Ты решаешь, что смотреть


Андрей Звягинцев на гребне «новой волны»

Или как кино возвращалось в Россию

Драма Андрея Звягинцева «Елена», уже удостоенная на кинофестивале в Каннах специального приза жюри конкурса «Особый взгляд», выходит в широкий прокат. Это уже третья картина мастера и новый этап в развитии отечественного кино. Звягинцев уже получал «Золотого льва» ещё в начале нового тысячелетия за свой дебютный фильм «Возвращение». Этим призом он не только завоевал себе место в мировом кинематографическом пантеоне, но и обозначил старт движения, которое теперь называют «новой волной» российского кино. В ожидании нового шедевра «Фильм Про» предлагает повнимательнее всмотреться в лица нового времени.

Александру Сокурову на своём пути к «Золотому льву» (за «Фауста») в течение многих лет приходилось искать деньги на фильмы за рубежом. И показывать свои картины там же - в Германии, США, Великобритании, Японии...


Вспомним, что происходило в российском кино до 2003 года. В немногих тогда ещё Dolby-кинотеатрах страны шли только американские фильмы. Русское кино существовало лишь на фестивалях, причём в двух вариантах. Либо оно делалось за государственный счёт и после очень небольшого резонанса исчезало из актуального кинопроцесса. Либо производилось с существенным участием зарубежных партнёров, и тогда это были уже более серьёзные бюджеты, прокат за рубежом и редкие отзвуки в России.

В 90-е годы для многих кинематографистов такая форма работы стала одновременно и единственной возможностью остаться в профессии, и трамплином для профессиональных и творческих возможностей. В этой нише существовали Александр Сокуров, Павел Лунгин, Сергей Лозница, Виктор Косаковский, Бахтиёр Худойназаров, Сергей Бодров, Сергей Дворцевой, Виталий Манский и многие другие авторы.

По их творчеству Запад судил о нашей действительности, а на родине фильмы этих режиссёров показывать было негде и некому. Другое дело, что к 2003 году интерес зарубежных инвесторов к нашему кино стал иссякать. Образ нищей и голодной России им приелся, а результатов (в смысле призов и коммерческих сборов) наше кино стало давать всё меньше.

«Возвращение» стало дебютом и для актёра Ивана Добронравова. Теперь он вырос и активно снимается в авторском кино


Фильм «Возвращение» Звягинцева был целиком снят на российские деньги. Не на госбюджетные, а за счёт бизнесмена Дмитрия Лесневского, предоставившего Звягинцеву не только финансовые средства, но и свободу действий в их «освоении». И вот – триумф на весь мир. Значит, в России можно самостоятельно делать кино, причём очень качественное и оригинальное.

Кроме того, оказалось, что у российских картин есть свой зритель, о чём свидетельствовал успех фильма «Бумер» Петра Буслова – фестивальной картины, неожиданно для всех ставшей хитом в том же 2003 году и так же сделавшей Буслова одной из громких фигур зарождавшейся «волны».

Пётр Буслов был «флагманом» недолго: ни одной из картин, снятых им после дебютного «Бумера», не удалось приблизиться к художественному уровню и успеху первой.


Измотанные зарубежными питчингами авторы наконец воспрянули духом и продолжили снимать кино уже в России и для России. Вскоре, например, Павел Лунгин создал свой самый громкий фильм «Остров». Но у этого поколения режиссёров к 2003 году уже появилась смена, которую мы сегодня и называем «новой волной» русского кино.

В 2003 году выходит «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского. После этого фильма пути режиссёров разошлись, но единомыслие осталось, они всё равно остаются представителями одного направления. Хлебников, как более радикальный автор, снял впоследствии «Свободное плавание» и «Сумасшедшую помощь». Попогребский, склонный к магистральным линиям киноязыка, получил главный приз на «Кинотавре» за «Простые вещи», а потом три награды в Берлине за «Как я провёл этим летом», фильм, который стал одним из главных международных успехов отечественного кино за последнее десятилетие.

Трейлер фильма «Как я провёл этим летом»


В этом же году Алексей Герман-мл. выпускает короткометражку «Последний поезд», в которой чувствуется влияние знаменитого отца. Оно же остаётся в «Garpastum» и «Бумажном солдате», но дополняется ощущением растущей индивидуальности режиссёра. В 2004 году выходит «Русское» Александра Велединского. Несколько позже его фильм «Живой» стал одним из лидеров отечественного проката. В настоящее время режиссёр работает над картиной с Константином Хабенским по роману «Географ глобус пропил».

