«Убедитесь, что вам будут преподавать кино те люди, которые умеют “водить”»
Сценарист «Праведника» представил на «Зимнем» кинематографическую «автошколу» МШНК и особенности её модульной системы
Московская школа нового кино работает с 2012 года и предлагает восемь основных направлений обучения: режиссёрское, операторское, сценарное и актёрское мастерство, а также монтаж, кинокритика, видеоарт и продюсирование. На Форуме киношкол в рамках фестиваля «Зимний» эти программы презентовал сценарист, продюсер и режиссёр Геннадий Островский, который руководит в МШНК одной из мастерских.
«Убедитесь, что вам будут преподавать кино те люди, которые умеют “водить”»
Также руководитель сценарной мастерской МШНК представил своё объяснение слова «новое» в названии школы: «Каждое поколение рассказывает о том, что его интересует. Новое — это вы сами. Новое в мире, как говорил Пастернак, — это талант, ваш талант. Если вы снимете по-настоящему талантливое кино, то оно никогда не пропадёт. Оно может лежать год или два на полке, но его обязательно кто-то увидит и донесёт до зрителя».
Островский призвал помнить, что талант порой проявляется далеко не сразу, и дал совет, как ускорить процесс этого проявления: «Образование и образованность — это то, что поможет вам создать хорошее кино. Сейчас поставить камеру и нажать кнопку может любой. Но нам всем нужны смыслы в кино, а не просто картинка».
Руководитель сценарной мастерской МШНК также призвал быть осторожнее с понятием «коммерческого» кино. «Что такое коммерческая работа? Если вы сняли работу, которую у вас кто-то купил, это не значит, что она коммерческая. Как и то, [что] если вас не купили, не значит, что вы сняли не “коммерцию”. Многие пытаются снимать коммерческие работы и думают, что их купят, но в итоге ни туда ни сюда. Надо снимать то, что близко тебе, и тогда точно получится», — рассуждает Островский. По его мнению, цель сделать “коммерцию” должен ставить перед собой продюсер, а если её будут преследовать режиссёр или сценарист, то фильм будет низкокачественным или вовсе не получится. Островский напомнил, что студентам МШНК не ставят рамок относительно того, какое кино им следует снимать: сугубо авторское, арт-мейнстрим или же зрительское.
Правильную стратегию выбора киношколы Островский объяснил метафорически: «Когда вы идёте на вождение, вас учит человек, который уже хорошо умеет водить. Здесь такая же ситуация: убедитесь, что вам будут преподавать кино те люди, которые уже умеют “водить”». Он напомнил, что МШНК первой среди российских киношкол ввела вместо привычной «линейной» системы обучения «модульную». При такой системе студенты учатся не у одного мастера, а у разных.
«Мастер — это человек, который формирует ваш вкус. Он не ставит оценки, в отличие от преподавателей. Он субъективно объясняет, почему, на его взгляд, это плохо, а это хорошо. На любое произведение есть 54 взгляда. Кто-то обязательно подойдёт и скажет, что это шедевр, кто-то — совсем противоположное. Главное — вынести что-то из каждого мнения», — подытожил Островский.