яре. Действие второй разворачивается в блокадном Ленинграде. Третья история - интимная, подлинная, рассказанная фронтовиком своему внуку, моему знакомому.

Другой замысел – античный мир, Древняя Греция, IV век до нашей эры. Третий – это масштабное кино с мощным историческим охватом: Киевская Русь, 1015 год, первые годы христианства. Верю, что когда-нибудь я сумею эти замыслы осуществить.

Иван Кудрявцев
Желаю вам удачи и хорошего, резонансного проката вашей картине "Елена".

Андрей Звягинцев
Спасибо большое!
Елена
Андрей Звягинцев

Новинка

Эмоции от статьи

Поделись своими эмоциями от статьи
радость
восхищение
удивление
мотивация
подавленность
тревога
грусть
страх
отвращение
разочарование
Написать комментарий

Написать комментарий

Символов осталось: 1000

Написать ответ

Символов осталось: 1000

alex-l

Арнольд Шварценбергер

24.07.2012 14:37

Отлично!Отлично!

Ответить

1
0

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100