Ещё в 2004 году второй фильм Андрея Прошкина «Игры мотыльков» показывает, что перед нами серьёзный автор, а его следующие ленты «Миннесота» по сценарию Александра Миндадзе и «Апельсиновый сок» демонстрируют постоянный поиск на грани зрительского и элитарного кино.

Французский постер фильма «Все умрут, а я останусь»


Дальше - больше. В 2006 году «Девять семь семь» молодого Николая Хомерики вводят его в разряд самых интересных русских режиссёров, после чего «Сказка про темноту» и «Сердца бумеранг» только закрепляют этот статус. А за год до этого, в 2005 году, в нашу жизнь ворвалась ещё более молодая бунтарка Валерия Гай Германика со своей неигровой работой «Девочки». После странного эксперимента «День рождения инфанты» она «выстреливает» игровой вариацией на тему «Девочек» «Все умрут, а я останусь», после чего принимается за скандальный сериал «Школа».

Из театра в кинематограф пришли Иван Вырыпаев, Кирилл Серебренников и Василий Сигарев. В игровое кино из документального - Сергей Лозница, Сергей Дворцевой, Алексей Федорченко. Прогремели своими фильмами Игорь Волошин, Павел Бардин, Алексей Мизгирёв, Бакур Бакурадзе, Дмитрий Мамулия, Михаил Калатозишвили, Валерий Тодоровский. За ними идут всё новые и новые авторы, которые едут на международные фестивали, получают призы.

Но всё это ещё не делало это поколение режиссёров «новой волной». В целостное движение их объединяет другое. Именно они стали основой для недавно образованного Киносоюза (как альтернатива Союзу кинематографистов). Они собирают дискуссии, выступают публично с манифестами и критикой современного кинопроцесса. Участвуют в создании новых законопроектов о кино. Создают совместные киноальманахи.

Опыт полуподпольной работы в условиях безденежья и бесправия научил режиссёров «новой волны» объединяться и бороться за выживание совместными усилиями.


Вторая картина Звягинцева «Изгнание» показала, что успех «Возвращения» был не случайностью, а началом карьеры большого режиссёра. Лента принесла приз Константину Лавроненко за «Лучшую мужскую роль» и номинацию на «Золотую ветвь» в Канне

Может быть, это прозвучит слишком громко, но без Андрея Звягинцева «новой волны» могло бы не возникнуть. Нужно было появиться молодому и яркому кинематографисту, который доказал бы, что можно снять картину, не ориентируясь на колею, в которой застряли его современники, и быть понятым, оцененным. Вместо «чернухи» о русской деревне и тотальном пьянстве - «Возвращение», притча в духе не то Тарковского, не то Линча. Цельная, вдумчивая, символичная, но и глубоко современная.

Звягинцев вгрызся в европейское кино, выдёргивая из него то, что ему было нужно. Иногда в буквальном смысле слова. Известен, например, анекдот о том, как режиссёру понадобилась для съёмок иностранная актриса, но у неё были театральные гастроли, и тогда продюсер Лесневский выкупил все билеты в театре одной из европейских столиц, где она должна была выступать. Потому что так захотел Звягинцев.

Постер фильма "Елена"

В «Изгнании» Звягинцев как будто отдал последнюю дань Тарковскому (слишком уж стиль фильма похож на «Жертвоприношение»), чтобы в «Елене» подойти к традициям современного реалистического кино, в котором главное - это пессимизм в отношении «маленького человека» и судьбы западной цивилизации в целом. Творчество Звягинцева заслуживает отдельного анализа, нам он сейчас важнее как фигура в отечественном кино.

Самобытный и талантливый человек, вместе с тем хорошо знающий и охотно использующий достижения мирового кинематографа. Индивидуалист, который готов объединяться с другими, такими же, как он, творческими единицами. Дитя постмодернизма и его отрицатель. Молодой, упрямый, амбициозный скептик. Лицо «новой волны», и вместе с тем автор, всегда стоящий особняком. Таков Звягинцев, но таковы и все те, чьи имена названы выше среди представителей этой «волны». Те, кому принадлежат будущее и настоящее нашего кино.
Елена
Андрей Звягинцев, Дмитрий Лесневский

Новинка

Эмоции от статьи

Поделись своими эмоциями от статьи
радость
восхищение
удивление
мотивация
подавленность
тревога
грусть
страх
отвращение
разочарование
Написать комментарий

Написать комментарий

Символов осталось: 1000

Написать ответ

Символов осталось: 1000

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100